Президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, видный ученый-исламовед, профессор Александр Александрович Игнатенко в интервью порталу «Credo.Ru» назвал ливанскую радикальную организацию «Хезболла» «шиитской «Аль-Каидой».

Напомнив, что «в настоящее время «Хезболла» одними странами, например, Соединенными Штатами, внесена в список террористических организаций, а другими, например, Россией, нет», профессор Игнатенко объяснил подобный факт «наследием «холодной войны», во времена которой террористов делили на «плохих», то есть собственно террористов и «хороших» – «freedom fighters» и «борцов за национальное и социальное освобождение в зависимости от того, против кого они воевали или совершали теракты и диверсии». Тем не менее не следует забывать, что в 1985 году боевики «Хезболлы» похитили трех советских дипломатов и после долгих переговоров через посредников вернули двоих. Известный террорист, глава спецслужб «Хезболлы» Имад Мугния по кличке Гиена лично расстрелял российского дипломата Аркадия Львовича Каткова. В 2008 году Мугния был ликвидирован, по всей видимости, израильскими агентами.

Александр Игнатенко абсолютно прав, когда видит проблему в том, что «международное право и национально-правовые системы отстают от процесса бурного роста международного терроризма». «Хезболла» признана террористической организацией не только в США, но и в Израиле, Египте, Великобритании, Канаде, Нидерландах, Австралии. Однако в ряде государств в отношение к террористам внесены определенные «нюансы». Так, в британском национальном списке террористических организаций упоминается не «Хезболла», а только ее служба безопасности.

В мае 2000 года израильские войска, согласно Резолюции 425 Совета Безопасности ООН от 19 марта 1978 года, покинули Ливан. Одновременно демонтажу подвергся и союзный евреям ЦАДАЛ («Цва Дром Леванон» – «Армия Южного Ливана»). В этом южноливанском подразделении, сформированном на основе кадровой ливанской армии, большинство (около 60%) составляли южноливанские шииты, отвергавшие радикализм «Хезболлы». В Армии Южного Ливана служили также христиане, друзы и арабы-сунниты. Таким образом, «разделение предпочтений» населения Южного Ливана не происходит исключительно по религиозно-этническому признаку. Тем более если мы вспомним другую шиитскую ливанскую партию «Амаль» («Харакат Амаль» – «Надежда»; сокращенно от арабского Afwaj al-Muqawama al-Lubnaniyya – «Когорта ливанского сопротивления»), созданную еще в 1975 году, но отказавшуюся полностью следовать в фарваторе отколовшейся от нее «Хезболлы».

Значительная часть израильской общественности не согласилась с решением своего правительства о выводе ЦАХАЛа (Армии обороны Израиля) из Южного Ливана, справедливо посчитав, что подобное «отступление» «Хезболла» и разномастные палестинские радикальные организации воспримут как слабость и активизируют свои действия. Официальный Иерусалим утверждал, что вывод подразделений ЦАХАЛа и демонтаж ЦАДАЛа не ухудшит ситуацию с безопасностью на севере Израиля, а позволит израильским военным жестко реагировать на любое нарушение со стороны северного соседа. Но правительство еврейского государства, которое тогда возглавлял Эхуд Барак, проигнорировало не только настроение общественности, но и рекомендации авторитетных военных экспертов. В итоге не продуманные не только в деталях, но и в целом правительственные решения спровоцировали Вторую палестинскую интифаду (восстание) в сентябре 2000 года.

«ХЕЗБОЛЛА-ЛЕНД» НА ЮГЕ ЛИВАНА

Между тем официальный Бейрут, не считаясь с тем, что подразделения «Хезболлы» не представляют регулярные вооруженные силы страны, негласно разрешил этой группировке полностью контролировать юг Ливана. Несомненно, прав профессор Александр Игнатенко, обративший внимание в интервью тому же порталу «Сredo.Ru» на следующее: «Юг Ливана не надо было ни от кого защищать после того, как Израиль вывел оттуда войска. Предполагалось, что будет восстановлен ливанский суверенитет над этой зоной – там будет дислоцирована ливанская армия, станут действовать ливанские законы и т.п. Вместо этого туда вошли «нерегулярные вооруженные формирования», а именно «Хезболла», и тем самым расширили территорию «государства в государстве», называемую в Ливане «Хезболла-ленд». Члены группировки стали наращивать ударный кулак, о силе которого свидетельствовали ракетные обстрелы Израиля с ливанской территории».

В итоге в пограничной с еврейским государством полосе боевики «Хезболлы» занялись укреплением своих позиций и наращиванием военной мощи. Выступая в Бейруте 23 мая 2006 года, генеральный секретарь «Хезболлы» шейх Хасан Насралла заявил: «В зоне поражения наших ракет находится весь израильский север. Все порты, все военные базы, все промышленные предприятия и другие объекты, расположенные в данном районе. Наши силы имеют свыше 12 тыс. ракет. И когда я говорю «свыше 12 тыс.», не следует понимать, что у нас не более 13 тыс. ракет».

И месяц не прошел после того заявления Насраллы, как 12 июля 2006 года разразилась Вторая ливанская война (в арабском мире именуется июльской), продолжавшаяся 34 дня.

В наши дни по прошествии 10 лет газета «Аль-Сафир» («Посол»), выходящая в Бейруте с марта 1974 года, близкая к «Хезболле», в статье, посвященной 16-летию вывода ЦАХАЛа из Южного Ливана, прямо пишет о подготовке боевиков этой организации к новой войне с Израилем. Для большей убедительности статья проиллюстрирована фотографиями наблюдательных вышек, возведенных на ливанской стороне границы с еврейским государством. Готовность «Хезболлы» к новой войне с евреями очевидна не только для арабской стороны.

Полковник запаса, директор по исследованию Института политики и стратегии при Междисциплинарном центре в Герцлии, бывший заместитель главы Совета национальной безопасности Израиля Шауль Шай в статье «Другая война: сценарий Третьей Ливанской», опубликованной в газете  Jerusalem Post, не раскрывает никаких тайн, когда автор констатирует: «Хезболла» продолжает выделять большую часть своих ресурсов на будущие военные действия против еврейского государства. После Второй Ливанской войны она сосредоточила свое внимание в первую очередь на перевооружении. Это выразилось в восстановлении запаса ракет и боеприпасов, уничтоженных или израсходованных в ходе последней войны, наряду с накоплением арсенала более современного вооружения для будущей схватки».

По данным, приводимым Шаулем Шаем, сегодня боевики организации, возглавляемой Насраллой, имеют более 100 тыс. ракет (по сравнению, напомню, с примерно 12 тыс. в 2006 году). Также «Хезболла» заполучила некоторые типы беспилотников, противотанковое оружие, противокорабельные и зенитные ракеты. Значительные средства эта группировка вложила в восстановление военной инфраструктуры и строительство новых подземных укреплений преимущественно в сотнях шиитских деревень, превращенных в опорные пункты для хранения и запуска ракет и минометных снарядов. Большинство командных центров, складов оружия и зон запуска ракет «Хезболла» расположила, хоть и под землей, но в районах плотной застройки. Таким образом, гражданское население заведомо выступает в качестве живого щита для боевиков.

Нынешняя военно-политическая ситуация в ближневосточном регионе отличается от той, которая существовала в предверии Второй Ливанской войны лета 2006 года. Все-таки 10 лет – срок немалый! Однако напряженность, готовая взорваться новой войной противостояния на северной границе еврейского государства, принципиальных изменений не претерпела. Складывающиеся там обстоятельства вполне перекликаются с происходившим накануне Второй Ливанской войны.

Правда, тогда спусковым крючком послужила атака боевиков «Хезболлы» на укрепленный пункт «Нурит» и приграничный городок Шломи 12 июля 2006 года. Перейдя израильско-ливанскую границу, боевики Хасана Насраллы напали на израильский пограничный патруль. Они убили восемь военнослужащих, троих раненых взяли в плен. Но одного застрелили по дороге. ЦАХАЛ немедленно начал военную операцию, названную «Сахар холем» («Достойное возмездие»; хронологически считается начальным этапом Второй Ливанской войны) с целью освобождения живых на тот момент пленных 31-летнего Эхуда Гольдвассера и 29-летнего Эльдада Регева. Несомненно, израильтяне надеялись освободить своих военнослужащих. О том, что Гольдвассер и Регев были казнены в плену, стало известно только 16 июля 2008 года, через два года после окончания Второй Ливанской войны.

В тот день на пограничном пункте Рош а-Никра на ливано-израильской границе, согласно договоренностям, достигнутым при международном посредничестве, должен был состояться обмен Гольдвассера и Регева на известного ливанского террориста Самира Кунтару, осужденного в 1979 году на четыре пожизненных срока за убийство израильской семьи (включая детей). К слову, за время отсидки Кунтара заочно получил образование в израильском университете. Израильские профессора приезжали к нему в тюрьму принимать экзамены. Ливанцам передавали также четырех рядовых боевиков «Хезболлы» и 12 тел бойцов этой группировки, убитых в ходе Второй Ливанской войны.

Тогда, более 10 лет назад, мне довелось присутствовать в группе журналистов-международников при процедуре этого оказавшегося совсем не равнозначным обмена в Рош а-Никра. Только за несколько часов до обмена прошла информация, что израильские военнослужащие мертвы и будут переданы их трупы. Но когда на израильскую сторону были перенесены несколько ящиков (даже не гробов!) с расчлененными телами израильтян, стоявшая рядом со мной шведская журналистка неистово закричала. Ей дали воды и процедура «обмена» продолжилась.

Несмотря на подписанное 15 июля 2008 года Шимоном Пересом, занимавшим в то время пост президента, разрешение на освобождение Кунтара и пересечение им израильско-ливанской границы, в письме к тогдашнему министру юстиции глава еврейского государства написал: «Я хочу подчеркнуть очевидное – мое решение это ни в коем случае не прощение подлых и гнусных поступков этого убийцы. Я не прощаю и не забываю. Как только Кунтара покинет израильскую территорию, он станет легитимной целью наших спецслужб и военных». Свои слова Перес на ветер никогда не бросал. 16 июля 2015 года Кунтара был убит в его же доме в пригороде Дамаска ракетой, выпущенной с израильского беспилотника. Правда, на авторство ликвидации этого убийцы претендует и одна из сирийских боевых группировок.

«ХЕЗБОЛЛА» ПРЕДАЕТ СВОИХ

Сегодня ЦАХАЛ и пограничная полиция осуществляют особый порядок патрулирования границы. При этом в случае похищения израильских военнослужащих террористами, что, конечно же, полностью исключить нельзя, это приведет к тому, что во-первых, потери со стороны рискнувших на подобное деяние будут огромны, а во-вторых, Третья Ливанская начнется немедленно. Хасан Насралла понимает, что искра войны с Израилем уже витает в воздухе. Евреи не позволят безнаказанно обстреливать свою территорию или похищать заложников. Как подчеркивает в своей статье Шауль Шай, «Хезболла» имеет в своем распоряжении элитные подразделения, способные провести быструю атаку на расположенные вблизи границы израильские населенные пункты, удерживать их в течение ограниченного периода и вернуться назад в Ливан». По мнению Шая, «Хезболла» может использовать для атаки прорытые под границей туннели». И вот недавняя информация: жители Рош а-Никра, того самого населенного пункта на израильско-ливанской границе, в котором ящики с телами умерщвленных Гольвассера и Регева попали на израильскую территорию, обратились к сотрудникам сил безопасности, жалуясь на подозрительный шум, время от времени раздающийся у них под ногами. Они также просили военных обратить особое внимание на значительное количество наблюдательных вышек, растущих как грибы после дождя на ливанской стороне границы.

Однако налицо и определенные изменения как военного, так и политического характера со времен Второй Ливанской войны. Во-первых, дает заметную трещину еще недавно казавшийся нерушимым стратегический союз «Хезболлы» и Дамаска. Между боевиками Хасана Насраллы и военнослужащими сирийской армии, верной Баширу Асаду, в районах их соприкосновения начались спорадические боевые столкновения. Известная сирийская журналистка Канина Аллуш, поддерживающая Дамаск, обвинила в произошедшем ливанцев. Аллуш отмечает, что в результате атаки «Хезболлы» пострадали сирийские офицеры. Она опубликовала пост в Facebook, указав, что «армия САР безоговорочно поддерживала «Хезболлу» во время войн с Израилем». Аллуш назвала действия «Хезболлы» предательским ударом в спину союзникам, сражающимися с боевиками «Исламского государства» и «Джебхат ан-Нусра», которые признаны террористическими и запрещены в России, США, Израиле и ряде других стран.

О боях между силами, верными Дамаску, и шиитскими боевиками сообщил также журналист и бывший депутат сирийского парламента Шариф Шхада. Среди прочего он написал следующее: «Бойцы «Хезболлы», вы прибыли, чтобы помочь нам, а не управлять нами». Но и это еще не все. В сентябре ливанский политический обозреватель Надим Котех разместил в Twitter высказывание, вызвавшее гнев многих арабских пользователей социальных сетей. «Если бы Израиль аннексировал Алеппо, там было бы сегодня спокойно, как на Голанах, цитирует высказывание Котеха газета  Jerusalem Post. – Жителям Алеппо было бы безопаснее жить в условиях оккупации, нежели среди руин».

Военный аналитик газеты «Маарив» Йоси Мельман не сомневается, что у шейха Насраллы немалое беспокойство вызывает и наметившееся сближение Иерусалима и Эр-Рияда, которое не было столь очевидным десятилетие назад. «Нет сомнения, что общие интересы израильтян и саудовцев, – пишет Мельман в номере газеты, вышедшем в последний день июля нынешнего года, – связаны с опасением усиления влияния Ирана и находящейся у него «в ручном управлении» «Хезболлы». Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху любит упоминать в своих выступлениях о меняющихся в лучшую сторону отношениях еврейского государства с суннитским миром, намекая, среди прочего, и на отношения с Саудовской Аравией». Если учесть, что Израиль в последнее время посетили бывший руководитель саудовской разведки принц Турки ибн Фейсал Аль-Сауд и глава секретного Исследовательского института генерал Ануар Ашаки, то израильско-саудовское сотрудничество в основном развивается на уровне спецслужб. Недавно появилась информация о продаже Израилем саудовцам высокотехнологичного разведывательного оборудования. И это, конечно, беспокоит «Хезболлу».

Но об официальном признании Израиля и установлении с еврейским государством дипломатических отношений Эр-Рияд ничего не говорит. Справедливости ради следует заметить, что о происходящем за закрытыми дверями сторон, ведущих переговоры, ничего не известно.

ВОЙНА НА ПОРОГЕ

Подполковник Эли Эльбац, командир батальона ЦАХАЛа, развернутого на границе с Ливаном, в интервью Второму каналу израильского ТВ заявил: «Активность «Хезболлы», особенно ее одержимость в сборе информации военного характера, весьма напоминает происходившее здесь десятилетие назад. Продолжая свою мысль, Эльбац подчеркнул: «Сейчас они (боевики «Хезболлы») по уши в Сирии, но мы по-прежнему наблюдаем, как они снуют повсюду. Мы находимся в полной готовности. В случае войны они потеряют гораздо больше». По мнению аналитиков издания Foreign Policy, неудачи воинства Насраллы в боевых операциях в Сирии могут подвигнуть ее главарей на обострение конфликта с Израилем. Издание считает, что прорыв может начаться из района так называемой «Фермы Шебаа», спорной территории на границе Израиля, Ливана и Сирии. Именно там «Хезболла» сосредоточила большое количество оружия, в том числе ракеты «Скад» и «Фатх-110» («фатх» в переводе с арабского «победа»), новейшую иранскую разработку баллистической ракеты ближнего радиуса действия и ее сирийский аналог.

Глава аналитического отдела АМАНа (Израильской военной разведки) бригадный генерал Йоси Байдац считает попадание иранских и сирийских ракет в руки «Хезболлы» не контрабандой, а планомерными широкомасштабными поставками. Газета «Исраэль а-Йом» («Израиль сегодня») приводит слова Байдаца о том, что «опасность представляют отнюдь не устаревшие «Скады», составившие мизерную долю поставок «Хезболле», а новые твердотопливные ракеты, более мощные и точные, чем те, которые уже применялись во Второй Ливанской войне». «Исраэль а-Йом» и «Едиот Ахронот» («Последние известия») в один голос указывают на тот факт, что Байдац имеет в виду ракеты сирийского производства «M-600», являющиеся модификацией иранских ракет «Фатх-110». По изложенным в зарубежных источниках данным, ракеты «М-600», поражающие цели на расстоянии до 250 км, могут оснащаться полутонной боеголовкой. По различным данным, в Ливан было переправлено не менее 800 таких ракет.

В начале октября 2016 года заместитель начальника Генштаба израильской армии генерал Яир Голан заявил, что ЦАХАЛ беспокоит возросший военный потенциал «Хезболлы». По его мнению, «в обозримое время нам угрожает война на севере с коварным и отлично вооруженным противником». «Но это не будет маленькой войной. Это будет полномасштабная война, – уверяет генерал Голан, – и она будет решающей». С ним соглашаются военные эксперты газеты «Маарив» Ахикам Моше Давид и Асаф Гавур. Они считают, что «следующая Третья Ливанская война будет резко отличаться от предыдущей». По их мнению, «Хезболла» выпустит тысячи ракет по израильским городам, причем под ударом окажутся не только северные, но и центральные районы страны. Система израильской эшелонированной обороны, ракеты малой дальности «Кипат барзель» («Железный купол») и «Шарвит ксамим» («Волшебная палочка»), именуемая также «Кела Давид» («Праща Давида»), сможет сбить лишь часть из них. Гражданская оборона, иначе говоря, «Пассивная защита» (бомбоубежища, специальные защищенные помещения), находится в Израиле на высоком уровне. Но интенсивность ракетных атак террористов может превысить ее критические возможности.

Можно не сомневаться, что и израильский ответный удар на массированные обстрелы с севера тоже будет более жестким, чем в 2006 году. Однако в Иерусалиме не сомневаются, что международное давление на еврейское государство во время нового конфликта вынудит провести опять же только краткосрочную операцию. Поэтому ЦАХАЛ разрабатывает план быстрых и решительных действий, предусматривающих нанесение сокрушительного удара по всей структуре организации, возглавляемой Хасаном Насраллой. При разработке военных планов израильским военным приходится учитывать, что «Хезболла», несмотря на понесенные потери за время гражданской войны в Сирии, получила большой опыт боевых действий в городских условиях.

Израиль десятилетиями применяет доктрину сдерживания своих противников, а не достижения полной победы. И ведь действительно, ни ХАМАС, ни «Хезболлу» ЦАХАЛ до конца не разгромил, хотя с военной точки зрения такие возможности имел. Цитировавшийся выше директор по исследованиям Института политики и стратегии при МЦ в Герцлии полковник запаса Шауль Шай убежден, что Израилю «необходимо пересмотреть эту доктрину и подготовить тактические схемы, включающие масштабные наземные бои». И заканчивает свою статью в  Jerusalem Post Шауль Шай такими словами: «ЦАХАЛ, несомненно, располагает необходимым потенциалом, чтобы победить на поле боя такого противника, как «Хезболла», и, если будет приказано, сделает это, добьется не только временного затишья, но и реальных изменений в стратегическом балансе у своих северных границ».

В принципе к этим словам эксперта, как говорится, «ни добавить, ни убавить». И все-таки лучшая победа – это победа в войне, которая не разгорелась. Не следует забывать старую еврейскую поговорку: «Война – это большое болото: легко влезть, но трудно выбраться».

Захар Гельман, профессор (Иерусалим)

21.10.2016

Источник: НВО