Сегодня вооружённое противостояние армии Сирии и так называемой "оппозиции" вошло в затяжную стадию. Партизанская тактика боевиков, граничащая с террором населения, постоянно вынуждает солдат сирийской армии вновь и вновь вступать в ожесточённые бои. Кто же всё больше и больше своими безответственными действиями превращает Сирию в руины?

Сирийские повстанцы - партизаны, террористы?

"Повстанцы" представляют собой силу, воющую против сирийской армии и сторонников президента, но немного разобравшись в их составе, становится понятно, что подобное название к ним практически не применимо, как и другие аналогии вроде "мятежники", "борцы за свободу Сирии" и т. п.

Сирийских боевиков вне зависимости от принадлежности к той, или иной группировке можно разделить на две основные части: радикальные исламисты, борющиеся за создание исламского государства и так называемые "вооружённые оппозиционеры" из "Сирийской свободной армии".

Их общая численность, как и численность боевиков в отдельных группировках — основная загадка, над решением которой бьются как отдельные аналитики, так и разведслужбы Сирии и др. государств. Это объясняется прежде всего кочующим образом жизни воюющих против сирийской армии.

Они осуществляют постоянные перемещения не только внутри страны, но и за её пределы — в соседние Турцию, Иорданию, Ливан и Ирак. Их число также стремительно изменяется в связи с постоянным притоком наёмников с других стран, причём, судя по всему, оно продолжает расти из-за того, что количество уничтожаемых и захватываемых в плен боевиков ниже числа приезжих. Достоверными данными не обладают даже лидеры так называемой "оппозиции".

Группировки наёмников, исламистов, дезертиров и представителей местной безработной молодёжи по-прежнему очень разрозненные. Самое крупное образование — "Свободная сирийская армия". Численность ССА варьируется между 30-70 тысяч вооружённых "борцов с режимом", в то время, как общая численность воющих и проходящих подготовку за пределами Сирии может достигать 100 тысяч.

Большинство её членов — сунниты. Связано это прежде всего с тем, что большая часть населения в Сирии является суннитами, как и в странах, предоставляющих наёмников.Официально она подчиняется "Сирийскому национальному совету", который имеет 22 места из 60 в "Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил". Все эти коалиции и советы, как и постоянная реорганизация самой ССА, практически никак не влияют на разногласия между вооружёнными группами, а значит и на ход боевых действий. Именно поэтому подробно рассматривать хронологию изменения и структуру военного командования этой организации, члены которой никак не могут найти общий язык между собой, просто бесполезно.

Наёмники из других стран составляют основу этой армии. Все они имеют очень слабый уровень подготовки и не способны вести полноценные бои длительное время. Их цель скорее создать видимость действий. По огромному количеству видео складывается ощущение, что некоторые из них и вовсе взяли оружие в руки в первый раз и то для удачного кадра.

Открывая огонь, они подменяют друг друга, не расстреляв и одной обоймы, видимо воспринимая происходящее за своеобразное развлечение. Некоторые, затерявшиеся во времени и пространстве наёмники, вовсе не осознавали, что воевали с сирийской армией, считая, что ведут бои против ЦАХАЛа на территории Сектора Газы.

К их величайшему изумлению солдаты, арестовавшие их, оказывается знают арабский. В основном это прибывшие из таких стран, как: Саудовская Аравия, Тунис, Египет, Катар, ОАЭ, Ирак, Турция, Ливан, Афганистан, Пакистан, Ливия. Возможно, таким образом некоторые страны Персидского залива решили уменьшить уровень безработицы у себя, отправляя потенциальных безработных платно воевать в Сирию.

Гораздо меньшую долю в ССА занимают дезертировавшие солдаты и офицеры. Несмотря на информацию из некоторых британских и турецких источников о том, что дезертировала треть или даже половина армии, реальная численность таковых не превышает 20 тысяч и колеблется между 5-7 процентами от общего числа личного состава.

Читайте также: Сирийский конфликт разжигает эмир Катара

Конечно же не все из них воюют против армии. О том, что дезертирство не приняло столь ужасающих масштабов, которые хочет видеть Запад говорит и содержание интервью бежавшего сирийского генерала Мустафа Ахмед аль-Шейха: он с сожалением заявил, что если бы в ССА было 25-30 тысяч дезертиров, вооружённых гранатомётами и лёгким стрелковым вооружением, то им удавалось бы выматывать армию, намекая, что сейчас они не располагают таким количеством предавших присягу.

Остальные члены ССА — это некоторые умеренные исламские бандформирования и наиболее редкая каста — сирийская светская безработная молодёжь, воюющая как за деньги, так и за идеи.

К исламским группировкам, причисляющим себя к ССА и входящим в её частичное подчинение относятся: "Лива ат-Таухид", имеющая большинство в Алеппо и вступавшая в столкновения с "Фронт аль-Нусра"; "Аль-Фаджр аль-Исламия", "Катаиб Ахрар аш-Шам", "Аль-Ансар", "Ас-Сыдык", "Ахфад Ар-Расул", "Лиуа аль-фатх" и многие другие.

Вообще грань между наёмниками и джихадистами в Сирии очень тонкая и состоит лишь в объёме финансовой помощи. География завозимых исламистов значительно шире, чем наёмников. Кроме вышеупомянутых, они также приезжают в Сирию из Азербайджана, Чада, Судана, Ливии, Китая, России (чеченские боевики) и даже Франции, Бельгии, Великобритании и Дании.

Чеченцы попадают в Сирию через Азербайджан, Грузию и Турцию, или через Великобританию. По разным данным их от 200-300 до 6000 (что делает их второй по численности группировкой иностранцев, воюющих против Асада). Цифра в 6000 очень сомнительна и явно завышена во много раз.

Французский "контингент" представлен восемьюдесятью боевиками. С паспортами Великобритании в Сирии воюет от 70 до 100 граждан. Приличная доля исламистов разной радикальности формально подчиняются ССА, остальные же входят в состав крупных независимых группировок.

Самая влиятельная из них — "Фронт аль-Нусра". Именно она является самой эффективной боевой единицей, воюющей против сирийской армии. На её совести большое количество атак и терактов, постоянный вандализм и террор гражданского населения.

Один из экспертов — Мурад Батал аш-Шишани, проанализировав активность боевиков этой группировки, сделал следующие выводы: "Результаты показали, что джихадисты активно работают в городских районах; 54 процента нападений имели место в столице Дамаске и 20 процентов — во втором по величине городе Сирии Алеппо.

Другие области, в которых действовали джихадисты, включают в себя Дараа (17 процентов атак) и Дейр аз-Зур (около 3 процентов). Атаки в других областях составляют 3 процента. В течение последних четырёх месяцев джихадисты в 30 процентах случаев использовали тактику засадных действий, однако они прибегали и к прямым нападениям в 23 процентах случаев.

Около 16 процентов атак были произведены с помощью СВУ (самодельные взрывные устройства) и начинённых взрывчаткой автомобилей. Похищения [алавитов] и самоподрывы представлены как 8 и 7 процентов соответственно".

Читайте также: Инфраструктура Сирии разрушена до основания?

Без неё в последнее время не обходится ни одна успешная атака на военные объекты. В основном это базы ПВО и аэродромы. Эти джихадисты бок о бок воюют с боевиками из ССА. Скорее всего именно резко возросшая активность членов этой радикальной террористической организации и стала причиной нового витка усугубления ситуации в Сирии. Ведь ещё в конце зимы, казалось, наступил долгожданный перелом, когда армии удалось получить абсолютное превосходство над бандформировании на территории всей страны.

"Джабхат аль-Нусра" (как ещё называют это террористическое новообразование) разделена на отряды по 100-150 хорошо вооружённых ваххабитов. Были сообщения, что 700 членов "аль-Нусры" покинули Сирию и направились "для джихада против Франции в Мали" через Ливию.

"Ансар аль-Ислам" и "Ахфад аль-Расул", которые проводили теракты в Дамаске тоже являются скорее независимыми от ССА группировками. В боевые действия также вступают "Фатх аль-Ислам" (имеют лагеря на севере Ливана и до 200 бойцов различного происхождения), "Джунуд аль-Ислам", "Фирак Алла", "Ат-Талиа аль-мукатила".

Безусловно, вина за то, что испытала Сирия за последнее время в основном лежит на "мятежниках", которые не упускают шанса спровоцировать армию на ведение боевых действий, не задумываясь о гражданском населении. Они не упустят возможность ограбить простых сирийцев, убивая всех, кто попытается этому помешать. Зачастую их действия связаны с местью людям, которые отказываются им помогать даже под дулом автомата.

Не брезгуют они и стрельбой в однополчан, занимаясь дележом власти — в данном случае "шкуры неубитого медведя". Это просто не желают замечать те, кто их поддерживает и вооружает, кто отправляет и обучает десятки тысяч бандитов. Конечно же, всё это сказывается на Сирийском государстве, его экономике, на судьбах миллионов людей.

Александр Сердюк

http://www.pravda.ru/world/asia/middleeast/05-04-2013/1151209-siria-0/#