Несмотря на положительные результаты целенаправленной работы всех задействованных структур в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, часть каналов финансирования террористов продолжает действовать, что обусловливает сохранение угрозы терактов в этом и других регионах Российской Федерации. Об этом говорится в отчете Федеральной службы по финансовому мониторингу за 2013 год.

Одна из частей документа посвящена противодействию финансированию терроризма на территории России. Как указано в докладе на основании собственных материалов и информации правоохранительных органов, финансовая и материально-техническая помощь террористическим и экстремистским группировкам продолжает поступать за счет средств зарубежных и внутренних источников. Ведомство указывает и на рост количества финансовых расследований по линии противодействия терроризму на 36% по сравнению с показателями 2012 года.

Кроме того, финразведка значительно увеличила состав перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения о причастности к терроризму и экстремистской деятельности. Если в 2012 году в этот перечень входило 2768 физлиц и организаций, то в 2013-м их уже было выявлено 3283.

Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов считает, что пополнение перечня и раскрытие всех финансовых схем — в том числе при участии иностранных компаний — является прямой обязанностью Росфинмониторинга.

Главная проблема РФ сейчас — это отсутствие оперативной связи между базами данных финансовых структур, ЦБ и МВД. При расследованиях их сотрудники получают «посмертную» информацию — когда деньги уже ушли, а виновные успели спрятаться. Надо совершенствовать систему мгновенной идентификации, а для этого потребуется распутать сеть иностранных спонсоров, — говорит Костунов.

Сами данные, собранные финразведкой по юридическим и физическим лицам, замешанным в терроризме, направляются в организации, осуществляющие операции с денежными средствами, а также имеющие права на приостановление денежных трансферов фигурантов перечня.

Экс-полковник КГБ Олег Нечипоренко полагает, что еще рано говорить о каких-то особых методиках пресечения финансирования терроризма на территории РФ. На данный момент он уверен лишь в том, что указанные в перечне Росфинмониторинга причастные к финансированию терроризма будут судимы по тем статьям УК, которые соответствуют их преступлениям.

— Проблема финансирования терроризма в нашей стране появилась одновременно с самим терроризмом в 1990-е годы. Сперва это возникло на национальной почве, а потом подключились и другие заинтересованные в конфликте организации, — вспоминает он. — Довольно логично, что решение этой проблемы свело бы на нет и саму террористическую деятельность на территории РФ. Без финансирования извне они ничего не смогут, а для этого нужно заниматься выявлением единой финансовой сети, которая связывает российские и иностранные организации.

Президент Международной контртеррористической ассоциации Иосиф Линдер надеется, что улучшение механизмов выявления спонсоров терроризма поможет силовикам более эффективно бороться с угрозами в России.

— Публикация таких данных является обязанностью Росфинмониторинга. Даже если организацию внутри России будут подозревать в связи с иностранным донором терроризма, это будет сигналом для всех заинтересованных ведомств, — сказал Линдер. — Прокуратура и силовые органы должны будут взять на заметку подозрительные компании и применить к ним все меры, начиная от профилактических проверок и заканчивая уже карательными действиями.

В середине марта этого года секретарь Совбеза России Николай Патрушев во время заседания в Грозном отметил, что «устойчивые каналы финансовой поддержки еще выявляются и пресекаются недостаточно». Он отметил, что террористы на Кавказе опираются на разветвленную сеть эмиссаров и посредников и государству необходимо выработать действенные меры для перекрытия денежных каналов террористов, включая альтернативные системы, не требующие открытия банковского счета.

Дмитрий Рункевич, Елена Малай

08.04.2014

Источник: Известия