В понедельник в российскую столицу прибыл высокопоставленный гость, для которого в других странах открыты далеко не все двери. Глава Политбюро правящего в секторе Газа движения ХАМАС Халед Машааль лишь в Москве смог на некоторое время забыть о полноценной конспирации.

Глава российского МИДа Сергей Лавров по давно устоявшейся традиции примерно раз в год встречается с Машаалем. И хотя самому лидеру ХАМАСа большую часть своей жизни приходится оставаться невидимым из-за угроз его прямой ликвидации, в Москве никогда не скрывали ни самих фактов подобных контактов, ни целей, которые преследуются дипломатами. Россия, неоднократно подчеркивали на Смоленской площади, как участник «квартета» международных посредников использует любые контакты для достижения мира на Ближнем Востоке. А Машааль, по мнению российской стороны, является одним из важных игроков этого процесса.

И, похоже, эту точку зрения в последнее время начали разделять все больше западных государств. А ведь совсем недавно ХАМАС на Западе упорно называли «сборищем террористов» и не хотели вести с Машаалем никаких переговоров. В Москве же тем временем методично продолжали объяснять свою позицию: движение ХАМАС - одна из неотъемлемых составляющих частей палестинского народа, без учета позиции которой мир на Ближнем Востоке невозможен.

Именно поэтому Лавров регулярно встречается с Машаалем. В марте 2008 и мае 2009 годов они виделись в Дамаске. До этого лидер ХАМАСа приезжал в Москву. Теперь вот снова визит в российскую столицу. Причем на этот раз один из главных мировых конспираторов (в умении засекретить свою жизнь Машааль уступает разве что лидеру КНДР Ким Чен Иру) проведет в Москве немало абсолютно публичных встреч. Помимо консультаций в МИД России запланированы его переговоры с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, главой Совета муфтиев России Равилем Гайнутдиновым, а также посещение российского парламента и выступление перед студентами МГИМО.

И все же главная цель визита Машааля в Москву - встреча с Сергеем Лавровым. Весь предыдущий год российские дипломаты находились в относительной политической тени, когда речь заходила о ближневосточном урегулировании. Администрация Барака Обамы хотела доказать, что ее внешняя политика будет в корне отличаться от того, что ранее делал тандем Буш - Райс. Москва не стала чинить препятствий энтузиазму команды госсекретаря США Хиллари Клинтон. В конце концов, если Вашингтону удалось бы помирить Израиль и Палестину, от этого выиграют все. В регион зачастил спецпредставитель американского президента на Ближнем Востоке Джордж Митчелл. Но время шло, а прогресс не наблюдался. К концу 2009 года стало понятно - американцы ничего не смогли сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему.

И тогда к активному дипломатическому бою подключились Египет и Россия. В октябре 2009 года Каир почти уговорил вдрызг рассорившиеся еще с июня 2007 года ФАТХ и ХАМАС подписать мирное соглашение. Без этого документа любые переговоры с Израилем были заведомо обречены на провал. Но и египетские переговорщики потерпели фиаско.

На очереди оказались российские дипломаты, которые вот уже более двух лет вынашивают планы по созыву в Москву международной конференции по Ближнему Востоку. Сначала в декабре прошлого года Сергей Лавров отправился в Каир, чтобы понять, что именно помешало ФАТХ и ХАМАС подписать мирный договор. Выяснилось, что спорных моментов осталось не так уж и много. Машааль отказался в последний момент подписывать документ из-за того, что, как он сам выразился, «текст не был выверен».

Затем в январе в Москву приезжал глава Палестинской национальной администрации и лидер ФАТХ Махмуд Аббас. Теперь опять же в российской столице принимают Халеда Машааля. А 14 февраля в Москве ждут премьера Израиля Биньямина Нетаньяху.

«Мы надеемся не только продолжить дискуссию, но и найти новые подходы к главным проблемам», - заявил вчера по итогам переговоров в МИД России представитель ХАМАСа по международным вопросам Осама Хамдан. А накануне своего визита в Москву сам Машааль сообщил, что рассчитывает снять все спорные вопросы между ФАТХ и ХАМАС до встречи арабских лидеров в Ливии, которая запланирована на март этого года.

«После достижения примирения будут палестинские выборы, и мы посмотрим, кто будет у власти», - добавил Хамдан. К тому времени и понадобятся те договоренности, которые могут быть достигнуты во время переговоров в Кремле с премьером Израиля. Впрочем, возможен и куда менее оптимистичный сценарий развития событий. Только вот ни Израиль, ни ФАТХ, ни ХАМАС ничего не выиграют, продолжая отказываться от компромиссных предложений Москвы.

Российская газета, 09.02.2010

Владислав ВОРОБЬЕВ