«Братья-мусульмане» (араб. الإخوان المسلمون‎‎, Аль-Ихван аль-Муслимун) — международная религиозно-политическая ассоциация, основанная в марте 1928 года учителем Хасаном аль-Банна в Исмаилии (Египет). Основной целью организации является устранение неисламских правительств и установление исламского правления во всемирном масштабе путём воссоздания Великого исламского халифата первоначально в регионах с преимущественно мусульманским населением, включая Россию и страны СНГ. В ряде государств Ближнего Востока запрещена законом. Основные формы деятельности: исламистская пропаганда, активная вербовка сторонников в мечетях, вооруженный джихад, не ограниченный территориальными рамками.


Эмблема движения - Коран с двумя скрещёнными саблями. По замыслу ее создателей она расшифровывается как необходимость, прежде всего, осуществления пропаганды исламских ценностей, иначе говоря, реализации на практике «исламского призыва». Применение же силы для распространения ислама допустимо лишь тогда, когда другие средства убеждения оказываются бесполезными и когда существует уверенность, что это пойдет на пользу веры и единства уммы.

История становления «Братства», его идеологическое оформление и превращение в своеобразное политическое движение тесно связаны с именем основателя организации Хасана аль-Банны, который в начальной фазе своей деятельности придерживался умеренных позиций. Он определил деятельность «Братьев-мусульман» в качестве «призыва к традиции», «пути следования сунне» и одновременно «суфийской истине» - по своей сути, а по форме – как политическое движение, спортивную организацию, культурно-просветительский союз, экономическую кампанию и социальную идею. Таким образом, на первом этапе своего существования идеологическая доктрина «Братьев» не базировалась исключительно на фундаменталистских положениях, хотя бы потому, что аккумулировала в себе и элементы суфизма.

Хасан аль-Банна утверждал, что в упадке исламского мира повинен Запад, вторжение которого в исламское общество привело к падению нравов, забвению мусульманами предписаний Корана. В этой связи аль-Банна считал своим главным делом воспитание мусульман в духе салафитского ислама (суннитского фундаментализма), потому что, по его мнению, все или почти все мусульмане погрязли в грехе.

Основная посылка идеологии «Братьев» в тот период была заключена в тезисе: «Ислам – это догма и культ, это родина, нация, религиозная вера и государство, душа и тело, Коран и меч, религия абсолютного единобожия, всеохватного единства вселенной в Боге». И далее: «Аллах – наша цель, пророк – наш вождь, Коран – наша конституция, джихад – наш путь, смерть на пути, предначертанном Аллахом, - наше высшее желание». В уставе Ассоциации, в частности, сказано: «Я буду добиваться восстановления руководящей роли ислама в помыслах и морали… буду бороться с вольнодумством и атеизмом, которые угрожают ведущей роли ислама».

Таким образом, «Братья», как и другие салафиты, приукрашивали состояние первоначального ислама, идеализируя его «золотой век». По их мнению, для восстановления утраченного необходимо осуществить масштабную реисламизацию всего мусульманского сообщества. В сфере внешней политики ранние «Братья-мусульмане» выдвигали идеи панисламизма и, отчасти на первом этапе, панарабизма. Однако после провала попыток арабских стран по созданию объединенного арабского государства «Братья» стали придерживаться мысли о необходимости, прежде всего, союза исламских государств под знаменем одной религии.

Организация «Братья-мусульмане» выражала настроения наиболее консервативных групп мелкой буржуазии, которые выступали за создание «общества социальной справедливости и борьбу с английскими колонизаторами». К концу сороковых годов «Братья» вели за собой сотни тысяч, а может быть, и миллионы последователей. Организация создала женские секции, бойскаутские организации и спортивные клубы. Она увеличила свое влияние, открывая клиники, школы для детей и взрослых, кооперативы, дома престарелых. «Братья» умело манипулировали массами на митингах и демонстрациях. Таким образом, «Братья-мусульмане» превратилась в массовую организацию с большой сетью ячеек на местах, у нее имелись отряды молодежи, военизированные батальоны, тайные террористические группы.

Главным идеологом египетских «Братьев-мусульман» после убийства Хасана аль-Банны в 1950-1960-е годы был Сейид Кутб, сторонник фундаменталистского течения в исламе. Как полагают некоторые исследователи, Кутб обратился к фундаменталистскому взгляду на религиозные предметы в результате двухлетнего пребывания в США в самом начале «холодной войны» (1948-1950). Его идеи оказали ощутимое воздействие на взгляды многих исламских фундаменталистов во многих странах мира (включая и с шиитским направлением ислама), а написанные им книги (наиболее известные: «Под сенью Корана», «Социальная справедливость в исламе», «Ценности исламского представления», «Особенности исламского представления и его ценности», «Вехи на пути», «Ислам и проблемы цивилизации», «Сражение ислама с капитализмом») до сих пор пользуются популярностью среди мусульман самых различных государств, в том числе в Европе и Америке.

Кроме того, произведения Кутба используются функционерами радикальных исламских организаций и движений (например, «Фидаины Ислама» в Иране, «Талибан» в Афганистане, а теперь и северокавказские «ваххабиты») в качестве учебного пособия для идеологической подготовки «борцов за веру». Помимо этого, в произведениях Кутба исламисты находят положения, касающиеся принципов организации так называемого «секретного аппарата» в экстремистских группировках, выполняющего разведывательные и контрразведывательные функции.

Вслед за известным пакистанским идеологом исламского фундаментализма, автором популярной в мусульманском мире теории «исламского государства», основателем и лидером исламистской партии «Джамаат-и Ислами» Абдул Ала Маудуди, египтянин Сейид Кутб радикально ревизовал понятие джахилийи, или канувшей в прошлое эпохи доисламского невежества и варварства, перенеся характеристики джахилийи с прошлого на настоящее. «Весь современный мир, - писал он, - погряз в джахилийи… Джахилийя наделяет человека одним из величайших атрибутов Аллаха – суверенитетом и тем самым превращает одних людей в рабов других». Эта новая концепция была призвана санкционировать отказ мусульман от просветительско-воспитательных усилий с целью завоевания общества шаг за шагом, выдвинутых в свое время Аль-Банной, в пользу захвата власти как единственного ответа на угрозу всемирной «современной джахилийи».

Кутб также основательно пересмотрел понятие джихада, переведя его из плоскости личного духовного усилия верующего на пути познания Аллаха на уровень вооруженной борьбы с неверными, а более всего – со всеми инакомыслящими мусульманами. «Отступник должен быть убит, даже если он не в состоянии сражаться, тогда как неверный в подобном случае смерти не заслуживает», - задолго до Кутба писал еще сам Абд аль-Ваххаб.

И, наконец, Кутб утвердил чуждое правоверному суннитскому исламу право на революционное вооруженное восстание против существующего в современных ему мусульманских странах строя и таким образом, в резком разрыве с мусульманской традицией, узаконил «фитна» (бунт, смуту), поскольку распространил такфир (обвинение в неверии) на представителей власти в исламских государствах, на правоохранительные органы и силовые структуры, которые это государство защищают и поддерживают и уже затем на всех тех мусульман, которые самим фактом отказа салафитам в поддержке ставят себя в один ряд с правителями-«вероотступниками».

В то же время, даже основатель самого жесткого суннитского мазхаба, предтеча современного фундаментализма Ибн Ханбал требовал не допускать этого бедственного состояния (фитна), разрушающего устои веры и общественной морали: плохой суннитский правитель, считал Ибн Ханбал, всегда лучше, чем «фитна».

Таким образом, прежняя несколько противоречивая идеологическая доктрина ранних «Братьев» Кутбом была скорректирована исключительно в духе воинствующего фундаментализма. Претерпела существенные изменения и политическая практика радикалов: политика компромиссов, осуществлявшаяся ранними «Братьями» по отношению к египетским властям, Кутбом была подвергнута решительной критике и отвергнута.

Взамен в качестве основной цели движения им было выдвинуто решительное требование по достижению политической власти путем отказа от тактики аль-Банны и переходу от «исламского призыва» к «джихаду» - решительной борьбе с правителями и подданными общества «неверных», особенно усилившимся после антимонархической революции 1952 и приходом к власти организации «Свободных офицеров». Такой подход «Братьев» не мог не привести их к очередному витку конфронтации с правящим режимом, которая резко усилилась к середине 60-х годов. В этой связи логичными представляются репрессии властей, обрушившиеся на Кутба: в 1965 он был в очередной раз арестован за антиправительственную деятельность и приговорен к смертной казни через повешение, приговор был приведен в исполнение в августе 1966.

Вместе с тем, попытки египетских «Братьев-мусульман» в своей пропагандистской деятельности дискредитировать насеровский Египет и другие арабские режимы, провозгласившие социалистическую ориентацию, обусловили благожелательное отношение к ним со стороны крупной арабской буржуазии и консервативных политических режимов. «Братья» были взяты под политическую и финансовую опеку правящими кругами Саудовской Аравии – главного противника «социализма» Г. А. Насера и претендента на лидерство в мусульманском мире.

При Садате «Братья-мусульмане», действуя полулегально, стали выпускать печатные издания, но, отвергнув Кэмп-Дэвид, вновь перешли в решительную оппозицию режиму. Боевики отпочковавшейся от «Братьев-мусульман» группировки «Джихад», осуществившие в 1981 г. убийство Садата, основные свои взгляды черпали у идеологов ассоциации.

Новый президент Египта Х. Мубарак, развернув преследование наиболее экстремистских фундаменталистских организаций («Джихад», «Ат-Такфир валь Хиджра»), в то же время пошел на некоторые уступки умеренным фракциям «Братьев». Их идеологическое проникновение во все сферы египетской жизни в этот период достигает своего апогея, что вынуждает руководство страны и ведущие политические партии считаться с ними. «Братья-мусульмане» постепенно интегрируются в политическую систему страны, что дает им основание говорить о возможности прихода к власти мирным, парламентским путем.

Используя легальные парламентские возможности, представители ассоциации требовали введения шариатского законодательства, «решительной борьбы с коммунизмом», выступали против египетско-израильского сотрудничества. Постепенно руководители «Братьев», не отказываясь от своих прежних программ, поменяли тактику действий, став фактически оппозиционной политической партией. Теперь они не критикуют существующий режим открыто, а используют для этого контролируемые ими многочисленные организации и группы, особенно «аль-Джамаат аль-Исламийя» («Исламские группы»). В то же время в движении выделилось экстремистское крыло, которое ныне представлено множеством групп, развязавших террор против существующих в мусульманских странах режимов.

Уже в 30-40-е годы на Ближнем, а в 50-е годы на Среднем Востоке, появились зарубежные филиалы египетского «Братства». После роспуска организации в Египте эти филиалы превратились в автономные организации, не имевшие ни достаточного опыта политической деятельности, ни подготовленных кадров, а потому неспособные поначалу развернуть широкомасштабную борьбу за практическую реализацию своих идей. Однако сегодня самостоятельные и набравшиеся опыта организации «Братьев-мусульман» существуют во многих мусульманских странах: в Саудовской Аравии, Сирии, Иордании, Палестинской Автономии, Кувейте, Судане, Тунисе, Марокко и т. д.

Идеология 

Идеология "Братьев-мусульман" основана на идеях панисламизма. Своей конечной целью "Общество братья-мусульмане" ставит создание в странах исламского мира общества, построенного на принципах "исламской справедливости" путем строгого соблюдения норм, сформулированных в Коране и шариате. По мнению "Братьев мусульман", к этой цели ведет "исламский путь развития".

Аль-Банна первенствующее значение отдавал воспитательной исламской деятельности. По его мнению, только через усвоение народом исламских ценностей произойдёт возрождение стран ислама. Девизом "Братьев мусульман" провозглашён лозунг: "Бог - идеал, Пророк - вождь, джихад - средство достижения цели, смерть во имя бога - заветная мечта".

Единственный метод установления истинно исламской власти - вооруженная борьба. Это, по существу, проповедь насилия, обоснованная ссылками на Коран, часто вырванными из общего контекста, а также на некоторые высказывания пророка Мухаммада, например, его слова: "Я пришел к вам с мечом". Только истинно исламская власть, будучи раз установлена, сможет автоматически решить все проблемы общества.

Важное место в разработке идеологии "Братьев-мусульман", помимо работ Хасана аль-Банны, занимают произведения других идеологов исламизма - Сауда Кутба (Сайид Кутб, Sayyid Qutb, 9 октября 1906 - 29 августа 1966), Мухаммеда аль-Газали, Мустафы ас-Сибаи и других.

Помимо формального главы организации, существует институт духовных наставников, фетвы которых служат побудительным мотивом совершению акций. У умеренных фундаменталистских организаций нет такого организационного дуализма. Но вооружённые формирования, сформированные при них, имеют тенденцию к отделению ("секретный аппарат" при Египетском "Мусульманском братстве", "боевой авангард" при "Мусульманском братстве" Сирии) или полностью обособляются ("Аль-Джихад аль-исламий" при Ливанском "Амаль").

В организации сочетаются принципы построения суфийских орденов, современной политической партии, боевой дружины. Включает секретную службу и военные формирования (т.н. "секретный аппарат" официально распущен в 1951, возможно существует до сегодняшнего дня в глубоком подполье).

Если еще в 1970-1980-х годах между радикальным (экстремистским) и умеренным течениями в идеологии "Братьев мусульман" шла непримиримая борьба, то в 1990-е годы они смогли договориться и начали действовать более гибко, умело сочетая методы убеждения и принуждения, для чего предусматривается даже различный уровень членства "Братьев мусульман" в ассоциации: пацифисты зачисляются в аппарат проповедников, а экстремисты - в моджахеды (воины Аллаха).

Довольно долгое время "братство" не имело какого-либо ярко обозначенного идеологического учения, руководствуясь в основном положениями Корана о "священной войне". И лишь на рубеже 1980-1990-х гг. практически все организации, входящие в ассоциацию, приняли в качестве единой идеологии ваххабизм, что в немалой степени способствовало их объединению.

Структура

Базовой ячейкой любой организации, входящей в ассоциацию "Братьев-мусульман", является "семейство" (отсюда все члены семейства - братья), которое создается по территориальному принципу и обычно состоит из 5-10 "братьев". Один из них избирается "старшим братом". Как правило, члены одного "семейства" в полном составе входят в миссионерскую или боевую организацию "Братьев-мусульман". Несколько семейств объединяются в "большую семью" во главе с "отцом". "Совет отцов" и составляет основу руководящего звена любой организации "братства", возглавляемой в зависимости от ориентации организации "Шейхом" или "Амиром". "Большой Совет" представителей различных организаций, признающих свое членство в ассоциации, является высшим руководящим органом "братства". Он созывается не реже двух раз в год и избирает "Верховного брата" и двух "Великих братьев" - его помощников-координаторов для управления миссионерскими и военизированными формированиями соответственно.

При "Верховном брате" также на постоянной основе существует "Консультативный совет" из представителей организаций, входящих в ассоциацию (всего до 50 человек). Для своей беспрепятственной работы он использует в качестве официального прикрытия различные мусульманские фонды и фирмы.

Подобные структурные единицы в зависимости от их специализации под различными наименованиями действуют практически в каждой стране, где "Братьям-мусульманам" удалось в той или иной форме закрепиться.

Вербовка новых членов - одно из основных направлений деятельности "Братьев-мусульман". Характерно, что она носит активный характер, то есть инициатива исходит от самой организации. Подходящие кандидатуры всесторонне изучаются, и только после этого они могут вступить в ряды "братьев". Именно в этих целях в организации установлены четыре ступени членства.

Первая ступень - "помогающие". Она доступна любому мусульманину, принимающему участие в работе одной из первичных организаций и вносящему членские взносы. На этой ступени член организации называется "брат-помощник".

Вторая ступень - "присоединившиеся". Ее удостаиваются мусульмане, соблюдающие все каноны ислама, воздерживающиеся от запретного, готовые подчиняться советам проповедников и приказам наставников и, что немаловажно, продолжающие работать над восприятием идеологии "братства". На этой ступени член организации называется "братом, принадлежащим к организации". В основном такие члены "братства" пополняют ряды боевиков военизированных отрядов. Только наиболее одаренные "братья", восприимчивые к наукам, направляются для дальнейшей подготовки в исламские учебные центры.

Третья степень посвящения - "действующие члены". Действительными членами организации могут стать мусульмане, глубоко изучившие устои ислама и идеологию "Братьев-мусульман", проводящие по месту жительства принципы "братства". Все они являются либо проповедниками, которые пополняют ряды различных исламских организаций, - официальных прикрытий ассоциации, либо наставниками в нелегальных военизированных группах (полевыми командирами младшего звена).

Четвертая ступень - "братья, борющиеся за общее дело". В их ряды зачисляются так называемые "посвященные" и "моджахеды". В "посвященные" принимаются проповедники, после чего им присваивается звание шейха. "Моджахедами" становятся наставники, отличившиеся в ходе боевых действий. Это главным образом руководители военных организаций и полевые командиры высшего звена.

Помимо них есть так называемые "сеиды" - духовные наставники и идеологи "братьев". Их послания (фетвы) - это своего рода обоснования и призывы к совершению тех или иных террористических актов.

Подготовка боевиков - основная задача для военизированного крыла - проводится в специализированных лагерях по этапам, которые приблизительно соответствуют указанным ступеням посвящения. В конце своего обучения боевикам предстоит сдать "экзамен", для чего они совершают самые настоящие теракты на улицах городов.

"Братья-мусульмане" в Египте

С  1933 года штаб-квартира организации была переведена в Каир. Основанное как молодежный религиозный клуб, "Общество братьев мусульман" быстро политизировалось. В 1936 г. Братство мусульман заняло националистическую позицию в вопросе об англо-египетском договоре и выступило против сионистской колонизации Палестины.  

В 1939 г. "Общество братьев мусульман" провозгласило себя политической организацией, основанной на принципах Корана и сунны как единой системы, пригодной и для современного общества. В 1940 г. "Братство мусульман" располагало в Египте 500 отделениями, каждое из которых имело собственный центр, мечеть, школу и клуб. 

В годы Второй мировой войны ряды "Братства мусульман" стремительно росли за счет представителей низших и средних слоев египетского общества. В этот же период (фактически - с середины 30-х годов) первые филиалы "Общества братьев мусульман" возникли за пределами Египта (в частности, в Палестине).К 1946 г., по данным "Братства мусульман", оно имело более 5000 отделений и насчитывало свыше 500 тыс. членов и еще большее число сторонников.

Члены "Братства мусульман" принимали активное участие в Палестинской войне 1948-1949 гг. в качестве самостоятельной боевой единицы, которая лишь к конце войны была подчинена общему командованию т. н. добровольческой армии. После войны "Братство мусульман" обвинило египетское правительство в пассивности в войне с Израилем. Последовала серия террористических актов, совершенных членами так называемого секретного аппарата, созданного в недрах "Братства мусульман" еще в середине 40-х гг.

Пик влияния «Братьев» приходится на конец сороковых годов. В тот период ассоциация установила контакты с антимонархической подпольной организацией «Свободные офицеры», развернула террор против политических деятелей Египта, проявлявших проанглийские симпатии. Одновременно лидеры ассоциации, беспринципно сотрудничая с королевским двором, консервативными богословскими кругами и египетскими правыми партиями, готовили государственный переворот.

В феврале 1949 года, вскоре после убийства "Братьями мусульманами" премьер-министра Египта Махмуда Нукраши, лидер движения, Хасан аль-Банна, был убит агентами египетской тайной полиции, а "Общество братья мусульмане" подверглось репрессиям. В 1950 году "Общество братьев-мусульман" было вновь легализовано, но лишь в качестве "религиозной ассоциации". В 1951 г. его возглавил умеренный исламистский лидер Хасан аль-Ходейби.

Постепенно внутри организации, под влиянием правительственных репрессий, выделяется экстремистское крыло, идеологом которого стал Сайид Кутб (Sayyid Qutb, 9 октября 1906 - 29 августа 1966). Во второй половине 1940-х "Гамаат аль-ихван аль-муслимин" превращается в экстремистскую организацию, использующую в борьбе террористические методы. 1940-1950 следует серия убийств политиков. В 1954 - предпринимают покушение на Насера, после чего АБМ разгромлена - следуют аресты, казни.

В 1952 году "Братья мусульмане" активно участвовали в антибританских волнениях в Каире. "Общество Братья Мусульмане" поддержало антимонархическую революцию 1952 г. и первое время пыталось влиять на политику Совета революционного командования во главе с Мухаммедом Нагибом и Гамалем Абдель Насером. Однако в 1953 году конфликт между революционным руководством и "Обществом братья мусульмане" приводит к новым репрессиям против последнего. В 1954 году после неудачного покушения членов ассоциации на президента Гамалем Абдель Насером деятельность «Братьев-мусульман» в Египте была запрещена, некоторые активисты были арестованы. Тысячи "Братьев мусульман" оказываются в эмиграции в Сирии, Саудовской Аравии, Иордании и Ливане.

С середины 1960-х, в связи с изменением внутриполитической обстановки, связи внутри организации восстанавливаются. От "Гамаат аль-ихван аль-муслимин" в разное время откололись: Аль-Джихад (Священная война), Обвинение в неверии и уход, Муназзамат ат-тахир аль-исламий (Организация исламского освобождения).

В 1964 году репрессированные активисты и рядовые члены "Общества братья мусульмане" выходят на свободу по амнистии. Однако политика сотрудничества режима с исламистами проваливается, а президент Египта Гамаль Абдель Насер становится объектом трех неудавшихся покушений со стороны "Братьев мусульман". В 1966 году нескольким лидерам "Братьев-мусульман" во главе с Сайидом Кутбом, выносится смертный приговор однако в 1968 г. из тюрем выпускается еще около тысячи членов "Братства".

В годы правления президента Анвара Садата (1970-1981) политика режима в отношении "Общества братьев-мусульман" отличалась большим либерализмом, что объяснялось прежде всего стремлением властей использовать исламистов как противовес влиянию левых сил в стране. Тем не менее "Братство мусульман" могло действовать исключительно в качестве религиозной ассоциации и не имело права выставлять своих кандидатов на выборах.

В 1979 году "Братья-мусульмане" жестко осудили египетско-израильское мирное соглашение и встали в оппозицию к режиму Садата. В 1981 г. в стране были проведены массовые аресты членов оппозиции, большинство из которых являлись исламистами. В сентябре 1981 г. Анвар Садат был убит членами террористической группировки, отколовшейся от "Общества братьев-мусульман".

С 1984 года «Братья-мусульмане» принимают участие в парламентских выборах. При этом отсутствие легального статуса (до 2012 года) заставлял их выступать либо по спискам зарегистрированных партий, либо в качестве «независимых» кандидатов. Например, на выборах 1984 года «Братья» выступали в блоке с либеральной партией «Новый Вафд» и провели в Народное собрание (парламент) 8 своих кандидатов. На выборах 1987 года они баллотировались уже в союзе с оппонентами «Нового Вафда» — Либерально-социалистической партией (ЛСП) и Социалистической партией труда (СПТ), объединившимися в «Исламский альянс». Кандидатам от «Братьев-мусульман» досталось 37 мест.

На выборах в парламент Египта в  2005 году кандидаты от «Братьев-мусульман», участвовавшие в выборах как независимые, получили 88 мест (20 % состава парламента), составив наибольшую по численности оппозиционную фракцию. Во время выборов в ноябре 2010 года, в связи с жёсткими мерами запугивания, предпринятыми властью, «Братья-мусульмане» получили гораздо меньший процент голосов, чем 5 лет назад. Это привело к уличным выступлениям и протестам со стороны мусульман-фундаменталистов.

Организация намеревалась активно участвовать в парламентских выборах 28 ноября и 5 декабря 2010 года, однако после первого тура выборов объявила о бойкоте второго из-за многочисленных нарушений.

4 декабря 2011 года партия одержала победу в первом туре парламентских выборов. Она набрала 40 % голосов избирателей, в первом туре парламентских выборов приняли участие 62 процента избирателей, или около 8,5 миллиона человек. Победа была одержана и во втором туре.

В июне 2012 года представитель движения Мухаммед Мурси победил на египетских президентских выборах. 3 июля 2013 года Мурси низложен в результате государственного переоврота. Вместе с тем, действия путчистов привели к заметному росту популярности Братьев-мусульман в египетских низах.

20 августа 2013 года лидер египетских братьев-мусульман Мохамед Бади был арестован военными.

23 сентября 2013 года египетский суд запретил любую деятельность «Братьев-мусульман».

"Братья-мусульмане" в Иордании

Уже в середине 1980-х годов, во времена правления короля Иордании Хуссейна, "Братья-мусульмане" проявляли политическую активность в Иордании. Однако, их влияние оставалось ограниченным в силу ряда причин. В  2008 году "Братья-мусульмане" выдвинули ряд предложений по реформированию политической системы в Иордании. Глава этой организации, Хамсе Мансур, в частности, потребовал, чтобы премьер-министр страны выдвигался доминирующей парламентской фракцией, а не назначался королём. Он также потребовал, чтобы депутаты верхней палаты парламента избирались народом, а не назначались королём.

"Братья-мусульмане" в Сирии

В Сирии "Братья-мусульмане" и другие фундаменталисты с середины 1970-х гг. активизируют антиправительственную пропаганду и вооружённую борьбу, опираясь на недовольных неудачной экономической политикой и секуляризмом ПАСВ (БААС). Экстремисты стремились к утверждению исламского порядка и созданию объединения исламских государств. В конце 1970-х гг. появляется «Боевой авангард». В начале 1980-х гг. на съезде "Братьев-мусульман" в ФРГ к руководству в организации приходит экстремистское крыло во главе с Саидом Хавва, Аднаном Сайд ад-Дином, Али аль-Баянуни. Весной 1981 года происходит очередной раскол: «политическое» и «боевое» («Ат-Талиа аль-мукатиля», Сражающийся (боевой) авангард) крылья размежевались организационно. Глава последней Аднан Окла выступил против существующего руководства "Братьев-мусульман", проводившего политику сотрудничества с другими антиасадовскими группировками, что вынуждало отказаться от некоторых принципиальных положений программы "Братьев-мусульман". Проводят кампании террора. Главные объекты — алавиты, высшие чиновники госаппарата, агенты безопасности. В период апогея борьбы — «охота» на всех, сколько-нибудь связанных с режимом. В феврале 1977 года  был убит ректор Дамасского университета Мохаммед Фадель, в апреле 1978 года — убит генеральный прокурор Дамаска Адель Мини. С 1979 г. кампания террора активизируется, что связано с успехом революции в Иране. 16 июня 1979 года — расстреляны курсанты артиллерийского училища в Алеппо, 80 убитых. В августе 1979 в Латакии убит суннитский шейх, в ответ на это 30 августа 1979 года там же убиты 2 алавита, что вызвало столкновения, в которых погибло 20 человек. Июнь 1979 года — взрыв в артиллерийском колледже в Халебе (32 человека убиты и 54 ранены). Осень 1979 года — арест вице-президента "Братьев-мусульман" Хусни Махмуда Абу, члена "Братьев-мусульман" с 1965 года. Экстремисты проводят взрывы в Дамаске у зданий ПАСВ, убийство Ибрагима Нааме. С осени 1979 года теракты проводились почти ежедневно. За год после расстрела курсантов в Алеппо погибли сотни человек.

В результате предпринятых мер, полицией были арестованы некоторые лидеры "Братьев-мусульман": Хусни Абдо, Зухер Заплуту, убит Абд ас-Саттар аз-Заим (лидер в Хаме), но активность террористов почти не снизилась. 31 января 1980 года убит шейх Мохаммед аш-Шами, на следующий день в Дамаске — шейх Салех Окле. В 1981 года начали взрывать автомобили, начинённые взрывчаткой. 29.11.1981 г. такой взрыв был произведён около армейского призывного пункта в Аль-Азбакийя (Дамаск) и унёс жизни 90 человек (135 ранены). "Братья-мусульмане" организовали выступления в Халебе в 1980—81 гг.

Восстание 2 февраля 1982 года в Хаме на западе Сирии стало апогеем борьбы. Восстание было подавлено 8-тысячной  армией под командованием брата президента Асада Рифата, при поддержке ВВС и танковых подразделений. Более 25 тыс. человек были убиты во время вооружённых столкновений. Во время восстания была разрушена Великая Мечеть, позднее реконструирована.

После подавления восстания правительственными войсками деятельность террористов сошла на нет. В 1985 году Аднан Окла и остатки его группы сдались властям.

См. также:Исламское восстание в Сирии

"Братья-мусульмане" в Палестине

Основная статья:Хамас

Отделением «Братьев-мусульман» в Палестинской национальной администрации является Движение исламского сопротивления («Хамас»).

"Братья-мусульмане" в России

По оперативным данным ФСБ, "Братья-мусульмане" с начала 1990-х гг. стали активно действовать в мусульманских регионах России. В первую очередь, с середины 90-х годов повышенная активность дочерних организаций ассоциации отмечалась в Чечне. Эксперты считают, что не без их помощи ситуация в Чечне приобрела катастрофический характер. Не обошлось без них и вторжение в Дагестан. Шамиль Басаев и особенно Хаттаб окружили себя людьми из некой благотворительной структуры под названием "Аль-Харамейн" (она находится в весьма близких отношениях с "братьями"). Именно по ее каналам к ним поступали миллионы долларов на бандитские нужды. Некоторая часть этих денег осела на зарубежных счетах высшего командного состава независимой Ичкерии, другая - пошла на закупку оружия. Выяснилось, что сам Хаттаб, активный член "братства", тоже не чуждался оказывать помощь "униженным и оскорбленным". И был отправлен в 1990-х гг. на Северный Кавказ.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 года организация «Братья-мусульмане» признана террористической и деятельность её на территории Российской Федерации запрещена.

Другие страны

"Братья-мусульмане" активно участвовали в вооруженной борьбе "арабских афганцев" против советских войск в Афганистане в 1980-1989 годах. Вместе с лидером палестинских "Братьев-мусульман" Абдаллой Аззамом саудовский миллионер Усама бен Ладен создал "Бюро услуг" ("Мактаб аль-хидамат") - организацию по набору мусульманских добровольцев из арабских стран для участия в исламском джихаде против советской армии.

В настоящее время "Братья мусульмане" составляют разветвленную международную организацию, действующую в подавляющем большинстве мусульманских стран. Эта организация не находится в Списке террористических организаций Государственного департамента США, но является основой взаимодействия экстремистких организаций. Так, например, террористическая организация шейха Ахмеда Яссина Хамас (Харакат аль-мукавама аль-исламийя) была образована в конце 1987 года как палестинский филиал организации "Братья мусульмане".

Из недр "Братьев-мусульман" вышли многие радикальные и террористические исламские группы Ближнего Востока.

28 июня 2005 года лидер группировки "Братья-мусульмане" призвал иракцев и палестинцев продолжать борьбу против США и Израиля. Выступая перед сотнями своих сторонников, Мухаммад Махди Акеф призвал также весь мусульманский мир оказывать всю необходимую помощь иракским террористам. Он заявил, что помогать иракским боевикам мусульмане обязаны как по законам шариата, так и по нормам международного права. Акеф также сообщил, что у временного правительства Ирака "не легитимно". Отметим, что пост министра промышленности страны занимает представитель иракского отделения "Братьев-мусульман" Хашим аль-Хассани. Палестинцам лидер "Братьев-мусульман" сообщил, что у них есть только один выбор – "сопротивление и джихад".

Легально действуют "Братья-мусульмане" и в странах Запада, пользуясь либеральным законодательством этих государств и координируя оттуда деятельность в мусульманских странах. По некоторым данным, ячейки "Братьев мусульман" имеются в странах СНГ. Отделения движения находятся в Саудовской Аравии, Кувейте, Судане, Сирии, ФРГ, Великобритании, Швейцарии, Франции, США, Катаре, Иордании, Бахрейне, ОАЭ. Организации четырёх последних стран наиболее радикальны.

С деятельностью, взглядами и мнениями руководителей и активистов Организации "Братья-Мусульмане" можно ознакомиться на сайте Гамаат аль-ихван аль-муслимин по адресу www.al-ikhwan-al-muslimoon.org.

Ссылки:

Сайт Братьев-мусульман (ар.)

Сайт Братьев-мусульман (англ.)

Братья-мусульмане — статья в Лентапедии. 2012 год.

Статья Братья-мусульмане в словаре «Террор и террористы».

Статья Братья-мусульмане (Египет) в историческом справочнике «Терроризм и террористы».

Статья Братья-мусульмане (Сирия) в историческом справочнике «Терроризм и террористы».

Торкунов А. Современные международные отношения. Глава 5. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке. Развитие исламского движения на Ближнем и Среднем Востоке