Печально, но факт остается фактом, - попытки федеральных сил справиться с партизанскими действиями в Чечне, несмотря на прилагаемые усилия, остаются безуспешными. И до тех пор, пока в борьбе с сепаратистами будут применяться традиционные методы, шансы на победу будут по-прежнему равны нулю. Особенности ведения партизанской войны требуют совершенно иного подхода к проблеме ведения так называемых "малых войн". В ситуации, когда пограничники оказываются фактически не готовы к борьбе со спецназом противника на границе, такие методы боевой тактики, как "егерский бой", партизанские, диверсионные и антидиверсионные действия приобретают особенно важное значение. Кроме того, существует необходимость вести боевые действия не только дивизиями, полками, но и мелкими подразделениями, применяя соответствующее специальное "пограничное" оружие.

Попытки переломить ситуацию в связи с этим предпринимались в конце 90-х годов. Так, в 1997 году в Академии ФПС (с 2003 г. - Пограничная Академия ФСБ России) состоялся научно-практический семинар на тему "Специальная борьба органов и войск ФПС России: актуальные проблемы теории и практики. Проблема малых войн оказалась в центре внимания и подверглась со стороны участников семинара детальному анализу. Однако по ряду объективных и субъективных причин эта проблема так и не получила дальнейшего развития. Выяснилось вдруг, что есть ведомство, которому уже предписано заниматься специальной борьбой, и пограничники зря "тянут одеяло на себя", пытаясь быть здесь застрельщиками. Затем сменился директор ФПС, и планы создания в пограничных вузах кафедр специальной борьбы оказались окончательно свернуты. А в 2003 году Пограничная служба и вовсе потеряла самостоятельность, став структурной частью ФСБ.

Понятно, что борьба с партизанами не входит в задачу пограничников. Однако, не зная особенностей партизанской тактики, противостоять им практически невозможно. Поэтому все же было бы целесообразным внести коррективы в учебные программы, с тем чтобы научить пограничников не только охранять границу, но и воевать. Достаточно вспомнить лишь факт нападения на Хунзахский погранотряд в декабре 2003 года. А буквально недавно, 10 января 2005 года, произошел обстрел Назрановского погранотряда. Как говорится, без комментариев.

СПЕЦИАЛЬНАЯ БОРЬБА

В западной терминологии ограниченные военные конфликты не без оснований называются "локальными", "конфликтами низкой интенсивности", "малыми войнами", "войнами с применением небоевых средств", и т.д. Несмотря на различия в формулировках, все виды конфликтов объединяет одно - преимущественное использование в качестве субъекта действий "сил специальных операций", одним из главных инструментов которых является партизанская борьба.

В двухтомнике "Спецназ ГРУ" (под ред. С.В. Козлова) указаны основные методы, используемые в сфере деятельности специальных служб ряда государств, которые во многом являются примерами ведения специальной борьбы в отношении России. Во-первых, это базируемый на опыте успешных действий западных специальных служб расчет на приоритетное использование специальных операций различных масштабов и направленности для реализации так называемых жизненно важных интересов. Во-вторых, военные действия по преимуществу ведутся в рамках локальных вооруженных конфликтов с одновременным развертыванием повстанческого движения на территории противника. В-третьих, применение новых эффективных технологических средств специальных операций, прежде всего ПЗРК (противотанковый зенитно-ракетный комплекс) - радиоуправляемых минно-взрывных, террористических, информационно-психологических. В-четвертых, ставка иностранных специальных служб на использование националистических и иных экстремистских сил для достижения своих целей.

В ряде стран (Турции, Иране, Китае, Норвегии, Финляндии и др.) правительством были предприняты действенные меры по созданию и совершенствованию частей и подразделений специального назначения. Характерной чертой этих преобразований является расширение масштабов формирования войск спецназначения и приближение их к границам бывшего СССР и СНГ. Инструкторами и советниками этих сил выступают американские "зеленые береты" и английские "коммандос", а также специалисты "глубинной разведки" - спецназ ФРГ, которые передают им богатый опыт, специальную технику и вооружение.

Если говорить о специальной терминологии применительно к Чечне, то надо отметить, что мы долго "чурались" термина "партизанская война". И напрасно - главным образом именно поэтому борьба с чеченскими партизанами велась безграмотно. Дело в том, что на нынешней стадии внутреннего вооруженного конфликта в Чечне мы имеем дело не только с фанатиками - "идейными" борцами и сепаратистами, стихийно возникшими партизанскими формированиями, но и с хорошо подготовленными специальными подразделениями, оснащенными новейшими средствами партизанской борьбы. Цели известны: развязывать религиозную войну цивилизаций и гражданскую войну в России, вплоть до развала государства. Таким образом, федеральным силам внутри Чечни и пограничникам на границе противостоят не импровизированные партизаны и самоучки-сепаратисты, а хорошо подготовленные и оснащенные диверсанты-профессионалы. Причем, как показали события в Чечне, всемерное содействие наемничеству, легальное и нелегальное обучение за рубежом специалистов-боевиков, которые после переброски на российскую территорию организуют действенную партизанскую борьбу и проводят громкие террористические операции, являются важными направлениями деятельности иностранных спецслужб.

СПОСОБЫ ПРОТИВОСТОЯНИЯ

С мая 1995 года чеченские боевики завладели инициативой. Оттесненные к горам чеченцы незадолго до своего полного поражения навязали российской армии совсем другую войну: партизанскую, террористическую. Закономерность этой войны имеет такое противоречие: чем активнее ведутся действия в тылу противника, тем менее активно они происходят в собственном тылу. Известно, что борьба с повстанчеством и партизанами внутри страны не входит в задачу пограничников. Однако нужно учитывать, что не только партизанская война оказывает огромное влияние на охрану границы на Северном Кавказе, но и охрана границы, степень ее надежности, в свою очередь, влияет на содержание и продолжительность такой войны. Поэтому особая ответственность по стабилизации обстановки на Северном Кавказе лежит именно на пограничниках. Эффективно противостоять на границе, не зная партизанской тактики, вряд ли возможно. Таким образом, требуется иной подход к проблемам подготовки и обеспечения сил специальной борьбы для действий на границе.

Заметим, что любое партизанское движение жизнеспособно лишь при выполнении двух условий: поддержке населения и существенной помощи извне. Это тот фундамент повстанчества, выбив который, государство может рассчитывать на победу. Возникает вопрос - как лишить партизан поддержки населения? Идейная подоплека притока населения в ряды партизан в Чечне и поддержка их деятельности весьма неоднообразны. Одним близки религиозные идеи, другие, из-за слабой государственной власти и низкой социальной защищенности, надеются найти поддержку извне. Третьи, и это относится в большей степени к молодежи, в условиях безработицы и низкого уровня жизни стремятся вступить в партизанские отряды для того, чтобы поправить материальное положение. Немало среди таких людей и просто уголовников. Для Чечни также характерен такой мотив, как кровная месть. Переубедить идейных партизан практически невозможно, тогда как задача свести к минимуму приток населения в партизанские отряды представляется делом хотя и не легким, но возможным.

Надо сказать, что партизаны способны держаться очень долго. Украина и Прибалтика после войны, Вьетнам, Афганистан - тому пример. Не победить их и какой-либо одной составляющей, тем более только силовой. Нужно всесторонне готовиться к долговременной, рассчитанной на годы контрпартизанской кампании. Задача пограничников: не допустить безнаказанного движения через границу боевиков, оружия, боеприпасов, их материально-финансового обеспечения. Однако даже если и минимизировать внутреннюю и внешнюю помощь партизанам, нейтрализовать партизанское движение, одержать победу без применения силовых акций невозможно. Каналы доставки на территорию Чечни оружия и боеприпасов перекрыть только оперативными и войсковыми силами пограничников, без серьезных технических средств разведки нельзя. Необходим целый комплекс мер, направленных, во-первых, на восстановление конституционного порядка, во-вторых, на повышение уровня жизни населения и его социальной защищенности.

Таким образом, опыт ведения партизанских войн показывает, что борьба с партизанами - сложная и долговременная задача, требующая продуманного, последовательного и методичного подхода. Их нельзя одолеть только политическими либо только экономическими санкциями - однако нельзя добиться победы и только военным путем. Победу в такой войне одерживают не силовики, а политики, но при мощной и синхронизированной с политическими и экономическими программами силовой поддержке внутренних войск и полицейского аппарата.

УРОКИ ИСТОРИИ

Успех контрпартизанских действий в первую очередь связан с грамотной организацией разведки всеми имеющимися силами и средствами - от наземной и воздушной разведки до агентурной и специальной, - при активном использовании специальных технических средств при ее ведении.

При ведении специальной борьбы (в частности, при проведении противодиверсионных операций) ко всем элементам системы управления должны предъявляться особые требования. Отметим ее основные цели. Во-первых, определение главных аспектов борьбы с НВФ (незаконными вооруженными формированиями). Во-вторых, выработка эффективных форм и способов специальной борьбы. В-третьих, определение объема заблаговременной подготовки органов и войск, обеспечивающей успешное ведение специальной борьбы. Обязательным условием успешной специальной борьбы должно быть привлечение местного населения. Все виды разведки, связь и обеспечение управления, тыловое обеспечение, силы и средства поддержки, инженерное, морально-психологическое обеспечение - все это должно стать предметом как серьезных научных исследований, так и практического освоения.

Американские специалисты контрпартизанской войны отмечают, что разведка, направленная против партизан, имеет ряд особенностей. Прежде всего это тесная взаимосвязь с контрразведкой, с карательными мероприятиями в районах, где действуют партизанские формирования, которая включает в себя такие меры, как выявление дислокации партизан, их боевого состава, характера действий и намерений; неожиданное проведение облав в целях захвата партизанских разведчиков и др. В целом это кропотливая, но обязательная работа, которая должна проводиться во всех пограничных районах.

Известно, что американцы делили территорию противника на районы с особыми режимами. Красный район (район "А") - это район, который находится под полным контролем партизанских сил, в нем размещаются штабы и базы партизан. Всякий задержанный в этом районе рассматривается как потенциальный член партизанского движения. Войска, размещенные на этой территории, находятся в постоянной боевой готовности. Все передвижения автотранспорта осуществляются в составе колонны с вооруженной охраной. Желтый район (район "В") - это район, в котором отмечены действия партизанских сил, но он контролируется военной администрацией. Зеленый район (район "С") - это район, который находится под твердым контролем военной администрации, но в нем отмечены скрытые действия подпольных групп сопротивления.

Одним из способов получения информации о НВФ является патрулирование местности разведывательными группами по примеру спецназа. Оно заключается в выводе разведгруппы в район, где возможны передвижения партизан. В задачу группы входит обследование местности с целью обнаружения следов, оставленных партизанскими группами, или их самих. В случае обнаружения следов разведгруппа устанавливает направление движения и примерную численность отряда партизан, устраивает засаду на маршруте их движения, наносит им поражение самостоятельно или совместно с привлекаемыми силами авиации и артиллерии. В современных условиях, с применением разведывательно-поискового способа действий его удаление от линии границы может составить для пограничного отряда до 100 км.

Таким образом, в настоящее время необходим совершенно иной подход к проблемам подготовки и обеспечения сил специальной борьбы для действий на границе. Основная суть его состоит в том, чтобы различия мирной и военной обстановки для отдельных участков границы были нивелированы. Учебные мероприятия должны научить не только охранять границу, но и воевать. Уже сейчас вполне реально внести коррективы в учебные планы и программы, приступить к разработке специального курса "Основы специальной борьбы" или даже учебной дисциплины "Специальная борьба" - в первую очередь по специальности тактико-специальная (командная) - во всех институтах ПС (Пограничной службы) ФСБ России с учетом опыта ФСБ и привлечением специалистов других силовых ведомств. Пограничные формирования потенциально предрасположены к ведению специальной борьбы.

Вячеслав Иванович Боярский, ведущий научный сотрудник Пограничной академии ФСБ России, доктор исторических наук

11/02/2005

Источник: НВО