Проведение контртеррористической операции в Вазиристане заставляет боевиков из группировок талибов искать убежище в других, более безопасных районах Пакистана. Одним из таких мест в последнее время становится наиболее густонаселенный город страны Карачи, по праву считающийся стержнем экономики всего государства. Именно он обеспечивает 25% ВВП и 68% доходной части бюджета. Вместе с тем 18-миллионный Карачи населен представителями различных этнических и религиозных групп. Градус конфликтности в нем повышается за счет недовольства пуштунов, так как другая, наиболее крупная этническая группа — мухаджиры (мусульмане — беженцы из Индии) занимает господствующие позиции в администрации города. Периодически возникающие в городе межрелигиозные столкновения нередко подогреваются деятельностью радикальных исламистских группировок.

Примерно треть населения составляют последователи шиизма. Хрупкое равновесие легко нарушается, и тогда счет жертвам идет на десятки и сотни. Возможность получить образование, открыть свой бизнес привлекает в этот город людей из других регионов страны. Тем не менее Карачи, который называют «Парижем Азии», «Городом Света», постепенно превращается в еще один эпицентр терроризма.

За последний год отмечается приток в город беженцев из Северо-Западной приграничной провинции и Территории племен федерального управления. Вместе с ними проникают боевики «Тэхрике Талибан Пакистан». В связи с этим власти страны серьезно опасаются, что приток значительного числа радикалов от ислама, выступающих за непримиримую борьбу с последователями индуизма, шиизма, ахмадийи и христианства, может вызвать столкновения на межконфессиональной почве и привести к дестабилизации в этом жизненно важном регионе страны.

Привлекательность миграции в мегаполис обусловливается несколькими причинами. В Карачи проживают около 3,5 миллионов пуштунов, которые заняты в транспортной отрасли, строительстве, торговле наркотиками и оружием. Талибы контролируют два основных канала поставок наркотиков — из Северо-Западной приграничной провинции и Белуджистана, получая от этого 50% прибыли. Спецслужбам очень трудно обнаружить талибов, растворившихся в среде своих земляков-пуштунов. «Аль-Каида», афганский Талибан и «Тэхрике Талибан Пакистан» пользуются широкой поддержкой симпатизирующих им местных жителей.

По некоторым сведениям, лидер афганских талибов мулла Мохаммад Омар скрывается в Карачи, куда он приехал в октябре 2009 года после окончания Рамадана и привел там к присяге новый высший руководящий совет талибов. Агенты «Аль-Каиды» действуют в Карачи с 2001 года.

Пакистанские спецслужбы арестовали в Карачи пропагандиста «Аль-Каиды» американца Адама Гадана, именующего себя также Яхья Мадждин Адамс и Аззам аль-Амрики. В октябре 2006 года в США Гадану было заочно предъявлено обвинение в измене родине за призыв мусульман, служащих в вооруженных силах США, последовать примеру майора Н. Малика Хасана, который на базе Форт-Худ (штат Техас) застрелил 13 сослуживцев.

В октябре–ноябре 2009 года пакистанскими спецслужбами в Карачи были задержаны около 450 граждан, подозревавшихся в участии в группировках талибов, и изъято значительное количество оружия и боеприпасов. По оценкам властей, в Карачи находятся около 5000 боевиков различных радикальных исламистских организаций. Из них наибольшую активность проявляют «Харакат уль-Муджахидин», «Лашкаре Джангви», «Харакат аль-Джихад аль-Ислам», «Сипахе Сахаба Пакистан», «Джайше Мухаммад» «Лашкаре Тойба» (ЛТ) и «Тэхрике Талибан Пакистан».

Боевики ЛТ использовали Карачи в качестве перевалочной базы для проведения террористической операции в Мумбаи, оттуда же осуществлялась координация их действий по мобильному телефону.

Наряду с этим недавно стали известны подробности разработанного исламистами плана, по которому Карачи в ближайшее время будет отведена центральная роль при подготовке боевиков для джихадистских группировок из Индии. Расследование теракта в многолюдном районе индийского г. Пуна, в результате которого погибли 17 человек, показало, что место проведения взрыва было выбрано таким образом, чтобы среди пострадавших было как можно больше иностранцев. Тем самым террористы намеревались нанести удар по интересам Запада в регионе. Следы этого преступления вывели на ранее неизвестную группировку, состоящую из мусульман — выходцев из Индии. После ареста одного из организаторов теракта в Мумбаи, Д. Колемана Хидли, стали известны подробности разработанного радикальными исламистами плана, по которому завербованные «Лашкаре Тойба» индийские мусульмане будут направляться через третьи страны в Карачи для получения диверсионной подготовки. Затем, согласно этому проекту, после возвращения в Индию их задачей станет проведение терактов в различных районах своей страны с помощью легкодоступных материалов, пригодных для создания взрывчатых веществ. Таким образом, пакистанские радикальные исламистские организации планируют скрыть свою причастность к проводимым терактам. Наряду с этим «Лашкаре Тойба» намерена вербовать индийских мусульман, проживающих непосредственно в Карачи.

Карачи используется экстремистами для лечения, отдыха, вербовки в свои ряды новых боевиков, а также для материального и военного обеспечения джихадистских группировок. Как правило, они останавливаются в так называемых кача абади (трущобах) Куид Абад, Сохраб Гос, Балдия. Наибольший приток талибов в Карачи отмечается зимой, когда необходимо переждать холодный период, сложный для ведения боевых действий.

В Карачи значительно возросло количество нападений на банки, похищений с целью выкупа. Под давлением талибов владельцы закрывают музыкальные магазины. В населенных пуштунами районах Карачи можно встретить «граффити» с лозунгами «Долгая жизнь Талибану», «Добро пожаловать в Талибан».

В Карачи находятся более трех тысяч медресе, некоторые из которых возглавляют придерживающиеся линии «чистого ислама» религиозные деятели, проповедующие в среде подростков радикальную идеологию. В наиболее известных среди них Бинори, Джамиатул Рашид Ехсанабад, Джамиа Ашрафул Мадарис, Джамиа Анварул Куран, Мадраса Халид Бен Валид, Дарул Улюм Рахмания обучаются тысячи иностранных студентов, в том числе из европейских государств.

Эти учебные заведения тесно взаимодействуют с группировками талибов и «Аль-Каидой», которые активно вовлекают студентов в свою деятельность. Они стали отправной точкой для многих известных полевых командиров талибов, в том числе М. Омара и Б. Мехсуда. Против «Бинори медресе» в Карачи было выдвинуто обвинение в том, что там укрываются террористы, а также проходят обучение выходцы из Малайзии, Индонезии, Филиппин. В программу обучения включены военные дисциплины, а в качестве своеобразной практики студенты воюют в Афганистане.

Вместе с тем в настоящее время радикалы от ислама воздерживаются от перехода к активной фазе ведения борьбы в этом стратегически важном регионе страны. Исключением стали нападения боевиков на колонны снабжения войск НАТО в Афганистан из расположенного здесь крупнейшего морского порта страны.

Талибы и «Аль-Каида»» не стремятся стать инициаторами серьезных беспорядков в своем убежище. Однако им выгодно периодически отвлекать внимание спецслужб на урегулирование межэтнических беспорядков. Поэтому широкая сеть поддержки экстремистов Талибана, а также важность этого города с точки зрения финансовой подпитки оберегают его от серьезных террористических актов.