Президенты США и России Барак Обама и Владимир Путин поздравили президента Азербайджана Ильхама Алиева с Днем Республики, который отмечается 28 мая. В поздравительном послании Обама подтвердил приверженность Вашингтона содействию в урегулировании карабахского конфликта. В то же время в поздравлении, поступившем от руководства России, отмечается заинтересованность Москвы в сохранении в карабахском конфликте режима прекращения огня.

На первый взгляд, США и Россия в разрешении армяно-азербайджанского конфликта выступают с единых позиций. Однако в карабахском вопросе у этих стран лишь одна общая геополитическая цель — не допустить новой большой войны, так как она может не ограничиться участием только Азербайджана и Армении, и вероятна угроза превращения ее в глобальное противостояние, куда могут вмешаться Турция, Иран, Израиль и Россия. А это для США совсем не выгодно.

Вообще, в последнее время наиболее активна среди сопредседателей Минской группы ОБСЕ Россия. Благодаря именно ее усилиями после «четырехдневной войны», в ходе которой Азербайджану удалось отбить у противника ряд стратегических высот на севере и юге Карабаха, в Москве 5 апреля было подписано соглашение о перемирии.

Не случайно, помощник по общественно-политическим вопросам президента Азербайджана Али Гасанов, комментируя накануне в интервью телеканалу ANS итоги «четырехдневной войны» в начале апреля, сказал, что 4 апреля сразу все международные организации обратились к Азербайджану и Армении с требованием прекратить боевые действия. «К нам поступили обращения стран-членов Совбеза ООН. Страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ также потребовали немедленно прекратить огонь. И конечно же, они имеют на это право, так как международные нормы требуют решать все конфликты мирным путем. По этой причине Азербайджан вынужден был остановить боевые действия, и в этом основную роль сыграл президент России Владимир Путин», — сказал помощник президента Азербайджана.

Гасанов считает, что страны-сопредседатели МГ ОБСЕ решительно уверены в том, что статус-кво уже не удастся сохранять длительное время, и поэтому нагорно-карабахский конфликт будет обсужден в более динамичной форме и найдет свое решение. «Главное, что частые встречи не решают проблему, страны-сопредседатели должны решительно продемонстрировать свою волю. Что я имею в виду, говоря о воле? На Армению должно быть оказано давление, армянскую сторону должны вынудить относиться серьезно к мирным переговорам», — сказал он.

Помощник президента Азербайджана вновь указал, что проблема должна быть урегулирована на основе резолюций Совбеза ООН: «С одной стороны, международные нормы обязывают к мирному решению проблемы. Но с другой — остаются невыполненными 4 резолюции Совбеза ООН. Опять речь идет о двойных стандартах в системе международных отношений. К примеру, международному сообществу понадобилась всего неделя для освобождения оккупированного Кувейта. А в данном случае на протяжении 20 лет, несмотря на резолюции ООН, Нагорный Карабах остается под оккупацией. Это проявление ужасного, кощунственного отношения к международным нормам».

Однако ряд экспертов итоги венской встречи президентов Азербайджана и Армении восприняли с осторожным оптимизмом. По их общему мнению, встреча хотя и не стала прорывом, но и не явилась дипломатическим провалом. Каждая из сторон получила то, на что рассчитывала, хотя и не на все сто процентов.

Армения добивалась внедрения новых механизмов укрепления режима прекращения огня и расследования инцидентов, и это нашло свое отражение в заявлении посредников. Азербайджан стремился к переводу переговорного процесса в обсуждение вопросов политического урегулирования, предусматривающего деоккупацию территорий, и в заявлении этот вопрос также был отражен.

По мнению бывшего помощника президента Азербайджана Гейдара Алиева, главы Центра стратегических и международных исследований Эльдара Намазова, процесс внедрения механизма расследования инцидентов, предусматривающий увеличение числа наблюдателей на линии фронта, оснащения их техническими средствами займет определенное время и потому, скорее всего, будет синхронизирован с началом переговоров по политическому урегулированию.

Как отметил Намазов в интервью газете «Ени Мусават», Азербайджан, в общем-то, никогда не был против расследования инцидентов с нарушением режима прекращения огня, но считал, что это не должно использоваться Арменией для замораживания конфликта и уклонения от обсуждения вопросов освобождения оккупированных территорий.

На взгляд эксперта, военные действия начала апреля изменили статус-кво и продемонстрировали, что нерешенность конфликта грозит в любой момент перерасти в масштабную войну. Посредники обеспокоены этим и потому активизировали дипломатические усилия. «Поскольку в нынешней ситуации из-за диаметрально разнящихся и непримиримых позиций, стороны не способны договорится об окончательном статусе Нагорного Карабаха, то единственно возможным сценарием мирного урегулирования является поэтапный процесс, о чем говорил и Сергей Лавров», — отметил Намазов.

Не исключено, что здесь речь идет о так называемом «плане Лаврова», который базируется на «мадридских принципах», предложенных Минской группой ОБСЕ еще в 2007 году и их несколько видоизмененном варианте — «казанской формуле». Баку, судя по всему, практически согласен с российским предложениями с некоторыми оговорками. Теперь же, по всей видимости, Москве придется уговорить Ереван согласиться с этим планом.

Но вместе с тем пока сложно что-нибудь прогнозировать. Кремль с удивлением обнаружил, что у него нет по-настоящему преданных союзников в этом регионе: Грузия даже бравирует своей ориентацией на Запад, Азербайджан в качестве союзника признает только Турцию, а последняя надежда — Армения — в любой момент может перекинуться в другой стан. Москва осознала наконец, что, несмотря на постоянную поддержку, армяне только затаили свою неприязнь к российским властям и готовы в любой момент закидать всех тухлыми яйцами, и не только, как они это сделали с российским посольством в Ереване.

Поэтому в карабахском вопросе все будет продвигаться осторожно, чтобы, как выразился недавно президент Путин, не навредить. По-видимому, в решении карабахской проблемы возможны три сценария.

По одному из них переговорный процесс из-за неразрешимых противоречий постепенно станет затухать, и ситуация вернется к доапрельскому состоянию «ни войны, ни мира». По другому сценарию мирный процесс, запущенный в Вене, будет реализован, и стороны достигнут устойчивого мира. По третьему сценарию из-за внутренних протестов руководство Армении откажется возвращать районы вокруг Нагорного Карабаха, и в такой ситуации Азербайджан будет периодически проводить новые краткосрочные операции, раз за разом понемногу продвигаясь вперед.

Вариант же масштабной войны, разрушительной для обеих сторон, маловероятен, хотя и его полностью исключать, увы, нельзя. Таким образом, ситуация в этом регионе будет складываться очень непростая, и геополитические баталии будут еще сильнее.

Заур Расулзаде (Баку)

31.05.2016

Источник: EADaily