Недавно директор национальной разведки (ДНР) Соединенных Штатов Америки Джеймс Клеппер подписал две директивы, регламентирующие деятельность соответствующих оперативных и контрразведывательных подразделений разведывательного сообщества (РС) страны, занимающихся сбором информации из агентурных источников. Как за рубежом, так и в США.

Эти документы, вышедшие под номерами ICD 310 и ICD 311, имеют открытый характер и опубликованы на сайте ДНР. В них ничего не говорится о каких-либо конкретных разведывательных и контрразведывательных операциях и не раскрываются формы и методы деятельности спецслужб. Предыдущий документ подобного рода, который отменяют новые директивы, был выпущен директором ЦРУ и имел номер DCID 5/1P. Директива вышла под заголовком «Координация проведения тайных разведывательных операций в зарубежных странах» (Coordination of US Clandestine Foreign Intelligence Activities Abroad). Она имела гриф «Совершенно секретно» и была недоступна американской общественности.

ТАЙНЫЕ ОПЕРАЦИИ ВАШИНГТОНА

Американская разведка присутствует практически во всех ведомствах на территории США, в зарубежных странах и международных институтах, представляющих для нее интерес. Белый дом собирает все необходимые ему сведения на своей территории и во всем мире, называя это обеспечением национальной безопасности. На земле, пожалуй, нет ни одного закоулка, где бы не расставляли свои сети американские разведчики и где бы не было их агентуры.

До недавнего времени проведение разведывательных, прежде всего специальных и тайных операций в зарубежных странах было прерогативой Центрального разведывательного управления (ЦРУ), которое было создано по приказу президента Трумэна в 1947 году и напрямую подчинялось Совету национальной безопасности (СНБ), учрежденному в том же году в рамках программы реорганизации высшего государственного руководства. В соответствии с американским законодательством ЦРУ было главной службой внешней разведки Америки, действовавшей в любой точке земного шара.

Постоянными членами СНБ являются президент, вице-президент, государственный секретарь, министр обороны; директор ЦРУ и председатель Комитета начальников штабов. Аппарат СНБ возглавляет помощник президента по национальной безопасности. СНБ и подчиненное ему ЦРУ играют ведущую роль в выработке внешнеполитического курса страны.

Как указывается на сайте ЦРУ, его сотрудники должны обеспечивать решение следующих задач:

1) сбор разведывательной информации через агентурную сеть и другими способами;

2) сопоставление и оценка полученных разведданных, связанных с национальной безопасностью, и предоставление разведывательной информации соответствующим инстанциям;

3) сбор разведданных за пределами США через агентурные источники РС, уполномоченные осуществлять сбор информации, в координации с другими департаментами, ведомствами и органами федерального правительства. При этом руководство ЦРУ обязано обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов, а также принимать все необходимые меры по вскрытию потенциальных угроз Америке и безопасности всех лиц, вовлеченных в сбор разведданных;

4) по указанию президента или ДНР выполнять иные подобные функции и обязанности, относящиеся к разведывательной деятельности,  обеспечивающей национальную безопасность.

Но если говорить более просто, то сотрудники этого ведомства должны собирать необходимую информацию как тайными, так и открытыми способами, объединять ее со сведениями, полученными другими федеральными ведомствами, и после подробного анализа обобщенных данных представлять структурам, ответственным за формирование политики США, итоговые отчеты. ЦРУ также обязано давать рекомендации СНБ по вопросам, касающимся национальной безопасности, и обеспечивать координацию разведывательной деятельности различных ведомств.

УТРАТА МОНОПОЛИИ

До 2004 года директор ЦРУ занимал должность директора центральной разведки (DCI) и был главным советником президента по вопросам разведывательной деятельности. Однако в соответствии с законом «О национальной безопасности» от 2004 года была учреждена должность ДНР, которому была передана основная часть функций по общему руководству РС США, ранее выполнявшихся директором ЦРУ.

А в 2012 году американские СМИ сообщили о планах Пентагона к 2018 году расширить свою агентурную сеть в зарубежных странах и довести численность специалистов в области специальных разведывательных операций до 1600 человек. В это число не входят сотрудники аппаратов военных атташе и другие военнослужащие, которые работают в интересах разведки, имея свой официальный статус.

Основная часть новых сотрудников военной разведки будет работать под различными прикрытиями, включая дипломатические. Какие-то из этих специалистов, видимо, будут нелегалами, то есть выступать как граждане тех государств, в которых ведется разведка, или иметь паспорта дружественных им третьих стран. До недавнего времени агентурная разведывательная деятельность была прерогативой Центрального разведывательного управления (ЦРУ). В настоящее время в Разведывательном управлении МО (РУМО) служит около 16,5 тыс. специалистов. Общая численность оперативных работников РУМО на данный момент составляет примерно 500 человек. До недавнего времени они проводили свои операции главным образом на театрах военных действий в Ираке и до сих пор занимаются аналогичной деятельностью в Афганистане. Теперь поле их разведывательной активности может существенно расшириться. Силами своей агентуры Пентагон намерен собирать интересующую его информацию в самых разных частях планеты.

Намерение Пентагона создать стратегическую агентурную разведку имеет длинную историю. Первый шаг в этом направлении сделал Дональд Рамсфелд, занимавший в 2001–2006 гг. пост министра обороны. Сообщение о том, что в Пентагоне существует секретный разведывательный отдел, занимающийся проведением тайных операций, появилось в начале 2005 года в газете Washington Post. Как тогда объявило издание, это подразделение к тому времени функционировало в МО уже в течение двух лет.

Газета также сообщила, что военный министр, которому, по ее информации, была непосредственно подчинена новая служба, хотел таким образом повысить эффективность обеспечения руководителей войск данными о противнике и создать разведывательную структуру, способную выработать новые методы борьбы с ячейками боевиков. Кроме того, он намеревался в максимальной степени снизить зависимость руководства МО и войск от сведений, поступающих только от ЦРУ.

Оперативные работники этого ведомства снабжали руководство Пентагона сведениями, которые касались главным образом Ирака и Афганистана. В последние годы они стали обеспечивать военных данными об Иране, о Китае, Северной Корее и некоторых других государствах, сведения о которых интересовали МО. Они также предоставляли военному ведомству информацию о террористических группировках, действующих в горячих точках. В 2018 году монополия ЦРУ на ведение внешней разведки будет существенно ограничена.

«ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ И ЗАКОНОПОСЛУШНОСТЬ» СПЕЦСЛУЖБ АМЕРИКИ

В каждой из новых директив ДНР указывается, что она издана для того, чтобы обеспечить бесконфликтность, координацию и интеграцию операций всех агентурных подразделений разведки и контрразведки, сотрудники которых решают свои задачи за рубежом и на территории Америки или проводят тайные акции, финансируемые в рамках национальной программы разведки (National Intelligence Program). Хотя, как уже говорилось выше, в них нет никакой информации о формах и методах деятельности спецслужб и ничего не говорится о направлениях проведения спецопераций, эти документы все-таки представляют определенный интерес.

Прежде всего необходимо сказать о том, что указания ДНР органам агентурной разведки в отличие от других документов аналогичной направленности не имеют грифа секретности и доступны всем, желающим с ними ознакомиться, Это свидетельствует о снятии определенных ограничений, до сих пор распространявшихся абсолютно на все, что так или иначе связано с разведкой.

Факт появления указанных директив в свободном доступе подтверждает выполнение данных ранее обещаний ДНР ознакомить американскую общественность с органами и формами управления деятельностью структур РС, о правилах, обеспечивающих соблюдение сотрудниками спецслужб федерального и международного законодательства и о методах контроля их действий. Их публикация, как утверждают некоторые американские эксперты, свидетельствует о том, что разведка стремится оправдать желание американской общественности о большей осведомленности о своей деятельности и сделала значительное отступление от федеральных законов, регламентирующих соблюдение секретности, или от внутренних норм разведывательных структур по закрытию данных, которые недоступны широкой общественности.

Кроме того, совершенно очевидно, что эти директивы были написаны специалистами, хорошо знающими юриспруденцию, поскольку их язык полностью соответствует языку юридических документов. По этой причине оперативным офицерам агентурной разведки при выполнении функций, предписанных им данными директивами, придется консультироваться с юристами и адвокатами, чтобы получить правильное толкование их положений и правомочность своих действий.

Бывший главный юрист ЦРУ Джон Риццо, проработавший в Конторе, как между собой называют штаб-квартиру этого ведомства, расположенную в Лэнгли, штат Виргиния, ее сотрудники, 33 года, через четыре года после отставки написал воспоминания о своей работе под названием «Человек Конторы». Естественно, что он, связанный обязанностью хранить государственную тайну, не мог описать все особенности деятельности своего ведомства. Но все же несколько любопытных подробностей о делах главного шпионского учреждения Америки Риццо раскрыл. Из его воспоминаний хорошо видно, какое внимание уделялось и уделяется в ЦРУ юриспруденции. В 1976 году, когда Риццо пришел в ЦРУ, там работало менее двух десятков адвокатов и юристов. В 2009-м, уходя на пенсию, он руководил отделом, состоящим из 125 человек. В настоящее время, по его оценкам, в Конторе насчитывается не менее 150–160 юристов.

Но все эти разговоры о законопослушности специалистов разведывательных ведомств США, и прежде всего фицеров ЦРУ, вдребезги разбиваются непреложными фактами. Всему миру известна деятельность его агентов, которые не страдают моральными издержками. Они воруют секреты всех стран, устраивают государственные перевороты, убивают политических лидеров, мошенничают и даже торгуют наркотой. Как отмечают некоторые эксперты, в закрытых директивах, руководствах и наставлениях по ведению внешней разведки сотрудниками Лэнгли указывается, что оперативники ЦРУ должны быть готовы к скрытому вмешательству во внутренние дела других стран, если получат соответствующие распоряжения от вышестоящих инстанций. Так что о полном следовании законодательным нормам и о беспрецедентной нравственности всех американских разведчиков говорить просто смешно. Разведка – дело трудное и темное. В ней главное – добыть информацию. А как это делается и чем приходится поступаться, всегда остается за кадром!      

Владимир Иванов, обозреватель Независимого военного обозрения

26.08.2016

Источник: НВО