У задержанного за шпионаж в Белоруссии украинского журналиста Павла Шаройко обнаружили псевдонимы как минимум 16 участников агентурной сети, сообщил телеканал "Беларусь-1".

"Во время обыска у Шаройко обнаружили псевдонимы еще как минимум 16 участников агентурной сети. По мнению белорусских контрразведчиков, людей могли использовать и в темную, когда агент-поставщик информации и не догадывается, кому и зачем выдает сведения", - говорится в сообщении.

Как сообщалось, 20 ноября в КГБ Белоруссии сообщили о задержании в Минске с поличным гражданина Украины Павла Шаройко по обвинению в шпионаже.

По информации КГБ, Шаройко признал, что является кадровым сотрудником разведки Украины. В Белоруссии он работал под прикрытием на должности корреспондента общественной национальной телерадиокомпании Украины.

Шаройко обвиняется в том, что создал агентурную сеть из граждан Белоруссии, которые выполняли его задание по сбору разведданных в военно-политической сфере. В КГБ сообщили, что во время обыска у задержанного были обнаружены копии донесений, направленных им ранее в центр.

По данным КГБ, координацию разведывательной деятельности осуществлял сотрудник Главного управления разведки Минобороны Украины Игорь Скворцов, действовавший под прикрытием должности советника посольства Украины в Белоруссии. За деятельность, не совместимую с дипломатическим статусом, Скворцов был выслан из Белоруссии.

Украина, в свою очередь, руководствуясь принципом взаимности, выслала из страны белорусского дипломата. В МИД Белоруссии расценили решение Киева как абсолютно безосновательное и назвали его недружественным шагом.

Также по делу о шпионаже был задержан гражданин Белоруссии, который признал свою вину и сообщил, что работал по заданию украинской военной разведки.

27.11.2017

Источник: INTERFAX.RU

Дружба дружбой, а шпионы врозь

Шпионский скандал между Украиной и Белоруссией набирает обороты, пишет украинский еженедельник «2000». 20 ноября в Комитете госбезопасности Республики Беларусь официально сообщили о задержании гражданина Украины Павла Шаройко, которого подозревают в шпионаже. Не то чтобы для кого-то это стало новостью, ведь о задержании своего собкора руководитель Национальной общественной телерадиокомпании Украины Зураб Аласания заявил еще 17 ноября. Тем не менее, Минск взял паузу и несколько дней не давал официальных разъяснений. Паузу, нужно сказать, длительную, ведь, как выяснилось, задержан Шаройко был еще 25 октября.

Лишь когда подозреваемый, по словам белорусской стороны, дал признательные показания, дело вышло в публичную плоскость. Представители КГБ Белоруссии провели пресс-конференцию, на которой представили выдвинутый журналисту список обвинений. По словам силовиков, Шаройко под прикрытием журналистской деятельности для Украинского радио успешно сформировал на территории страны сеть информаторов, сообщавших ему важную информацию о белорусских военных объектах. Он якобы являлся кадровым сотрудником украинской разведки в чине полковника. Представитель госбезопасности Дмитрий Побяржин заявил, что Шаройко свою вину признал и даже назвал своего куратора — первого секретаря посольства Украины в Минске Игоря Скворцова. В результате дипломата объявили персоной нон грата и выслали на родину. Украинская сторона медлить не стала и 21 ноября сделала ответный шаг, выслав из страны первого секретаря посольства Беларуси.

По статье «Шпионаж» Шаройко грозит от 7 до 15 лет лишения свободы. На такой же срок, но по статье «Измена государству» могут быть осуждены его осведомители с белорусским гражданством, один из которых уже дает признательные показания.

Естественно, Главное управление разведки МО Украины отрицает обвинения белорусского КГБ. Но понятно, что это было бы сделано в любом случае, на то она и разведка: «Служба по связям с общественностью ГУР МО Украины уполномочена заявить, что изложенная в указанном заявлении информация не соответствует действительности».

В нем указано, что Павел Шаройко «проходил службу в ГУР МО Украины на должности начальника пресс-службы», но в 2009-м был уволен с военной службы по состоянию здоровья, после чего работал журналистом украинских СМИ, в том числе корреспондентом на территории Республики Беларусь.

Разбираться в том, насколько справедливы обвинения белорусской стороны, предоставим компетентным органам. Хотя тот факт, что Петр Порошенко  20 ноября уволил заместителя председателя Службы внешней разведки (СВР) Владимира Синькевича без разъяснения причин, наталкивает на определенные размышления. Тем более что ранее, в октябре, были уволены еще один замглавы СВР Игорь Пашковский и первый зампред СВР Игорь Разников.

Гораздо интереснее, как эта история повлияет на отношения Украины и Белоруссии. Ведь несмотря на то, что Республика Беларусь вроде бы ближайший союзник России (и даже входит в формальное Союзное государство), Александр Лукашенко в последние годы стремится подчеркнуть свою независимость. В частности, проводя гораздо более дружественный курс в отношении Украины.

Минск не стал признавать вхождение Крыма в состав Российской Федерации, а в конфликте на востоке Украины занял позицию посредника. Вряд ли стоит напоминать, что мирные соглашения не случайно носят название Минских и переговоры между контактными группами проходят именно в столице Белоруссии. В июле 2017 г. Александр Лукашенко посетил Киев с официальным визитом, во время которого президенты говорили, как замечательно развиваются отношения между странами и обсуждали будущие проекты, например организацию поставки нефти через территорию Украины.

Теперь же над этими амбициозными планами нависла тень (если, конечно, допустить, что их действительно должны были реализовать, а не оставить в области политической риторики). Как и над ролью посредника и миротворца, которую последние годы с удовольствием играл Минск. Спикер Верховной Рады Андрей Парубий в действиях соседей традиционно усмотрел «руку Кремля».

«Влияние политики Кремля и Путина на Беларусь увеличивается. Очевидно, с этим и связаны недружественные действия белорусской власти относительно Украины», — заявил он в эфире канала «112», добавив, что Киев должен поддерживать «демократические процессы» в этой стране.

Но дело в том, что нынешний скандал совсем не нужен Украине. Особенно на фоне обострения отношений с остальными соседями — Польшей, Румынией и Венгрией. Дружественные контакты с Белоруссией, во-первых, были выгодны политически и экономически, а во-вторых, заставляли Кремль понервничать. Поэтому окончательно ссориться с Минском Киеву не хотелось бы.

Более того, некоторые эксперты полагают, что и Белоруссия вовсе не хотела раздувать шпионский скандал. В качестве аргумента они приводят трехнедельную паузу между задержанием и официальным обнародованием этой информации. Это не домыслы, а факты: в пресс-релизе КГБ сообщается, что о задержании МИД республики информировал украинского посла в Минске Игоря Кизима еще 25 октября, но «с учетом характера двусторонних отношений достигнута договоренность данные факты не предавать огласке».

Возможно, в это время стороны пытались договориться, как уладить ситуацию так, чтобы никто не потерял лицо. Но что-то пошло не так, и 17 ноября было заявление Аласании, а 20-го — пресс-конференция КГБ. Что именно пошло не так? Возможно, излишне бойкие заявления украинских политиков. Достаточно вспомнить одного Игоря Мирошниченко, который 16 ноября фактически призвал забрасывать диверсионные группы в РБ и ввести с этой страной визовый режим. Отметилась и первый вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко, которая назвала голосование Белоруссии в ООН против украинской резолюции о правах человека в Крыму «ножом в спину».

Представитель МИД Белоруссии Дмитрий Мирончик достаточно жестко отреагировал на эти пассажи, назвав их авторов «политическими маргиналами», а сами заявления — адресованными украинской аудитории. Не исключено, что именно эти инциденты вынудили Минск показать, что он не потерпит с собой разговоров в таком тоне.

Хотя при этом обращает на себя внимание тот факт, что президент Белоруссии Александр Лукашенко до сих пор не прокомментировал задержание, а он явно не тот человек, без ведома которого совершаются такие вещи. Кстати, пока что молчит и Петр Порошенко, хотя разнообразные украинские политики очень красноречиво высказались по этому поводу. Эксперты полагают, что если бы Минск и Киев хотели обострения конфликта, резкие высказывания доносились бы с самого высокого уровня. Пока же сохраняется вероятность того, что скандал будет замят по политическим соображениям. Хотя, как показывает практика, логика и даже политическая целесообразность не всегда являются руководящим мотивом руководителей.

Вера Соколова.

26.11.2017

Источник: svpressa.ru