В США продолжают раздувать тему атак «российских хакеров» на серверы Демократической партии, несмотря на то, что нет никаких доказательств о причастности Москвы к этим инцидентам. В четверг, 15 декабря, пресс-секретарь Белого дома Джошуа Эрнест заявил, что избранный президент Дональд Трамп знал о том, что Россия занималась «злонамеренной деятельностью в киберпространстве» и намеренно вредила избирательной кампании Хиллари Клинтон, чтобы помочь республиканцу победить.

Трамп резко отреагировал на слова Эрнеста, назвав его «глупым парнем». Тем не менее, значительная часть американского истеблишмента, особенно связанного с уходящей демократической администрацией, не собирается так просто отказываться от поисков «российских хакеров», пока еще есть такая возможность. Президент Барак Обама в интервью NPR (Национальному общественному радио), которое вышло в эфир 15 декабря, пообещал, что США ответят на действия хакеров.

«Нет сомнений, что когда иностранные правительства вмешиваются в наш избирательный процесс, мы должны действовать. И мы будем действовать — в том месте и в то время, какие сочтем нужным. Какие-то меры мы будем озвучивать на публике, какие-то — нет», — заявил Обама.

Помощник президента России Юрий Ушаков, комментируя слова Обамы, рассказал, что Владимир Путин уже давал американскому коллеге «четкий ответ» по поводу обвинений во вмешательстве в избирательную кампанию. «Был разговор тет-а-тет, разные темы обсуждались. Эта тема затрагивалась, причем с нашей стороны был дан очень четкий ответ, который, может быть, не вписывался в то, что нам пытался объяснить Обама», — сказал Ушаков.

Очевидно, разъяснения российской стороны Обаму не удовлетворили или же он делает свои громкие заявления на публику. И все же, что же это за меры, которые США могут проводить из-за недоказанных атак «российских хакеров»? Ответ на этот вопрос можно найти в свежей публикации главного корреспондента CNN по вопросам национальной безопасности Джима Шутто.

Журналист полагает, что первым шагом Вашингтона была попытка «пристыдить» Россию, публично раскритиковав ее действия. Так как эта мера оказалась неэффективной, следующим шагом Белого дома может стать пакет очередных экономических санкций. Но и эти рычаги уже доказали, что не способны «изменить поведение Москвы».

Поэтому, по мнению Шутто, США должны перевести свою месть в плоскость киберпространства. Здесь у Вашингтона широкий арсенал инструментов — от «распространения неприятной информации о российском президенте» до «атак на важнейшие системы инфраструктуры страны» и даже организации полного «блэкаута» в Москве. Возможно, корреспондент CNN слишком много смотрит телевизор, ведь такой сценарий — отключение электричества и всех систем в Москве в ответ на хакерские атаки — был показан в одной из серий американского сериала «Мадам госсекретарь». С другой стороны, не исключено, что таким образом общественное мнение США готовят к подобному развитию событий.

Впрочем, журналист CNN подчеркнул, что Белому дому стоит быть осторожным с применением таких радикальных средств, ведь «противник обладает схожими возможностями», и США рискуют запустить новый круг эскалации.

Старший преподаватель кафедры социальной технологии МГГУ им. Шолохова Константин Шадров считает, что к угрозам американцев стоит отнестись со всей серьезностью.

— Больше всего похоже на то, что демократическая администрация хочет успеть что-то сделать напоследок. Все заявления о российских хакерах — это попытка придумать оправдание под свои возможные действия.

Я бы даже не исключал, что это эмоциональная реакция. Последние месяцы Обамы — это полный провал во всех смыслах. И в экономике их трясет, и бюджетный дефицит растет несколько месяцев подряд, и собираемость налогов падает. Не удалось неоднократно анонсированное победное наступление на ИГИЛ в иракском Мосуле, а сирийцы при поддержке России, несмотря на неудачу в Пальмире, смогли взять Алеппо. Не говоря уже о поражении Хиллари Клинтон на выборах.

Администрации Обамы просто нечем похвастать. Понятно, что у тех, кто претендовал на мировое могущество, но не смог даже победить на внутренних выборах, может быть несколько неравная реакция. Не всегда стоит искать в ней рациональный мотив.

«СП»: — Но насколько возможно то, о чем пишет журналист CNN?

Технологически нанесение определенного ущерба российской инфраструктуре возможно. Существуют такие программные коды, которые активизируются в определенный момент и могут выводить из строя сложное оборудование. Например, в Иране все центрифуги в один момент вдруг вышли за штатный режим работы и разрушились. Как выяснилось в результате расследования, это был программный код, заложенный кем-то извне. Власти Ирана признали, что в 2010 году ядерная программа страны была серьезно замедленна из-за компьютерного червя Stuxnet. В создании вредоносного кода Тегеран обвинил США. Впоследствии иранская инфраструктура подвергалась аналогичным атакам, но уже меньшего масштаба.

Поэтому я бы серьезно отнесся к этим заявлениям. Необходимо усилить кибербезопасность, чтобы предотвратить все угрозы, какие возможны. А если что-то предотвратить не получится, нужно обязательно сделать выводы на будущее и развивать собственное программное обеспечение вплоть до создания собственного защищенного сегмента интернета.

И все же я надеюсь на благоразумие тех, кто делает эти громкие заявления.

Президент «Консорциум Инфорус», специалист по информационной безопасности Андрей Масалович полагает, что заявления о «блэкауте» — это блеф, а вот более мелких атак стоит опасаться.

—  То, что происходит в информационном пространстве, всегда преследует какую-то цель. Очень часто эта цель не связана с объектом обсуждения. В нашем случае хакеры совершенно не при чем. У американских спецслужб есть боевая задача — увести разговор от нескольких тем, которые стоило бы в действительности обсуждать.

«СП»: — Каких тем?

Первая тема — это чудовищный и невообразимый провал американской разведки. Выясняется, что четыре, а то и восемь лет демократическая администрация жила в каком-то розовом тумане, очень далеко от реальности. Разведка снабжала их, мягко говоря, искаженной картиной мира и отчасти сама в нее верила. Если для многих серьезных аналитиков было видно, что шансы Клинтон на выборах гораздо хуже, чем у Трампа, то демократы были на сто процентов уверены в своей победе. Поэтому сейчас спецслужбы готовы придумать что угодно, лишь бы не обсуждали этот чудовищный ляп.

Второй момент в том, что ни один из хакеров опубликованные письма не писал и не подделывал. Писала их сама Хиллари Клинтон и ее помощники. Из этих писем следует, что Америке рановато называться демократической страной. После того, что там творится, поучать других ей как-то не к лицу. Множество усилий связано с тем, чтобы говорили не об этом, а о чем-то еще.

Третий же прокол администрации США заключается в том, что несмотря на все притязания на мировое господство, все их системы, в том числе критичные для инфраструктуры, оказались уязвимыми перед хакерами. Иногда они подвергались атакам не просто групп, а хакеров-одиночек, совсем не связанных с Россией или Китаем. Например, были случаи атак практически любителем из Румынии. Этих инцидентов накопилось так много, что налогоплательщики начинают спрашивать, на что же идут их деньги. При всех разговорах о кибервойне, сами они перед угрозами беззащитны.

«СП»: — А мы? Как серьезно нужно относиться к перспективе «блэкаута» в Москве или атак на инфраструктуру?

— Такие угрозы из уст высокопоставленных чиновников — это крайний непрофессионализм. Дело в том, что киберпространство еще в 2011—2012 годах в оборонных доктринах США и НАТО, а затем и в нашей доктрине было приравнено к реальному пространству. Таким образом, любые атаки в киберпространстве трактуются как начало войны и могут повлечь адекватные и разноплановые военные меры в ответ. Условно говоря, за атаку на серверы может последовать ракетный удар по каким либо объектам противника.

Поэтому никто никаких серьезных действий предпринимать не будет, и американцы это сами прекрасно понимают. Разговоры об инициированной американским правительством масштабной атаке кажутся мне блефом от начала до конца. «Блэкаут» Москвы или атака такого рода со стороны США — это, фактически, объявление войны ядерной державе.

«СП»: — Значит, кибервойны можно не опасаться?

— Не совсем так. Помощь мелким хакерам, которые наносят комариные укусы, будет. Точно так же, как власти США помогают разным боевикам в Сирии, они будут оказывать поддержку хакерам. Но мы уже привыкли к таким точечным атакам. Нападения масштабов атаки на Сбербанк 18 декабря 2014 года я с тех пор не видел (массированная атака включала в себя рассылку SMS-сообщений и распространение многочисленных заявлений, в которых говорилось, что у Сбербанка проблемы с выдачей депозитов и Visa собирается заблокировать все карты российского банка).

Были попытки более масштабных атак, но не очень удачных, или удачные, но не слишком крупные. Последние атаки на Центробанк я бы вообще не связывал с активностью американской администрации, это, скорее, действия международных хакерских группировок, связанные с похищением финансов. В целом же такие укусы идут все время. Возможно, под Новый год или в разгар праздников их частота увеличится.

Что касается компромата против президента РФ Владимира Путина, это тоже предсказуемо. Напомню, что в течение четырех лет по версии журнала Forbes самый влиятельный человек в мире — это Путин, а не Обама. Поэтому американский президент хочет хоть что-то сделать в конце своего правления.

Да и вообще, то, что сейчас происходит вокруг «российских хакеров» — это попытка администрации Обамы перевести стрелки с реальных проблем на мифические.

Мария Безчастная

16.12.2016

Источник: svpressa.ru