Первые шесть французов, собиравшихся отправиться на войну в Сирию, лишились своих документов и вынуждены остаться дома. Мера понятная, но половинчатая, считает парижский корреспондент “Ъ” АЛЕКСЕЙ ТАРХАНОВ.

Паспорта и удостоверения личности были изъяты у шести молодых французов в возрасте от 23 до 28 лет, которых подозревали в том, что они собираются присоединиться к исламистам, воюющим в Сирии или Ираке. Об административной мере сообщили все газеты, потому что это стало первым реальным случаем применения новой статьи антитеррористического закона, принятого в ноябре прошлого года.

Этот закон помимо усиления ответственности за призывы к джихаду или за восхваление террора публично или в интернете предполагает лишение права на передвижение французов, явно намеревающихся примкнуть к боевикам на Ближнем Востоке. Некоторые из этих людей уже побывали на войне, вернулись и теперь собирались отправиться туда во второй, а то и в третий раз и присоединиться к сотням других французов, воюющих в рядах боевиков «Исламского государства» или радикальной сирийской оппозиции.

Примечательно то, что документы изъяты у них не в рамках ведения уголовных дел. В отношении многих из них расследование ведется, но обвинения не предъявлены и задержания не произведены. Просто конфискованы документы. Пока что сроком на полгода, но с возможностью продлить этот срок административного лишения паспорта через полгода. Однако существуют ограничения, сводящие эту угрозу для исламистов к минимуму. Прежде всего нельзя лишить французского гражданства француза по рождению, более того, закон не позволяет так поступить с человеком, имеющим французское гражданство более шести лет. Нельзя также навсегда лишить одного гражданства человека, не имеющего второго. И даже бравада французских радикальных исламистов, сжигающих перед камерами свои паспорта, тут ничего не изменит.

Министр внутренних дел Франции Бернар Казнев сообщил, что «в процессе подготовки находится около 40 административных дел, касающихся разрешения на выезд». Это способ закрыть дорогу на войну не только несовершеннолетним, но и взрослым гражданам. С несовершеннолетними решение принято давно: после нескольких случаев побегов от родителей власти стали требовать у путешествующих молодых людей родительское разрешение на выезд за границу.

Премьер-министр Франции Манюэль Вальс подтвердил, что это только начало: «Будут и другие». Запрет на выезд может действовать в течение двух лет. Однако о полном лишении паспорта речь не идет, хотя французские законы разрешают в исключительных случаях отбирать у преступников французское гражданство.

Массового применения этой меры требует, например, глава «Национального фронта» Марин Ле Пен: «Любое лицо, которое отправляется на джихад, должно быть лишено французского гражданства».

Конечно, военный туризм радикальных исламистов надо было остановить. По словам французского министра внутренних дел, в Сирии сейчас воюет около 350 французов, в том числе 63 женщины и шесть несовершеннолетних. Разумеется, по возвращении каждый из них будет представлять потенциальную угрозу. Но запрет на выезд не просто не даст стопроцентной гарантии (даже сами полицейские и судьи признают, что покинуть страну можно ухитриться и без документов), но и дополнительно ожесточит тех, против которых эта мера направлена. Не захотят ли они повоевать во Франции, раз в Сирию не пускают.

25.02.2015

Источник: kommersant.ru