Цивилизованный мир ликует: убит террорист номер один. Усама бен Ладен ликвидирован американскими спецназовцами, и уже даже захоронен в море. Возникает правда вопрос, а что это американцы так поторопились и решили похоронить своего врага по всем мусульманским канонам, а не выставили тело на обозрение, и тем самым убедили бы всех сомневающихся в том, что «исчадия зла» больше не существует. Обозреватели всех мастей и народов наперебой рассказывают ликующим, что будет дальше. Повлечет ли смерть террориста номер один дальнейшую эскалацию исламистского террора или наоборот? Распадется ли теперь «Аль-Каида» или укрепится? Ну и так далее и тому подобное. Внесем и мы свою лепту.

Во-первых, подпустим дегтю в общую бочку меда и подвергнем скептицизму утверждения ряда обозревателей о том, что убит человек, который организовал теракты «11 сентября». Уважаемый г-н Мирский, например, тут сомнений не испытывает: Бен Ладен конечно, а кто еще? Ведь все уже доказано и расследовано, а потом он же сам сказал об этом. Для точности заметим, что точно все рассказать мог только сам Ладен и те пареньки, которые протаранили небоскребы и Пентагон. И не на пленке, а в зале суда. Но они уже точно ничего не расскажут. А еще те ребята, которые по-прежнему входят в руководство «Аль-Каиды» и еще живы-здоровы. Например, Яхья Либби или Айман аз-Завахири. Но они тоже, скорее всего, до выступления на трибуне суда не доживут. Но это с чисто юридической точки зрения, которая в последнее время мало кого волнует. Как например и тот факт, что по утверждению того же Мирского, уже оказывается был суд по этому вопросу, и все виновные сидят в Гуантанамо. Но как раз там все сидят без всякого приговора, что и вызывает много проблем у администрации США с правозащитными организациями и выплатой компенсаций тем, кого оттуда время от времени отпускают.

Опасность Бен Ладена конечно была не в этом. Участвовал он лично в тех терактах (а скорее благословлял и просто давал свою «крышу»), или нет, это вопрос спорный и имеющий важность только для историков. Бен Ладен сумел структурировать ранее раздробленное исламистское движение, снабдив его при этом необходимой и единой идеологией и выстроив четкий план действий против «крестоносцев». Ладен - это Маркс и Ленин исламского мира в одном лице, который, не написав ни одного теоритического труда, а, творчески переработав созданные ранее, сумел доходчиво объяснить многим протестующим в исламском мире, кто их враг и что делать. «Аль-Каида» -это бренд исламистского сопротивления, которое благодаря Бен Ладену осознало, что во всех бедах их мира (коррупция, техническая отсталость, безработица т.п.) виноват исключительно Запад. Бен Ладен был не первый, он просто как мессия пришел в нужный час, когда исламистское движение после Афганистана не знало, что делать дальше, а остановится на достигнутом уже не могло. Это было очень символично, как и символичен его нынешний уход, который ознаменовал окончание этапа исламистского движения, как движения всемирного джихада. Арабский мир переживает перестройку всех своих устоев и в нем сейчас партизаны на зарубежном фронте не востребованы. Идет формирование новой политической системы своих стран, а исламисты вливаются в нее в формате новых политических партий. Они получают власть в результате выборов, и ехать далеко для того, чтобы ее обрести, уже не надо.

Исчезнет ли «Аль-Каида» после смерти своего духовного вождя, который, кстати, развил не свою идею, а странно погибшего в 1989 году шейха Абдаллы Азама? Как международный символ – да, просто все исламисты разбредутся по своим национальным квартирам. Со свержением старых диктаторских режимов открывается новые горизонты, и появляются новые ориентиры. Исламисты уже без всякого Бен Ладена знают, что им делать и не где-то, а у себя дома. Время политических десантов в зарубежные страны завершилось. Время сейчас такое. Именно поэтому все эти группы и начинают называться с приставкой географии своего рождения. Они уже давно перешли на самофинансирование, а Бен Ладен превратился больше в символ сопротивления, давая своим последователям общие идеологические установки в выборе врага на месяц и год. Руководители террористов вообще имеют странное обыкновение погибать тогда, когда их детища переживают кризис идей. Так было и с Ш.Басаевым, например. И с недавно убиенным в Чечне Моганедом, который тоже очень символично погиб, когда выяснилось, что иностранные идеи «мирового халифата» вошли в кардинальное противоречие с узконациональными интересами новых чеченских элит.

Во всей истории с ликвидацией Бен Ладена, а правильнее сказать с его нейтрализацией, очень много тревожных симптомов, о которых никто не говорит в пылу радости. Первый и основной – это место. Фешенебельный пригород Исламабада, где традиционно живут высокопоставленные пакистанские военные. Поверить в то, что они не интересовались, кто живет рядом с ними хотя бы из тех же вопросов безопасности, сомнительно. Американцы якобы проводили свою операцию без ведома пакистанцев ровно по этой же причине. В этой связи совершенно очевидно, что Бен Ладен сидел в этом особняке (да не один, а с сыном) как минимум весь зимний сезон, и, судя по всему, делал это периодически. Что-то подсказывает, что и остальные руководители пресловутой «Аль-Каиды» тоже не мерзнут по землянкам и пещерам. Тогда с кем воевали пакистанские военные в «зоне племен», или вернее делали вид, что воевали? Вообще, если высокопоставленные командиры исламистов и талибов и попадали «в переплет», то исключительно в крупных городах Пакистана. Отсюда очень неутешительный вывод о том, что пакистанская верхушка с исламистами воевать не желает, а использует их в целях распространения своего влияния в регионе. А это, не отряды партизан в горах, а государство с ядерным оружием. И основную озабоченность должно вызывать то, что военно-политическая элита этого государства находится с исламистами (те, которые взорвали небоскребы, между прочим) в теснейшем альянсе. Не вызовет удивление, если спустя время пакистанское руководство еще и возмутиться по поводу нарушении своего суверенитета со стороны американских военных.

Во-вторых, ликвидация Бен Ладена абсолютно ничего не меняет в будущем захвате талибами Афганистана, в котором тут же (если надо) появятся новые ладены и очень быстро. США теперь получают прекрасный повод логически обосновать свой выход из Афганистана, а это значит, что никаких задержек с запланированным выводом войск из этой страны не будет. Рискнем предположить, что это условие и было предметом сделки между американцами и пакистанцами, которые «сдали» Ладена своим «друзьям», тем самым обеспечив им прекрасное алиби для быстрого выхода из Афганистана и отличный стимул для раскручивания новой предвыборной кампании Б.Обамы. Взамен им развязываются руки на «афганской поле». Бен Ладен перестал быть сильно нужным, особенно с учетом происходящего в арабском мире, а вот интересы в Афганистане остаются для Исламабада постоянной константой.

Вот такой политический обмен. Пакистанцы подтверждают международное реноме бескомпромиссных борцов с террором. А про Вашингтон и говорить не надо. Все довольны, все ликуют. А вот России стоит призадуматься, что будет после того, как талибы вернуться к власти в Афганистане, что в среднесрочной перспективе однозначно повлечет активизацию исламистов в «мягком российском центральноазиатском подбрюшье».

Ю.Б.Щегловин, Институт Ближнего Востока

2.05.2011