Экстремистская группировка «Джамаат Ансаруллах» может быть одним из активных звеньев в вербовке таджикских граждан на джихад в Сирию. Кто стоял за созданием этой группы и на чье финансирование вооружаются террористы? Какой идеологии лидер «Джамаат Ансаруллах» принес в жертву своих детей?

Первые сообщения о существовании группировки «Джамаат Ансаруллах» появились в сентябре 2010 года. Это движение взяло на себя ответственность за взрыв в Худжанде. Тогда начиненная взрывчаткой машина, за рулем которой находился террорист-смертник, взорвалась во дворе здания Регионального отдела по борьбе с организованной преступностью. В результате погибли двое сотрудников милиции, еще 25 получили ранения.

Группировка также имеет отношение к событиям в Раштской долине осенью 2010 года, где действовали бандформирования под руководством бывших полевых командиров. Там, в частности, была обстреляна военная автоколонна (в результате погибли 25 человек), правда, сразу же ответственность за это взяла на себя другая группировка – «Исламское движение Узбекистана» (группировка, созданная исламистами, эмигрировавшими из Узбекистана и обосновавшимися в Афганистане). Власти в ответ организовали масштабную спецоперацию по нейтрализации боевиков, позднее, весной 2011 года, один из лидеров бандформирований — бывший полевой командир Абдулло Рахимов, известный также как Мулло Абдулло — был ликвидирован. После ликвидации группы террористов на месте их лагеря было обнаружено боевое знамя группировки «Джамаат Ансаруллах». Тогда же всплыло имя руководителя «Ансаррулах» Амриддина Табарова, известного как Домулло Амриддин.

Позже в Сети стали появляться призывы от имени «Ансаруллах», в том числе видеообращения, в которых члены группы призывали таджиков к джихаду.

В мае 2012 года деятельность группировки «Джамаат Ансаруллах» была официально запрещена. Соответствующее решение принял Верховный суд республики. Организация признана экстремистской и террористической. Доступ к ее сайтам на территории Таджикистана был заблокирован. Распространение аудио- и видеоматериалов группировки, а также ее печатной продукции запрещено.

Тогда со ссылкой на Госкомитет национальной безопасности Таджикистана сообщалось, что «Джамаат Ансаруллах» является ячейкой «Аль-Каиды».

Сейчас террористическая группировка развернула в Интернете активную деятельность по вербовке молодых таджикистанцев на джихад в Сирию, социальные сети заполнены призывами от имени «Ансаруллах». На своем официальном сайте группировка делится новостями о «победах» движения «Исламское государство» в Сирии и Ираке, рассказывает о таджиках, ставших шахидами.

Подтверждением того, что «Ансаруллах» может быть активным звеном между ИГИЛ и таджиками, являются сообщения о задержании членов одной из групп «Джамаат Ансаруллах» на севере Таджикистана, которые занимались вербовкой в ряды «Исламского государства». В частности, в ноябре 2014 года сообщалось, что в Канибадаме и Истаравшане были задержаны 12 человек по обвинению в причастности к «Джамаат Ансаруллах» и вербовки молодых людей для участия в боевых действиях в Сирии. По данным МВД, задержанные по возвращении из России, из трудовой миграции, были заняты сбором средств для отправки молодых людей на сирийскую войну. Руководил этой группой Наджмидин Шамсиев, житель Истаравшана. В его доме был обнаружен арсенал оружия. Один из членов группы был задержан в кыргызстанском городе Джалал-Абаде при попытке выехать в Сирию. Его задержали сотрудники милиции Кыргызстана по запросу таджикской стороны.

Эмир «Джамаат Ансаруллах» Амриддин Табаров до сих пор остается «темной лошадкой», та информация, которая распространялась о нем и его группировке в СМИ, обрывочна, и мы попытались воссоздать полную картину появления этой группы с последующими действиями.

Разногласия с руководством ОТО

Амриддин Табаров родился 19 декабря 1950 года в кишлаке Гуломон (недалеко от поселка Самсолик) Нурабадского района. Через несколько лет семья Табаровых переезжает в Шаартуз, затем в Колхозабад. В 70-х годах Табаров знакомится с Саидом Абдулло Нури, к которому в последующем присоединится в Афганистане в начале 90-х годов.  Как указывается в оперативной сводке, которую удалось получить в силовых структурах, Табаров до 70-го года незаконно преподавал основы религии. В начале 90-х годов Домулло Амриддин едет в Каир, столицу Египта, для продолжения религиозного образования.

Оттуда в 1993 году Табаров отправляется в афганскую провинцию Тахор, чтобы присоединиться к Движению исламского возрождения. По разным данным, в составе Движения исламского возрождения Табаров был от одного до двух лет. В том же, 1993 году, как указывается в различных сообщениях, Амриддин Табаров со своей группой боевиков совершил с территории Афганистана нападение на 12-ю российскую пограничную заставу. 

Переговоры, начавшиеся между Объединенной таджикской оппозицией и правительством Таджикистана, вызвали недовольство Табарова, и он не скрывал того, что выступает против мирных переговоров.  Второй причиной недовольства Табарова руководством ДИВ стал полевой командир Ризвон Содиров, который в 1995 году также перебрался в Афганистан. К нему Табаров питал личную неприязнь, но Саид Абдулло Нури не захотел принимать его доводы. В знак протеста в 1995 году Табаров вместе с семьей перебирается в местечко Бабуи в пригороде пакистанского города Пешавара, где был увлечен идеями «Джамоати такфир». В 1998 году в ходе операции правительственных войск Пакистана против «Джамоати такфир» был убит один из сыновей Амриддина.

Однако бэкграунд Домулло из уст членов Движения исламского возрождения не так страшен, как сейчас расписывается его судьба. Табаров был одним из примерных устодов. Ему не нужны были земные блага, что и пропагандировал своим ученикам.

Домулло Амриддин - истинный мусульманин?

По словам главы отдела науки и работы с улемами Партии исламского возрождения Таджикистана Зубайдулло Розика, он познакомился с Домулло Амриддином в Таджикистане еще в 80-х годах прошлого века, когда они вместе входили в состав Движения исламского возрождения.

«Когда мы познакомились, он жил в Вахдате, мы встречались с ним на мероприятиях ДИВ. Но мы никогда с ним не были в близких отношениях. Наше общение ограничивалось работой Движения. Но насколько я сейчас помню, он был очень хорошим человеком и настоящим мусульманином. У него был хороший язык, плохого, неприличного слова от него нельзя было ожидать», - говорит Розик.

По словам Саидумара Хусайни, зампредседателя ПИВТ, который также был в Афганистане в 90-х годах, Домулло Амриддин был просвещенным и уважаемым человеком. «Он был учителем и занимался воспитанием молодых. Другого занятия у него не было. Но он был хорошим учителем. Ему не нужны были деньги, он никогда не искал выгоды. Однако, когда Ризвон приехал в Афганистан и был принят главой и другими членами Движения, Амриддин выступил против. Он не мог простить Ризвону те расправы, которые тот творил с жителями Раштской долины. Тем не менее, Ризвон стал командующим военизированной частью ОТО. А Амриддин покинул Афганистан», - рассказывает Хусайни.

По словам Розика, уже в Пакистане Домулло Амриддин подвергся сильному влиянию движения «Такфир». «У него сильно изменились взгляды на жизнь, он не принимал светский мир. Он стал называть Нури и всех остальных, которые хотели мира, кафирами. Но это к нему пришло уже после Пакистана; когда жил в Таджикистане, у него были другие взгляды», - говорит З.Розик.

По его словам, последняя их встреча состоялась в 1997 году, до подписания Соглашения о мире и единстве Таджикистана в Иране. Розик пытался поговорить с ним, но Амриддин Табаров был настроен радикально, он назвал путь Нури ошибкой.

«Вот так разошлись дороги ПИВТ и Домулло Амриддина. В 1999 году, когда партия провела свой съезд и заново провела перепись членов, Амриддин Табаров был исключен из партийного списка», - говорит Розик.

ПИВТ – партия кафиров, а Нури их идол?

Между тем, по словам Хусайни, они встречались с домулло  в Пакистане, вот тогда стало понятно, что Табаров никогда не вернется в ряды Движения исламского возрождения.

«Наша с ним последняя встреча была в 1995 году, когда я поехал в Пакистан и решил навестить земляка. Мы до полуночи ругались с ним, и дело дошло до того, что он просто выгнал меня из своего дома. Причиной ссоры было то, что я ему предложил приехать в Таджикистан, Домулло сказал, что до тех пор, пока там «тогут», он не вернется. В исламе «тогут» говорят о тех, кто претендует на статус божества, и все покланяются ему как Богу. Эти слова меня тогда сильно оскорбили. Он назвал Нури идолом, которому мы якобы поклоняемся. Я ему сказал, что он не мусульманин и вообще не человек. Среди ночи Табаров меня просто прогнал», - вспоминает Хусайни.

Позже, по словам Хусайни, он из СМИ узнал, что дом, в котором домулло жил в Пакистане, был оцеплен пакистанскими военными и в перестрелке был убит его сын, а сам Амриддин бежал.

В 1997 году Саид Абдулло Нури все-таки уговаривает Табарова приехать сначала в Тегеран, а потом в Таджикистан. Но в 1999 году в результате конфликта с полевым командиром оппозиции Зубайдом из Нурабада Табаров возвращается в Пакистан.

«Очередное столкновение гонит его опять в Пакистан. Кстати, тогда он обвинил именно ПИВТ в нападении на его дом», - говорит Хусайни.

ИДУ, «Аль-Каида», «Ансаруллах»

Согласно оперативным данным, в начале 2000 годов Домулло Амриддин примыкает к Исламскому движению Узбекистана. Однако после гибели военного лидера ИДУ Джумы Намангани Амриддин Табаров, по разным данным, оказывается в числе тех, кто откололся от ИДУ. Тогда Исламское движение Узбекистана, по оперативным данным таджикских силовиков, распалось на четыре отдельные группы: одну часть ИДУ возглавил Тохир Юлдашев, вторая примкнула к «Аль-Каиде», третья часть вернулась отдельными группами в Таджикистан и Узбекистан для продолжения подрывной деятельности, и последняя сформировала «Союз исламского джихада».

Информации о жизни Домулло Амриддина с 2001 по 2007 год нет. В 2007 году Амриддин Табаров, собрав небольшую группу своих сподвижников, выходит на одного из богатейших людей Ливии, шайха Абулайса, который имеет свою группировку «Абулайс», борющуюся против сил НАТО в Афганистане. Но от него поддержки Амриддин не получает. В этот же год Табаров находит выход на одного из главных финансистов «Аль-Каиды» - араба Абусахли Аднони. Тот готов профинансировать новую группу, которая уже получила свое название как «Джамаат Ансаруллах», но с одним условием: боевики этой группы должны будут также воевать против сил НАТО в Афганистане.

Одними из первых членов «Джамаат Ансаруллах» становятся старшие сыновья Амриддина Табарова и его зятья. По оперативным данным, «Ансаруллах» по-прежнему финансируется эмирами «Аль-Каиды». Численность группировки достигает 50 человек, хорошо обученных и подготовленных к боевым действиям в горных условиях. Однако сами члены «Ансаруллах» уверяют, что их намного больше.

Дети, принесенные в жертву идеологии

Чтобы получить хоть какую-то информацию о семье Амриддина Табарова, мы отправляемся в его родной кишлак Гуломон и село Самсолик Нурабадского района. Уже по дороге становится понятно, что говорить о своем земляке жители будут неохотно. Односельчане в разговорах вообще старались не называть Амриддина Табарова по имени.

Как выяснилось, из большой семьи Табарова в Нурабаде осталась только жена одного из сыновей с тремя детьми, старшая дочь с детьми и старший брат, 89-летний Мухриддин Табаров. Но он не проживает постоянно в Нурабаде.

Всего у Амриддина Табарова, оказывается, девять детей: шестеро сыновей и три дочери. В регистрационной книге джамоата Сафедчашма, к которому относятся селение Самсолик и кишлак Гуломон, указывается, что самый младший сын, Файзрахмон, родился уже в 2000 году. Значит, Табаров тогда, в 1999 году, бежал только со старшими сыновьями, оставив жену и дочерей в родном селе.

По данным представителей джамоата Сафедчашма, вся семья Амриддина Табарова якобы была выписана из регистрационной книги в 2004 году после того, как они уехали.

В милицейском участке Самсолик на Табарова лежит тоненькая папочка с несколькими показаниями соседей, но все они проходят под грифом «секретно». По словам работников милицейского участка, получить информацию от оставшихся родственников Табарова о судьбе мужчин вообще невозможно.

По разным данным, еще двое сыновей Амриддина Табарова – Саидджамолиддин и Абдуфаттох – оказались в тюрьме в Афганистане. По некоторым данным, они уже отбыли сроки наказания и вновь присоединились к отцу.

В 2010 году в Душанбе был задержан старший сын Табарова, 42-летний Муким, известный в террористических кругах как Фируз и Джамшед. В Таджикистане он жил для укрепления деятельности «Джамаат Ансаруллах» и вербовки новых членов, которые потом переправлялись для боевой подготовки в Афганистан и Вазиристан (Пакистан). В начале 2011 года он приговорен к 23 годам лишения свободы, наказание отбывает в Душанбе в колонии строгого режима.

О судьбе других детей Амриддина Табарова ничего не известно, также не известно о судьбе зятьев, которые также, по разным данным, примкнули к «Джамаат Ансаруллах». 

Скопление боевиков на границе

По последним данным, которые озвучивают сами члены «Ансаруллах» в своих видеообращениях в Интернете, они ведут активную деятельность в приграничных с Таджикистаном районах Афганистана.

В начале этого месяца в СМИ была распространена информация, что таджикские спецслужбы располагают информацией об опасной концентрации больших групп неподконтрольных Кабулу вооруженных людей непосредственно у своих границ. Спецслужбы приняли ряд превентивных мер по укреплению приграничных участков.

«Мы внимательно отслеживаем ситуацию вблизи своих границ с Афганистаном, особенно на бадахшанском и пянджском направлениях, где, по разведданным, отмечены скопления вооруженных лиц, входящих в различные экстремистские и террористические сообщества. Однако что это за группы, пока не ясно»,- сообщили «АП» в ГКНБ РТ.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, «таджикские спецслужбы предприняли ряд превентивных мер по укреплению наиболее уязвимых участков за счет резервов Главного управления погранвойск Таджикистана. Налажено тесное взаимодействие с коллегами по ОДКБ, в том числе россиянами, по обмену оперативными данными, тщательно изучается информация о целях концентрации боевиков у границ с Таджикистаном, их планах».

Между тем данные разведки свидетельствуют, что «опасности прямого вооруженного вторжения в Таджикистан нет». 

16.01.2015

Источник: news.tj