В президентский Совет по правам человека (СПЧ) продолжают поступать жалобы от родителей солдат, направленных на учения в Ростовскую область. Обеспокоенные родственники опасаются, что на самом деле молодых людей перебрасывают в Украину. Между тем правозащитникам уже известно о 10 погибших вроде бы как в военных действиях. Вчера, как стало известно «НГ», члены СПЧ направили уже повторное обращение в Следственный комитет (СК) России с просьбой провести все необходимые расследования.

Правозащитники составляют списки предположительно погибших и пропавших без вести в Украине российских солдат. Сегодня в нем уже сотни имен. В СПЧ и правозащитные организации ежедневно поступают обращения родителей срочников и контрактников, уехавших на учения в Ростовскую область. Они опасаются, что на самом деле их дети могут быть переброшены в Украину.

По словам члена СПЧ, председателя питерского отделения ассоциации «Солдатские матери» Эллы Поляковой, если на прошлой неделе это были единичные обращения, то сегодня ситуация, похоже, приобретает признаки массовости. Она утверждает, что письма приходят со всей территории страны, но наибольшее количество из Дагестана, Чечни и Ставрополья. Помимо переписки с различными структурами родители многих военнослужащих уже обивают пороги военкоматов, пытаясь отозвать со службы своих сыновей.

«Мы понимаем их волнения и обращаемся в разные инстанции, чтобы узнать судьбы этих молодых людей», – заявил «НГ» профессор Высшей школы экономики, член СПЧ Илья Шаблинский. Но результатов, по его словам, пока нет. Сегодня СПЧ располагает информацией о 10 погибших (по официальной версии, на военном полигоне в Ростовской области) военнослужащих, хотя в середине недели речь шла о девяти. Однако ни родственники, ни правозащитники не верят в эту версию. «Нам отказываются предоставить какие-либо подробности. Хотя полигон – это слишком объемное понятие, – говорит эксперт, – об их гибели мы узнали из разных источников, в том числе и от родителей, которые хотят знать детали случившегося». Среди погибших – санитарный инструктор, разведчики, гранатометчик, снайпер и минер, проходившие службу по контракту в 18-й мотострелковой бригаде. Большинство были уроженцами Дагестана. Вчера, по информации «НГ», СПЧ повторно передал обновленный список в СК с требованием возбудить уголовное дело и расследовать гибель военнослужащих.

Полякова утверждает, что список будет расти – уже сегодня есть негласные сведения о других погибших. Однако пока правозащитники отказываются о нем говорить. «Каждый день нам поступает новая информация от разных людей, – сказала «НГ» Полякова. – Ситуация катастрофическая, но власти остаются к ней глухи». Правозащитница провела параллель с августовскими событиями 2008 года – во время войны с Грузией: «Под аналогичными предлогами наших солдат-контрактников и тогда перекинули на границу. У них отобрали все документы, включая паспорта. Вместо этого при них была бумага, заверяющая, что они находятся в командировке на учении вблизи границы». По словам Поляковой, тогда тоже возникало много вопросов: как, например, они оказались по другую ее сторону? Почему одни и с оружием? Она напомнила, что приказы им отдавались в устной форме, а чтобы общественность не узнала подробностей – солдат запугивали: «Их запросто могли объявить дезертирами, мало ли, человек решил сбежать и самостоятельно пересек границу».

Сегодня, по ее словам, возникает похожая ситуация: более 400 человек ныне находятся в военных госпиталях в Ростове, и почти никто из них не желает делиться подробностями с правозащитниками. Собеседники «НГ» предполагают, что их могли заставить подписать контракт, где говорится о неразглашении информации. Либо пригрозить лишить социальных льгот. Кстати, даже те, кто согласен рассказать некоторые детали, документально никак не могут подтвердить, что участвовали в боевых действиях. «У солдат отнимают все документы», – в частности, заявила правозащитница. Напомним: ранее Полякова также утверждала, что за участие в боевых действиях на востоке Украины военным из числа проходящих службу по контракту в Дагестане платили по 250 тыс. руб. Некоторых контрактников, по ее словам, по возвращении с территории Украины увольняют задним числом.

Стоит отметить, что на этой неделе в СМИ уже появлялась информация о похоронах нескольких военнослужащих ВДВ под Псковом. Обстоятельства их гибели оставались неясными, однако звучали догадки, что их могли убить в Украине. После чего нападению подверглись несколько журналистов – это корреспонденты телеканала «Дождь», «Русской планеты», «Фонтанки.ру» и «Новой газеты», – пытавшихся выяснить подробности произошедшего. Правозащитники обратились к министру иностранных дел России Сергею Лаврову с просьбой расследовать инцидент. «Информация о похоронах в Пскове российских десантников нуждается в детальной дополнительной проверке», – заявил накануне пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. «Безусловно, наверняка соответствующими ведомствами эта информация проверяется. Но в то же время она нуждается в детальной проверке перед тем, как делать какие-то заключения на сей счет», – продолжил он.

Даже если количество обращений резко увеличится, а правозащитники удвоят свои усилия, общественность не слишком эмоционально это воспримет, полагает замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Он напоминает, что большинство россиян сегодня поддерживают российскую власть в украинском вопросе: «Кремль действует очень тонко: например, санкции на западную продукцию нам подают не как сигнал, что вырастут цены и некоторые товары исчезнут с полок, а как перспективу для модернизации сельского хозяйства». Поэтому, говорит эксперт, большая часть населения поверит, когда ей сообщат, что убитые военные – это всего лишь пропаганда, то бишь провокация Запада.

Екатерина Трифонова

29.08.2014

Источник: «Независимая газета»