Власть должна демонстрировать свою реальную заботу о людях, пострадавших в ходе специальных операций против бандитов.

В конце прошлой недели в результате спецоперации в Кизлярском районе Дагестана были уничтожены четыре боевика из группы «амира» Шелковского района Тахира Батаева. Они забаррикадировались в частном доме, что в поселке Первый. Спецназу ФСБ и МВД под прикрытием бронетехники пришлось идти на штурм. Для большинства россиян фамилия Батаев ничего не говорит. Равно как и словосочетание «ногайский батальон».  

«Свой джамаат» 

Сеть боевых «джамаатов», ныне раскинутая по всему Северному Кавказу, начала формироваться после первой чеченской войны. Тогда эмир Хаттаб создал на территории Ичкерии в Сержень-Юрте так называемый «институт «Кавказ», где молодежь из соседних республик осваивала под руководством арабов основы ваххабизма и обучалась навыкам ведения диверсионно-террористической войны. 

Сегодня ячейки «параллельного ислама» действуют в Дагестане и Ингушетии. Чуть меньше их в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Поэтому, когда Шамиль Басаев бахвалился, что он-де спокойно передвигается по всему Северному Кавказу, в этом случае Гинеколог не лукавил, поскольку во многих местах мог найти своих единомышленников по террористическому подполью. Не только в Чечне.

Имеется «свой» джамаат и в Ставропольском крае, отличается он ваххабизмом особо ядреного настоя. Отличался. Это так называемый «ногайский джамаат» (он же «ногайский батальон»), который сформирован в первую чеченскую войну по указанию Басаева и Хаттаба. Решено было собрать, обучить и вооружить всех ваххабитски настроенных жителей степных и равнинных районов Чечни, Дагестана и соседнего Ставрополья. Преимущественно ими оказались ногайцы - отсюда и название. 

Перед этим НВФ была поставлена задача: контролировать степные поселки Нефтекумского района, который населен преимущественно ногайцами, кумыками и другими коренными жителями Северного Кавказа, и соседнего со Ставропольем Шелковского района Чечни. Еще в первую чеченскую войну от банды остался лишь один «взвод». С началом второй кампании араб Абу аль-Валид опять призвал ногайских ваххабитов под ружье - выполнять диверсионную работу. В последнее время «ногайский джамаат» действовал не только в родных степях. Бандиты регулярно совершают вылазки в близлежащие регионы, активно сотрудничая с «моджахедами» из Карачаево-Черкесии.

«Ногайскому джамаату», состоявшему из нескольких десятков убежденных ваххабитов, арабы поручили, как и раньше, устраивать вылазки на территории Нефтекумского и соседнего Шелковского районов. Организовывать широкомасштабные акты террора и диверсий «бородачи» уже не могли, но хлопот доставляли много, расстреливая из засад небольшие милицейские патрули. Трофеи они переправляли «братьям» в горы, а сами мелкими группами разъезжались по домам, растворяясь на местности, чтобы потом собраться для новой вылазки. 

После гибели Хаттаба и стабилизации обстановки в Чеченской Республике об этой банде долго ничего не было слышно. Лишь в июле 2004 года прошла скупая информация о том, что в Кизляре во время спецоперации по штурму жилого дома, которую проводили сотрудники спецназа ФСБ и МВД, были уничтожены боевики из «ногайского батальона». Затем последовали очередные спецоперации, где уничтожались «ногайцы».

Бой в ауле Тукуй-Мектеб 

Зато, по мнению писателя из Карачаево-Черкесии Исы Капаева, такой организации, как «ногайский батальон», нет и в помине. Об этом он заявил с трибуны съезда ногайского народа, проходившего в Черкесске в марте 2006 года. Охарактеризовав ногайский народ «изгоем» общественной жизни, литератор в качестве одного из примеров национальной дискриминации назвал «создание ярлыка народа-экстремиста в российском обществе, поддержание этого образа муссированием в СМИ термина “ногайский батальон”, которого в природе не существует». 

Надо было бы писателя Капаева привезти 13 февраля 2007 года на Ставрополье, где в этот день отметили трагическую дату: годом раньше в ауле Тукуй-Мектеб, это рядом с дагестанской границей, при столкновении с остатками «ногайского батальона» погибли семь сотрудников органов и подразделений внутренних дел края. Теперь на месте гибели милиционеров воздвигнут 7-тонный гранитный камень с мраморной вставкой. Здесь высечены фамилии всех погибших бойцов.

По информации начальника УФСБ по Ставропольскому краю генерал-майора Олега Дуканова, с 1996-го по 1999 год в Ичкерии в лагерях боевиков прошли обучение больше двухсот жителей восточных районов края, в основном ногайцы. «Батальон» формировался в том числе и из жителей Тукуй-Мектеба. Большая часть их погибла, за несколькими десятками оставшихся в живых велось наблюдение. Среди нынешних жителей аула имеются сочувствующие боевикам, что осложняло операцию: некоторые бандиты скрылись в домах родственников и соседей. 

События в Тукуй-Мектебе произошли с размахом настоящих военных действий. Операцией руководил замминистра внутренних дел Александр Чекалин. Спецоперация началась вечером 9 февраля и продолжалась почти сутки. Группа боевиков была блокирована в трех частных домах в Тукуй-Мектебе. На предложение сдаться они ответили стрельбой.

Началу полномасштабной операции предшествовала трагическая завязка событий. Утром в 11 часов сводная группа работников прокуратуры, ОМОНа, ФСБ и отряда милиции специального назначения общей численностью тридцать человек выехала в Тукуй-Мектеб. Из аула, в котором проживает около трех тысяч ногайцев, поступила информация: в помещении заброшенной бани находится склад оружия и взрывчатки. 

Никаких боеприпасов обнаружено не было, но зато стало известно, что в селении скрываются разыскиваемые боевики «ногайского батальона». В 15 часов 40 минут, когда группы спецназа подошли к зданию бывшей гостиницы, из частных домов на улицах Кирова и Мира по ним ударили из автоматов и пулемета. Погибли оперуполномоченный ОМОНа лейтенант Евгений Харченко, сотрудники ОМОНа Нефтекумского ОВД прапорщики Андрей Силин и Владимир Горбов, сержант ОМОНа Владимир Бубнов, оперуполномоченный подразделения уголовного розыска Курского ОВД Артем Юдин, инспектор роты ДПС ГИБДД Дмитрий Перманский и оперуполномоченный Управления БЭП Курского ОВД Иван Воронин. 

После этого аул Тукуй-Мектеб блокировали военнослужащие Нефтекумской бригады внутренних войск. Штурм домов, в которых засели боевики, вели отряды милиции специального назначения при поддержке бронетехники и вертолетов. В результате от двух зданий на улицах Кирова и Мира, из которых террористы около суток вели интенсивный огонь из автоматов, пулеметов и гранатометов, остались одни руины. Трое находившихся в них боевиков были уничтожены. Дольше всех террористы продержались в здании бывшей колхозной гостиницы, переделанной в жилой дом. Всего же прямой дорогой в исламский ад отправились двенадцать «мечей Аллаха» (из них семеро - местные жители). Четверым боевикам, по данным краевого ГУВД, тогда все же удалось скрыться. 

За полгода до событий в ауле Тукуй-Мектеб и только в Нефтекумском районе Ставропольского края «моджахедами» были убиты директор школы соседнего аула Кая-Сула и его жена, учитель биологии, бывший участковый инспектор кая-сулинского отделения милиции, один из местных пенсионеров и нефтекумский предприниматель. 

Остатки бандитов, перейдя в Дагестан, объявились 15 февраля в селе Червленые Буруны. Двое боевиков, 30-летний Камиль Муракаев и 18-летний Мурат Сарсеев, заняли заброшенное здание школы-интерната и убили милиционера. Чтобы не рисковать жизнями других бойцов, 16 февраля здание сравняли с землей мощным взрывом, похоронив обоих засевших в нем террористов. Еще шесть боевиков, входивших, как и «ногайский батальон» , в «Шелковской джамаат» и готовивших теракт в Минеральных Водах, были задержаны 10 февраля в Пятигорске.

Операция в Кизляре 

Костяк «батальона» состоял из жителей Ставропольского края и «прославился» участием в нападении на Дагестан в 1999 году. Лидерами этого НВФ были Тахир Батаев (находится в розыске с июля 2003-го за участие в убийстве в ноябре 1998 года пятерых мурманских омоновцев в поселке Степное Кизлярского района Дагестана на границе с Чечней) и три брата Елгушиевы - Улубей, Камбий и Тахир, жители ногайского села Ямангой Нефтекумского района. Тахира спецназовцы ликвидировали еще в 2002 году. А два других брата были отправлены Басаевым летом 2004-го в Дагестан. По данным спецслужб, в задачи Елгушиевых входило провести разведку в городах и подготовить все необходимое для их захвата. В том числе завербовать местных жителей, готовых присоединиться к боевикам. 

Появление в Кизляре одного из руководителей такого крупного бандформирования, как «ногайский батальон» , совсем не случайно. Предполагается, что Шамиль Басаев планировал акцию, для осуществления которой требовалась большая концентрация сил боевиков. По этим данным, боевики планировали провести масштабную военную акцию, сравнимую с кровавыми событиями в Ингушетии в ночь на 22 июня. Однако на этот раз вылазку боевиков удалось предотвратить. Бойцы спецподразделения «Альфа» и сотрудники дагестанской милиции 30 июля ликвидировали в Кизляре разведгруппу «ногайского батальона».

... После налета на город Назрань Шамиль Басаев провел совещание с приближенными полевыми командирами и выдал им на руки план дальнейших действий. Этот документ был перехвачен спецслужбами. Из него следовало, что боевики планировали захватить три населенных пункта в Дагестане, в том числе и Кизляр. А после того как в эти города будут переброшены основные силы федералов на Северном Кавказе, отряды бандитов собирались нанести удары по Грозному и Гудермесу. 

В кизлярскую передовую группу вошли Улубей Елгушиев (Седик), Расул Тамбулатов (Волчок) и их давний подельник и земляк Арислан Бимурзаев. Оперативное руководство осуществлял Волчок, а идейным вдохновителем банды стала также землячка бандитов Муранбеке Ямангишиева. 

По данным милиции, ваххабитка Ямангишиева приехала в Кизляр в середине июля и сняла ту самую 6-комнатную квартиру в пятиэтажном доме № 1 по улице 40-летия Дагестана, щедро расплатившись за жилье с хозяевами на полгода вперед. Через две недели она вызвала в Дагестан передовую группу. Вооруженные бандиты благополучно миновали все посты. Их «Газель» остановили только в Кизляре, в нескольких кварталах от улицы 40-летия Дагестана. Терять бандитам было нечего, поэтому они, не раздумывая, открыли огонь по гаишникам, затем добрались до снятой квартиры и забаррикадировались в ней. 

Почему так долго шел бой? Об этом рассказывал один из руководителей РОВД города Кизляра: 

- Для того чтобы подойти к дому и забросать квартиру гранатами, нам потребовалось бы не более получаса. Но от этого варианта пришлось отказаться после того, как из квартиры выскочила растрепанная молодая женщина. Она стала кричать, что весь дом занят вооруженными бандитами и «шахидками», готовыми в любой момент взорваться. По ее словам, на всех этажах дома установлены радиоуправляемые фугасы, а все жители верхних этажей фактически оказались в заложниках. Верить ей или нет, мы не знали, но тем не менее использовать в такой ситуации гранаты или бронетехнику, конечно, не могли. Эвакуировать жителей подъезда мы тоже не смогли до самого конца штурма: лестничная клетка первого этажа насквозь простреливалась бандитами. 

Вот почему, собственно, и было решено не применять бронетехнику и гранатометы, что сказалось на длительности операции. Ни на какие переговоры боевики идти не хотели, и поэтому спецназовцы при помощи бэтээров и пулеметов начали наносить удары по зданию. В 20 часов бандиты прекратили отстреливаться, и в квартиру попыталась проникнуть группа оперативников. Но как только они приблизились к зданию, боевики вновь открыли огонь. Вся операция закончилась только после 23 часов. Среди убитых оказался один из руководителей 27-летний Улубей Елгушиев и 29-летний Расул Тамбулатов.

Теперь власти обязаны сделать все, чтобы «ногайский батальон» не возродился. А для этого требуется целый комплекс мер, в том числе социального характера. Скажем, в том же ауле Тукуй-Мектеб необходимо полностью ликвидировать ущерб, нанесенный трехдневными боевыми действиями. Это не только хозяйственный вопрос, но и элемент государственной безопасности. Не надо озлоблять людей. Напротив, власть должна демонстрировать свою реальную заботу о людях, пострадавших в ходе специальных операций против бандитов. Если же чиновники этого не делают, то их нужно гнать взашей. Чтобы не создавать экстремистам условий для вербовки «пушечного мяса» террора.  

Кстати 

В ночь с 23 на 24 февраля возле селения Кая-Сула Ставропольского края был уничтожен Камиль Кунтуганов, активный участник «ногайского батальона». Кунтуганов ехал на велосипеде с большой спортивной сумкой, когда его попытался задержать милицейский автопатруль. Бандит начал отстреливаться из пистолета. Тогда сотрудники РОВД открыли по нему ответный огонь. 

В сумке убитого были обнаружены автомат Калашникова, две ручные гранаты и патроны. По данным УБОПа, Камиль Кунтуганов прошел подготовку в лагерях Хаттаба в Чечне в 1998-1999 годах. Тогда же он в составе «ногайского батальона» принимал участие в нападении на Дагестан. По информации оперативников, Кунтуганов находился среди боевиков, которые вступили в бой в селении Тукуй-Мектеб. 

Павел ЕВДОКИМОВ

В видеокадре НТВ – опознание ликвидированных террористов. С сайта newsru.com 

См. также: 

Боевиков уничтожили со второго поселка 

ФСБ: уничтоженные близ Кизляра боевики готовили теракты 

Семь лет банда имамов бесчинствовала на дорогах района… 

Кто сеет смуту в Ставропольском крае 

Е.А.Назарова. Особенности миграционных процессов в южных регионах России 

В Дагестане уничтожены два боевика, блокированных в заброшенной школе 

У троих задержанных в Пятигорске боевиков изъяты боеприпасы и литература на арабском языке

УФСБ по Ставропольскому краю: «Шелковской джамаат» начинался в «Ногайском батальоне» 

В Нефтекумском районе Ставрополья идет штурм позиций «Шелковского джамаата» 

Генерал Олег Дуканов: «Исламский мир и Запад ведут необъявленную войну на Северном Кавказе. Цель – создание исламского халифата на Юге России» 

Россiя, 01.03.2007