В Каире перед судом предстанут лидеры "Братьев мусульман". После переворота в июле 2013 года движение было запрещено, а его руководству грозят тюремные сроки и даже смертная казнь.Более 2 тысяч арестованных, десятки обвинений, в числе которых - коррупция, призывы к убийству, измена родине. Египетское движение "Братья мусульмане" оказалось вовлечено в самое крупное судебное разбирательство за свою 85-летнюю историю.

В сентябре 2013 года суд в Каире запретили деятельность "Братьев мусульман". Теперь египетские власти преследуют руководство организации. Во вторник, 29 октября, перед судом должны предстать лидер "Братьев мусульман" Мохаммед Бади, главный стратег движения Хайрат аль-Шатер и многие другие.

Суд над бывшим президентом Египта Мухаммедом Мурси, которому предъявлено сразу несколько обвинений, начнется 4 ноября. Формально процесс над исламистами начался еще летом 2013 года, но в августе ни Мохаммед Бади, ни его заместители не явились в суд, поэтому разбирательство перенесли на конец октября. Свергнутый же президент Мухаммед Мурси с начала июля находится под арестом, место его пребывания не разглашается. Правозащитник Ахмед Усман из Каира сообщил DW, что бывший президент не может встречаться ни с кем, включая своих адвокатов.

Верхушке "Братьев мусульман" предъявлен длинный список обвинений. Свергнутому президенту Мурси вменяются в вину побег из тюрьмы во время революции в 2011 году, сотрудничество с палестинским движением "Хамас" с целью совершения государственного переворота, а также применение насилия к демонстрантам во время массовых протестов в декабре 2012 года. Другие лидеры исламистов обвиняются в призывах к насилию и незаконном хранении оружия. Подсудимым, которых, по подсчетам египетских экспертов, насчитывается несколько сотен, грозят серьезные приговоры вплоть до смертной казни.

Многие граждане Египта опасаются, что судебные процессы спровоцируют новую волну кровавых столкновений между сторонниками Мурси и сотрудниками силовых структур. Однако политолог Абу Талеб из проправительственного исследовательского центра "Аль-Ахрам" считает, что египетские власти не должны откладывать дело под давлением общественности: "Прервать процесс - значит продемонстрировать, что тактика "Братьев мусульман" успешна. Это свидетельствовало бы о слабости правительства".

Сторонники "Братьев-мусульман", как и многие правозащитники, полагают, что суды над лидерами организации - это показательные процессы. С их точки зрения, обвинение стремится выставить "Братьев мусульман" международной террористической организацией. Кроме того, юристы указывают на нарушения прав подсудимых.

Многие адвокаты, близкие к исламистам, сейчас находятся под арестом, а юрист, который должен был защищать Мурси, столкнулся с угрозами со стороны правительства и вынужден был бежать из страны. Отчасти из-за этого обвиняемые отказываются сотрудничать со следствием. По сведениям египетских государственных органов, Мурси во время допросов молчит, настаивая на том, что он - законный президент страны.

Правозащитник Ахмед Усман считает, что нынешние судебные разбирательства преследуют политические цели, и характеризует их как юридическое продолжение войны между армией и исламистами: "Во многом речь идет не о правосудии, а о мести. Одна группировка стремится к власти, а другая пытается ее уничтожить".

Усман указывает также на отсутствие прозрачности в работе египетских судов. До сих пор нет никакой информации, где состоятся слушания уголовных дел, могут ли на них присутствовать журналисты и наблюдатели. Остается нерешенным вопрос о возможной видеотрансляции судебных заседаний.

Как сторонники, так и противники "Братьев мусльман" уверены в том, что уголовные процессы не способствуют примирению противоборствующих сторон. Политолог Хассан Абу Талеб, как и многие другие, указывает на необходимость "юстиции переходного периода" по латиноамериканскому образцу. В июле новое египетское правительство объявило о создании министерства переходного правосудия. Но его задачи пока не ясны.

"Должна быть создана комиссия, ответственная за то, чтобы выработать специальное законодательство в отношении преступлений, совершенных в периоды правления Мубарака, военных и Мурси, - объясняет Абу Талеб. - В этом законодательстве должны быть заложены положения, направленные на примирение враждующих лагерей".

29/10/2013

Источник: dw.de