Туркмения предложила ООН стать гарантом энергетической безопасности на Каспии при реализации проекта по экспорту газа в Европу. Для разработки международно-правового документа, регламентирующего права и обязанности производителей, транзитеров и потребителей энергоресурсов, в Брюсселе 22 апреля состоялась заседание рабочей группы правительства Туркмении и секретариата Энергетической хартии. Эксперты считают, что Ашхабад не доверяет ближайшим соседям и опасается, что они могут препятствовать поставкам туркменского газа в Европу.

С инициативной обезопасить газопроводы, превратив их в объекты международно-правовой охраны, президент Гурбангулы Бердымухамедов впервые выступил на 63-й сессии ООН в 2009 году. Идея эта родилась в Ашхабаде в связи со стремлением туркменского руководства реализовать планы по диверсификации экспорта в европейском и афганском направлениях. Строительству Транскаспийского трубопровода мешают Москва и Тегеран, которые выступают против прокладки любых трубопроводов, пока не будет определен статус Каспия. А строительство Трансафганского газопровода из Туркмении в Афганистан, Пакистан и дальше в Индию (ТАПИ) пока невозможно из-за затяжной нестабильности в регионе. Но ситуация постепенно меняется в пользу Ашхабада.

Евросоюз рассчитывает заменить российский газ туркменским. Брюссель ведет переговоры с потенциальными участниками проекта. Именно поэтому Ашхабад решил заручиться гарантией со стороны ООН по части безопасности транснациональных трубопроводов. На заседании туркменского правительства Бердымухамедов отметил "роль ООН как универсальной мировой структуры, в рамках которой возможно достижение широкого международного консенсуса по вопросам формирования новой архитектуры энергетической безопасности". Глава государства считает, что встреча в Брюсселе "призвана стать еще одним шагом на пути практической реализации Резолюции ООН "Надежный и стабильный транзит энергоносителей и его роль в обеспечении устойчивого развития и международного сотрудничества", принятой по инициативе Туркменистана в мае 2013 года на 67-й сессии Генассамблеи".

"Туркмения, как известно, подписала Энергетическую хартию, которая является важным программным и международным соглашением, закладывающим основу равноправного и открытого сотрудничества в энергетической сфере. Естественно, республика старается использовать преимущества своего участия в договоре, чтобы обеспечить условия для поставок своего топлива на мировые рынки. В этом плане инициатива по имплементации норм Энергетической хартии под покровительством ООН выглядит обоснованным шагом. Другое дело, что не все соседи Туркмении – партнеры по энергетическому сотрудничеству являются членами Энергетической хартии. Это снижает возможности использования ее положений для создания действительно свободного доступа на международные рынки, без дискриминации", – сказал "НГ" научный сотрудник Института востоковедения РАН Станислав Притчин.

"Главная дипломатическая задача Ашхабада – обеспечить себе политическое алиби неучастия в споре с Россией за Транскаспийский трубопровод. Поэтому он неуклонно стремится подключить ООН к решению проблемы строительства магистральных трубопроводов на Каспии, в том числе в европейском направлении", – сказал "НГ" ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Шохрат Кадыров. Он напомнил, что во времена СССР "старшим братом" Туркмении была Россия, после распада Советского Союза президент Туркмении Сапармурат Ниязов предложил занять это место Китаю. "Теперь все идет к тому, что таким старшим братом могут стать США. Но демонстративная дружба с Вашингтоном грозит испортить отношения Ашхабада с Москвой. Поэтому получившему от ООН нейтральный статус Туркменистану лучше действовать именно через структуры ООН", – считает Кадыров.

Не имея прямого выхода на европейские рынки, Туркмения находится в своеобразном геополитическом мешке. "В продаже своего газа на юг она зависит от Ирана. Продавать на запад мешает Россия, не соглашающаяся на строительство трубопровода через Каспий. Причем в последнее время все больше заметно, что Россия просто не хочет иметь энергетического конкурента, потому что ее ссылки на угрозу экологии Каспия не выдерживают критики. Вред от участившихся военных учений России на Каспийском море наносит его экологии куда больший вред, чем проектируемый трубопровод. Да и сама Россия строит трубопровод по дну Черного моря без особых опасений испортить биосферу всего бассейна", – отметил Шохрат Кадыров.

Эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев сказал "НГ", что в контексте обращения Ашхабада к ООН вспоминается недавняя просьба руководства Туркмении к США об оказании военной помощи и встречное заявление главы Центрального командования США генерала Ллойда Остина о готовности пойти навстречу. "Формально в рамках своего нейтралитета, не имея права пригласить иностранный контингент, Ашхабад, похоже, решил прикрыть предполагаемое американское военное присутствие флагом ООН. Вероятно, туркменское руководство держит в уме пример 2001 года, когда основные внешние акторы региональной политики Россия и Китай смирились с размещением военных баз США в Киргизии и Узбекистане, считая их меньшим злом, нежели гипотетическое наступление ИГ с сопредельной афганской территории", – сказал Князев.

Эксперт считает, что главная угроза стабильности Туркмении находится все-таки не в Афганистане. "Боестолкновения на границе с афганскими группировками пока являются лишь катализатором роста угроз внутренних. И главная из них – рост экстремистских и террористических группировок внутри страны. В феврале в городе Теджене начались аресты сторонников "нетрадиционного ислама". Сейчас арестовано более 150 человек, а въезд в город по-прежнему ограничен. Неспокойно и в других регионах республики. При этом вызывают сомнение намерения американских военных в Туркмении, а особенно их способность противостоять специфическим угрозам внутреннего свойства. Гораздо прозрачнее политические задачи США, в которые поддержание стабильности в Туркмении вряд ли входит. Речь идет скорее всего о размещении неких контингентов в районе Теджена, занимающего ключевое место недалеко от всех крупнейших газовых месторождений и афганской границы. Можно предположить, что американцев интересует установление контроля над Тедженом, Серахсом и всем узловым регионом стыка трех границ – Афганистана, Туркмении и Узбекистана, а также каспийское направление. Другими словами, главным является не абстрактный антитеррор, а управление проектами туркменского газового экспорта, а заодно недопущение сближения Туркменистана в сфере безопасности с КНР и РФ", – сказал "НГ" Князев.

Виктория Магда

20.04.2015

Источник: НГ