В Европейском союзе стремительно углубляется внутренний конфликт по вопросу о беженцах. Сразу четыре страны Центральной и Восточной Европы - Венгрия, Польша, Чехия и Словакия – заявили о намерении перекрыть свои границы и тем самым блокировать «балканский маршрут», по которому беженцы движутся в Европу. А политическим лидером в этой группе государств стала Австрия, которую связывают с ними не только общие исторические судьбы, но и конкретные региональные интересы, в том числе финансово-экономического свойства.

«До тех пор, пока общая европейская стратегия не выработана, защита своих границ государствами, расположенными на «балканском маршруте», законна» - такими словами выразил общее мнение стран ЦВЕ министр иностранных дел Словакии Мирослав Лайчак. Разработанная и навязанная странам-членам ЕС по инициативе Германии и Еврокомиссии система национальных квот на прием и размещение беженцев не сработала. И главных причин тут две. Первая – поспешность при выработке подобной меры, напрямую затрагивающей интересы всех европейцев. Вторая – сохранение источника пополнения армии беженцев, каким являются конфликт в Сирии и опасные действия Турции. Мирослав Лайчак от имени четверки стран Центральной и Восточной Европы подчеркнул, что в вопросе о беженцах, как и по другим проблемам общеевропейского значения, на Турцию полагаться нельзя. Что же касается системы квот, против которой Словакия выступала с самого начала, то она, по его словам, является «дополнительным стимулом для миграции».

В прошлом году к мнению Братиславы не прислушались, да и сама она не воспользовалась в ходе дебатов в Брюсселе правом вето. Впрочем, и сегодня демарш четверки стран, входящих в Вишеградскую группу, мог бы остаться без последствий. Однако отмахнуться от Австрии сторонникам «единой Европы» во главе с Германией так просто не удастся. Австрийская республика – один из оплотов политической интеграции Европы и её экономической мощи. Поэтому обещание Вены закрыть границы после того, как будет «выбрана» национальная квота в 37 тысяч беженцев, произвела на Берлин удручающее впечатление. Германское издание Der Spiegel даже заговорило об «открытой конфронтации», на которую пошли Австрия, Польша, Венгрия, Чехия и Словакия.

Австрийский министр иностранных дел Себастьян Курц пообещал, что после того, как его страна примет оговоренные в соглашении о квотах 37 тысяч беженцев, «балканский маршрут» должен быть перекрыт. И сделать это должна в том числе Македония, которую министр Курц и помянул в своём заявлении, грозящем окончательно спутать ставки в играх Берлина и Брюсселя. При этом он пообещал не оставлять македонские власти один на один с проблемой и сообщил, что австрийское правительство направит под командование властей Македонии полицейские и военные силы и окажет им другую необходимую помощь в деле перекрытия границ.

Однако, когда мы говорим «балканский маршрут», мы имеем в виду не только и не столько Македонию или Сербию (власти последней вообще не могут выработать никакой позиции по данному вопросу, привычно ожидая указаний от Еврокомиссии). Главный этап на маршруте переброски в Европу беженцев с территории Турции – это Греция. И здесь завязывается узел противоречий, для Европы очень опасный, учитывая нынешнее состояние греко-турецких отношений и резкие действия Анкары.

В последние дни в тени сообщений из Сирии и Турции осталась инициатива по вопросу о беженцах, с которой выступила НАТО. Североатлантический альянс заключил соглашение с европейским пограничным агентством Frontex о том, что натовские суда будут подавать сигнал тревоги при обнаружении кораблей с мигрантами в Эгейском море. Это, по мнению Брюсселя, позволит обеспечить их беспрепятственную и ускоренную высылку в Турцию даже в том случае, если они будут перехвачены уже в территориальных водах Греции.

Вопрос: кто будет командовать натовскими военными кораблями-перехватчиками? Ответ: немцы. Выставляя свою страну лучшим другом беженцев, оплотом демократических ценностей Евросоюза и «открытого общества», правительство Ангелы Меркель одновременно дало добро на вооруженный перехват все тех же беженцев, причем в греческих территориальных водах. И речь идет о десятках тысяч человек. По данным французской газеты Libération, с начала года на греческие острова в Эгейском море уже прибыли из Турции порядка 70 тысяч беженцев.

Французское издание при этом намекает, что нахождение сил НАТО в Эгейском море «касается не только участи мигрантов». Достаточно вспомнить о массовых нарушениях греческого воздушного пространства турецкими самолетами, коих в 2015 году было зафиксировано свыше двух тысяч.

Греки судят о ситуации куда более жестко. По словам одного из ведущих греческих политологов Георгиоса Сеферциса, которые приводит Libération, решение НАТО о патрулировании Эгейского моря «может нарушить хрупкое геополитическое равновесие. Помимо риска усиления напряженности вокруг сирийского кризиса это будет означать суровое испытание для греко-турецких отношений и, в частности, раздела территориальных вод в Эгейском море». «В теории суда НАТО должны выявлять корабли с мигрантами и заворачивать их в Турцию. Однако какую из стран предупредят первой, если корабль окажется в зоне, где реальная морская граница на самом деле меньше шести миль, как это часто бывает? Решение усилит позиции в спорных зонах или Афин, или Анкары», - указывает Сеферцис.

Обостряющиеся германо-австрийские противоречия, рост недовольства стран Вишеградской группы, эскалация напряжённости в отношениях Греции и Турции, стремление НАТО выдвинуться всё ближе к району операции российских воздушно-космических сил в Сирии – всё это крайне опасные аспекты того общеевропейского кризиса, который Брюссель и Вашингтон пытаются свести к гуманитарным проблемам беженцев.

Список уже завязавшихся и потенциальных конфликтов этим не исчерпывается. Еврокомиссия, например, потребовала от властей Украины разместить у себя 100 тысяч мигрантов из стран Северной Африки и Ближнего Востока. В Брюсселе считают, что Киев должен таким образом продемонстрировать готовность выполнять Соглашение об ассоциации с ЕС. А Сербия фигурирует в качестве одного из наиболее вероятных районов создания регионального центра по размещению беженцев в Юго-Восточной Европе. Тех самых беженцев, которых не захотят принять у себя австрийцы, поляки, венгры, чехи или словаки.

Петр Искендеров

18.02.2016

Источник: Фонд стратегической культуры 

Можно ли остановить поток беженцев в Европу?

События в Кельне и других городах Германии в новогоднюю ночь заставили европейских и прежде всего немецких политиков серьезно задуматься над ужесточением миграционных законов, а также о путях максимального сокращения потоков беженцев в Европу. В ЕС развернулась активная дискуссия: как перекрыть "балканский", "средиземноморский" и другие маршруты? Ценой каких "европейских ценностей" можно остановить мигрантов?

Канцлер Германии Ангела Меркель, судя по всему, не спешит с решениями, она призвала "проявить терпение" и дождаться момента, когда сработает ее план, который состоит из трех пунктов:

1. Устранение причин беженского кризиса, в первую очередь конфликтов на Ближнем Востоке.

2. Достижение договоренности с Турцией, чтобы та останавливала потоки беженцев на границе с Европой,

3. Равномерное распределение беженцев в рамках Евросоюза.

И политики, и эксперты уверены: аргументы Меркель не выдерживают критики. Конфликты на Ближнем Востоке, в Африке и республиках бывшего СССР запрограммированы на ближайшие десятилетия, и Евросоюз как политический карлик не в состоянии на них воздействовать. С Турцией договориваться невозможно, поскольку за сдерживание волны беженцев Анкара будет требовать все больше денег, и шантажировать Европу новыми угрозами. Что касается "справедливого" распределения беженцев по странам ЕС, то эта идея также несбыточна: члены Евросоюза проявляют все больше национального эгоизма, а Восточная Европа и вовсе отвергает систему квот для мигрантов.

Бесполезны и другие предложения, такие как ужесточение правил приема, "временный статус беженца", "потолок для контингента мигрантов" и т.д. Жизнь диктует свои законы, вернее, беженцы не признают никаких законов, а переселение народов носит стихийный характер, как в последнее столетие существования Римской империи.

Одной из последних идей стала организация фильтрационных лагерей (hotspots) на греческих островах, граничащих с Турцией, а также на границе Германии с Австрией и в других пограничных зонах. Там беженцы должны будут проходить отбор, граждане "неприемлемых" стран (в которые занесли также Тунис, Алжир и Марокко) — отсеиваться и отправляться на родину, а оставшиеся — проходить регистрацию в ускоренном порядке. В Германии им будет назначено место пребывания с обязательной пропиской: власти опасаются скопления беженцев в крупных городах. Однако есть серьезные сомнения, что этот план сработает – ввиду неэффективности европейской бюрократии.

Общеизвестно, что слабым местом, "дырой" на южном фланге ЕС является Греция. Но как обеспечить непроницаемость ее морских границ? Ведь многочисленные греческие острова, находящиеся под боком у Турции, невозможно охранять от сотен надувных лодок, на которых приплывают беженцы.

В Европе уже раздаются голоса, что "балканский транзит" должен быть остановлен любой ценой. В случае обострения ситуации придется исключать Грецию из Шенгенской зоны и устанавливать защищенную границу на Балканах. Это будет новым "валом Траяна", который в свое время был построен Римом для защиты от набегов варваров.

В этом контексте усиливается нажим на Грецию, которая является основным транзитным маршрутом для беженцев. На недавней встрече министров внутренних дел ЕС в Аместердаме Германия и Австрия настоятельно потребовали, чтобы Греция лучше охраняла свою морскую границу с Турцией.

По их мнению, греческие ВМС (одни из сильнейших в Европе) имеют все возможности, чтобы остановить поток беженцев. В ответ правительство Греции сослалось на гуманитарные принципы, которые не позволяют оставлять без помощи лиц, терпящих бедствие на море, в соответствии с международным и морским правом, а также Женевской конвенцией.

Однако главы МВД не приняли это объяснение и попросили применить пункт 26 Шенгенского договора, который обязывает страны, входящие в эту зону, защищать внешние границы ЕС. Это означает, что в случае невыполнения обязательств Грецию могут исключить из Шенгенской зоны.

Ультиматум, выдвинутый Греции, показывает: у правоохранительных органов стран ЕС сдают нервы. До сих пор все попытки разрешить беженский кризис оказывались безуспешными. Уже в январе этого года по Эгейскому морю еженедельно в Грецию прибывало 10 тысяч беженцев – несмотря на плохую погоду. Весной беженский поток значительно увеличится, уверены эксперты.

Один из вариантов, предложенных Австрией, предусматривает создание первого фильтрационного кордона в Словении – второй после Греции страны Шенгенской зоны на пути беженцев. Здесь можно будет сразу отделить беженцев из Пакистана, Афганистана и Северной Африки, которые не имеют права на убежище.

В ожидании принципиальных решений ряд стран ЕС, в том числе Германия, Австрия, Бельгия, Швеция и Дания, намерены продлить контроль на своих границах до конца 2017 года.

Австрия объявила также о введении верхней границы для числа беженцев, которые могут рассчитывать на политическое убежище. В этом году беженский статус в альпийской республике получат не более 37,5 тыс человек, а до 2019 года – 127,5 тыс. Это решение, не согласованное с Германией, стало пощечиной для Ангелы Меркель, которая упорно отказывается признать необходимость установления подобных ограничений. При этом австрийский канцлер Вернер Файман заявил, что его страна не намерена спрашивать разрешения у Берлина по принципиальным вопросам.

В Германии также прорабатываются планы полного закрытия границ, однако опасаются, что это может вызвать цепочку негативных последствий. Неизбежно сработает "эффект домино": закрыть границы будут также вынуждены Австрия, Словения, Сербия, Хорватия и Македония. Взрывоопасная ситуация возникнет в Греции, где скопится основная масса мигрантов, не исключена подлинная гуманитарная катастрофа на Балканах. На международных автомагистралях ввиду проверок возникнут огромные пробки, что нанесет значительный экономический ущерб всем странам Европы. Большие сомнения есть также относительно "непроницаемости" границы на юге Германии. Готовые на все мигранты будут нарушать ее любыми способами.

С учетом того, что сотрудничество с Грецией по защите внешних рубежей ЕС не получается, под сурдинку осуществляется еще один план по сдерживанию беженцев. Речь идет о строительстве заградительной стены в Македонии.

Судя по всему, маленькой балканской республике отведена ключевая роль в качестве буфера на пути беженцев в Центральную Европу. С этой инициативой выступила "вышеградская четверка" (Венгрия, Чехия, Словакия и Польша) еще в конце прошлого года. Венгрия оказывает Македонии поддержку техникой и специалистами и уже отправила подразделение внутренних войск на македонско-греческую границу, а также партию колючей проволоки и бетонных столбов, достаточную для оборудования 100-километрового участка.

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что Македония и Болгария должны полностью обнести забором свою границу с Грецией, чтобы остановить "нашествие беженцев". Помощь Македонии решили также оказать Чехия и Словакия. Это дает свои результаты: македонская граница перекрывается для беженцев все чаще и чаще.

Евросоюз, неспособный самостоятельно разрешить беженский кризис, с молчаливым одобрением наблюдает за инициативой стран Восточной Европы.

Брюссель еще должен официально заявить о своем согласии, поскольку без логистической и финансовой поддержки ЕС завершить этот проект будет трудно. Однако принять такое решение будет непросто, поскольку в этом случае Евросоюз должен будет нарушить свои принципы, забыть о "правах человека" и даже поддержать "недемократического" премьера Македонии Николая Груевского.

Технически все планы по сдерживанию нелегальной миграции осуществимы. Главным препятствием на пути их реализации является правозащитная позиция западноевропейской политической элиты: либеральная идеология по-прежнему доминирует в Брюсселе и ряде ведущих стран ЕС, прежде всего в Германии.

В Берлине любят ссылаться на конституцию ФРГ от 1949 года, где прописано, что право на убежище имеют все, кто подвергается преследованиям по политическим мотивам. Этот пункт был сформулирован в разгар «холодной войны», когда беженцами могли быть только политические диссиденты из стран Восточной Европы. Экономических мигрантов из Африки и Ближнего Востока этот пункт, конечно же, не имел в виду.

Меры принимать нужно сегодня, ведь ситуация будет только обостряться, мир ожидают многочисленные кризисы и конфликты. Климатические катастрофы, перенаселение, племенные и религиозные распри, войны, эпидемии, криминальный беспредел и просто голод будут толкать все новые людские массы туда, где по их представлению налажена стабильная и сытая жизнь, то есть в Европу. Агентство ООН по делам беженцев прогнозирует, что в Европу будет ежегодно прибывать свыше миллиона мигрантов, при этом выбор маршрута не имеет значения.

Есть только одно эффективное решение – установление четких и непроницаемых для мигрантов границ Шенгенской зоны. В противном случае великий европейский проект попросту развалится.

Специалисты уверены, что за развалом Шенгена последует и развал еврозоны, а к власти в Европе придут радикальные правопопулистские партии. Однако западноевропейские лидеры до сих пор не осознают серьезности ситуации, они находятся в плену неолиберальной и постмодернистской идеологии, которую лучше всего демонстрирует легковесная фраза Ангелы Меркель "мы справимся". Пробуждение Европы (если только оно произойдет) будет тяжелым.

В качестве первого шага европейцы должны превратить агентство ЕС по безопасности внешних границ Frontex в настоящую общеевропейскую пограничную службу, которая будет защищать границы шенгенской зоны всеми имеющимися средствами, а также непосредственно заниматься рассмотрением заявок от беженцев. Превращение Frontex в общеевропейскую пограничную службу будет означать ущемление суверенитета ряда стран, поскольку станет заменой национальных погранслужб. Однако такой вариант, год назад казавшийся фантастическим, сегодня серьезно рассматривается и может быть принят уже в июне – несмотря на возражения ряда стран ЕС.

Дмитрий Добров, обозреватель Inosmi.ru

04.02.2016

Источник: РИА Новости