10 апреля 2008 Верховный суд РФ признал экстремистской и запретил деятельность «международной религиозной организации "Нурджулар" на территории России. Решение было принято по иску Генпрокуратуры РФ, поддержанному Минюстом и ФСБ.

Организация "Нурджулар" юридически на территории России не зарегистрирована. Из сложившейся практики уголовных дел и комментариев сотрудников ФСБ и прокуратуры можно судить, что членами «Нурджулар» считаются те, кто проповедует идеи турецкого автора Саида Нурси, русские переводы книг которого признаны экстремистской литературой, а также последователи турецкого религиозного и общественного деятеля Фетуллы Гюллена (Fetullah Gülen).

Саид Нурси (1876-1960) - мусульманский богослов из Турции, родился в турецком селе Нурс Битлисской области.

Ему принадлежит 14 томов сочинений под общим названием «Рисале-и-Нур» («Письма света»). В них рассказывается о единстве Божественного откровения в разных религиозных традициях, о мире вечности, рае и аде, о Воскресении. Изъясняется богослов из Нурса в терминах суфизма, поэтому ключевыми для его богословия являются мистические образы — свет, луч, сияние. Саид Нурси создал свой оригинальный комментарий к Корану. Он не таков, как привычные комментарии (тафсиры) арабских богословов-начетчиков. Саид Нурси попытался, в духе древних отцов христианской Церкви, понять внутренний, нравственный смысл священного писания мусульман. Расцвет творчества турецкого богослова пришелся на время крушения Османской империи. В середине 20-х годов Саид Нурси активно призывал представителей режима Мустафы Кемаля оставаться практикующими мусульманами и молиться пять раз в день. Поэтому Нурси периодически попадал в тюрьмы и ссылки, в которых и прошла большая часть его жизни. Но несмотря на трудности, он продолжал писать свои книги, приобрел множество учеников, преимущественно среди студенчества. Нурси по-суфийски смиренно относился к гонениям, всегда подчеркивая свою лояльность ей и непротивление существующему в стране политическому строю. В 1950-е годы, когда угар воинствующего секуляризма в Турции спал, Саид Нурси и его труды были реабилитированы судом.

Запрет книг Саида Нурси

Русские переводы книг Саида Нурси признаны экстремистской литературой 21 мая 2007 года Коптевским судом г. Москвы.

Против этого решения выступили и Духовное управление мусульман, и правозащитники. Комментируя приговор суда, адвокат Сергей Сычев, представлявший культурно-образовательный фонд "Нуру Бади" (который занимался изданием в России трудов С. Нурси), заявил: "Это беспрецедентный процесс, в ходе которого были нарушены все конституционные права культурно-образовательного фонда «Нуру Бади». Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин также выступил против запрета книг Нурси, отметив, что «творчество Саида Нурси имеет высокое духовное значение для современного исламского мира, а сам автор входит в число виднейших знатоков и толкователей священной книги мусульман — Корана». В ходе судебного разбирательства в Коптевском суде сторона ответчика (издатели книг Саида Нурси) представила акты экспертизы и позитивные отзывы о книгах Нурси муфтиев Равиля Гайнутдина и Талгата Таджуддина, ДУ Дагестана и Северного Кавказа и египетского университета Аль-Азхар. К делу было приобщено заключение МВД Турецкой Республики о том, что труды Саида Нурси в этой стране не считаются экстремистскими.

«Нурджулар»: позиция ФСБ

В декабре 2002 года ФСБ отчиталась, что пресекла деятельность религиозной секты «Нурджулар», члены которой занимались шпионажем. Тогда на встрече с руководителями ведущих российских СМИ директор ФСБ Николай Патрушев заявил, что турецкая религиозно-националистическая секта действовала в России через созданные ею фонды и коммерческие фирмы и "решала широкий спектр задач в интересах разведки". Так, по его словам, "осуществлялся сбор информации о происходящих на Северном Кавказе процессах, велась пантюркистская и панисламистская обработка российской молодежи, изучались кандидаты на вербовку в целях формирования протурецкого лобби в местных властных структурах, проникновения в правоохранительные органы и общественные объединения".

По данным ФСБ, функционеры этой секты осуществляли тесные контакты с представителями действующих в Турции организаций, оказывающих помощь бандформированиям в Чечне, в том числе фонда "Кавказ". Только в 2002 году органами безопасности была пресечена деятельность более 50 функционеров секты "Нурджулар", которые действовали в Башкирии, Дагестане и Карачаево-Черкессии.

Также Патрушев утверждал, что «Нурджулар» действовал в России через созданные ею фирмы «Серхат», «Эфляк», фонды «Торос», «Толеранс» и «Уфук».
После выступления Патрушева начались активные действия.

В 2002-2004 годах из России были выдворены около 20 граждан Турции, которые, как утверждали российские спецслужбы, были связаны с «Нурджулар».

В августе 2005 года УФСБ по республике Татарстан заявило о ликвидации ячейки турецкой экстремистской организации «Нурджулар». В квартирах сторонников этой организации сотрудниками ФСБ, МВД и прокуратуры республики в июле изъяли литературу радикального толка. Главным идеологом секты в Татарстане был назван гражданин Турции Аджар Тахсин, которого выдворили из России как незаконного мигранта.

В марте 2005 года в Татарстане в отношении организации "Нурджулар" было возбуждено уголовное дело по ст. 282, ч.2 УК РФ ("возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства"). В 2006 г. его расследование было приостановлено в связи с «неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых».
Но вскоре прокуратура Татарстана обратилась в Коптевский районный суд г. Москвы с заявлением о признании книг Саида Нурси экстремистской литературой. И уголовное преследование «Нурджалара» вышло на новый виток, поскольку появилась возможность привлекать к уголовной ответственности за распространение идей Нурси, его книг и т.п.
Основной удар пришелся на учебные заведения, учрежденные российско-турецкими фондами и коммерческими организациями, которые ФСБ считала связанными с «Нурджулар». По данным ФСБ, фонд «Торос» и фирма «Эфляк» действовали на Северном Кавказе, в Поволжье – фирма «Серхат», в Хакасии и Бурятии – фонд «Уфук», фонд «Толеранс» – в Поволжье, Москве, Минске, Санкт-Петербурге.

Фонды и лицеи

В декабре 2007 года в Новосибирске прошли обыски по делу «Нурджулар» (в рамках возобновленного в Татарстане дела). Сотрудники ФСБ пришли на квартиры доцента кафедры высшей математики Сибирского университета потребительской кооперации, президента научно-исследовательского культурно-просветительского фонда «Медресет-уз-Зехра» Илхома Меражова, а также сотрудника фонда К.О. Одилова. Они изъяли всю мусульманскую литературу, системный блок компьютера, ноутбук, CD и DVD-диски, аудио- и видеокассеты, семейные фотоальбомы. Сложив все это на пол, они положили сверху несколько брошюр Саида Нурси и сфотографировали. Меражову и Одилову пояснили, что они проходят свидетелями по делу «Нурджалар» , но их так ни разу и не допросили, несмотря на то, что Меражова доставляли под конвоем в УФСБ и там провели дактилоскопирование. Правозащитники тогда опасались, что они превратятся из свидетелей в подозреваемых, но этого не произошло, а вскоре фонд ликвидировали.

В октябре 2008 года вступило в силу решение Советского суда Новосибирска о прекращении деятельности фонда «Медресет-уз-Зехра». Причиной ликвидации стали нарушения в организации деятельности фонда: не были поданы документы в Федеральную регистрационную службу и управление ФРС приняло решение о ликвидации «Медресет-уз-Зехра».
Фонд «Уфук» был зарегистрирован в середине 90-х в Улан-Удэ, имел филиал в Иркутске. В 1996 году «Уфук» открыл при ИГУ курсы турецкого языка, издавал журнал. В Бурятии фонд открыл бурятско-турецкий лицей для мальчиков. Первый руководитель фонда Боджа Тарык впоследствии возглавил подобный лицей в Карачаево-Черкесии.

В начале 2003 года проверки Минобразования РФ прошли в бурятско-турецком лицее в Улан-Удэ. «Уфук» также учредил Хакасско-турецкий лицей в Абакане, работавший с 1994 года. Но в 2003 году лицей не продлили лицензию в Минобразовании. Но основной удар пришелся по Татарстану, а также Башкирии, поскольку там было больше всего турецких лицеев. Параллельно началась кампания против исследователей, изучавших наследие Нурси. В декабре 2007 года СК при прокуратуре РФ по Республике Татарстан возобновило следствие по уголовному делу в отношении организации "Нурджулар", приостановленное в 2006 году из-за отсутствия виновных. По данным следствия, члены не зарегистрированной организации "Нурджулар" проповедовали учение Саида Нурси. С момента возобновления следствия обыски были проведены в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, а также в десятках других городов России. Обыск был проведен в квартире Марата Тамимдарова в Набережных Челнах, переводчика Нурси на русский язык.

В 2007 году татаро-турецкие лицеи стали объектами проверок Минобразования и прокуратуры Татарии. Каждое из ведомств нашло какие-нибудь нарушения, от формального несоответствия общепринятой в РФ школьной программе до «идеологической обработки» детей идеями пантюркизма и пр. Прокуратура Татарстана посчитала, что лицеи нарушили порядок найма на работу иностранцев, то есть преподавателей из Турции. Лицеи были оштрафованы на 250 тыс. руб. за каждого преподавателя.

В результате 44 турецких преподавателя по требованию прокуратуры Татарстана покинули Россию.

(Татаро-турецкие лицеи открылись в Татарии в 1992 году, их в республике 7: в Казани, Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске и Бугульме. Они работали на основе двустороннего соглашения между Татарстаном и Турцией. Лицеи-интернаты быстро стали одними из наиболее престижных учебных заведений республики, учащиеся изучают четыре языка — русский, татарский, английский и турецкий. Ежегодно муниципальные бюджеты выделяют на один такой лицей 8-9 млн руб).

Фетулла Гюллен и его движение

Движение Фетуллы Гюллена (Fetullah Gülen) – одна из 9 групп, опирающихся на учение Саида Нурси, является влиятельным движением в Турции. Противники Гюллена обвиняют его в подрыве светского пути Турецкой республики и оправдании исламизации, а сторонники представляют как гонимого исследователя ислама.

Фетулла Гюллен родился в 1941 году Эрзуруме. Получил начальное школьное образование, а впоследствии сосредоточился на неформальном исламском образовании. Стал последователем учения Саида Нурси. В 1959 году стал священнослужителем в Эдирне, в 1966 году получил место в Измире, где стал популярным проповедником. Путешествовал по всей Анатолии и пропагандировал свои идеи среди студентов и старших школьников. Его проповеди отличались тем, что он говорил об образовании, дарвинизме, экономике, социальной справедливости. Считается, что он адаптировал учение Саида Нурси. Его выступления, отличавшиеся большой эмоциональностью, часто со слезами, записывались на видео и потом распространялись.

К концу 70-х он разошелся с мейнстримом движения Нур, которое управлялось Советом старейшин, и основал свое собственное движение, где он стал единственным лидером. (Движение Нур (известное также как Nurculuk) отличается от других течений не только пониманием ислама, но и стратегией изменения общества, в котором возрастает индивидуальное сознание. Последователи Нур не входят в другие суфийские группы, т. к. считают, что времена суфийского братства остались в прошлом, и идеи морали и религии должны быть пересмотрены с учетом современности). В 1981 году он оставил место священнослужителя. Тем не менее с 1988 по 1991 он провел много служб в мечетях больших городов Турции, где его популярность возрастала, особенно среди нурсистов. Партнерствуя с правоцентристскими партиями Турции, в 90-е годы он стал публичной фигурой.
В 90-е годы Гюллен публиковал работы, оправдывающие диалог между общинами и религиями. В своих трудах Гюллен утверждает, что в современный мир страдает от отказа принимать научные методы, сохраняя мораль и веру в Бога. Гюллен написал более 60 книг, среди них «Перлы мудрости», «Вопросы и ответы о Вере», «В сторону глобальной цивилизации любви и толерантности», «Пророк Мухаммед как военноначальник».

Встречался с папой Ионанном Павлом II, партиархом Греческой православной церкви Бартоломеосом, главой израильских сефардов рабби Бакши-Дороном. Основал около 500 школ, лицеев и др. образовательных учреждений в мире, а также различные фонды. Движение открывает школы не только в Турции, но и в странах Центральной Азии, России, на Балканах, в Монголии, Бангладеш и в некоторых западных странах. Преподавание в таких школах не ограничено исламом, поскольку идеей Гюллена является воспитание элиты. В школах обучают детей разного вероисповедания.

Движение Гюллена состоит из волонтерских организаций, находящихся под идейным лидерством Гюллена. В основном это люди, которые получили образование в школах, организованных движением. Движение насчитывает несколько сотен тысяч членов, что делает его самым большим исламистским движением в Турции. Движение, помимо школ и университетов, основало свои ассоциации служащих, лоббистские группы и т.д. В октябре 2007 года движение организовало конференцию в Лондоне, где рассматривались проблемы межрелигиозного диалога, культурного обмена и др., участие в которой приняли несколько британских университетов. Гюллен осудил теракты 11 сентября, говорил в интервью, что ненавидит Бин Ладена, который очерняет образ ислама. В 2004 году его критиковали за то, что Гюллен, несмотря на его призывы толерантности, сказал, что он рассматривает терроризм равным атеизму.

По мнению Хакана Ясуза (Hakan Yasvuz), автора книги «Турецкий ислам и светское государство: движение Гюллена», Фетулла Гюллен и его движение стоят особняком от остальных представителей движения Нур. Идеи Гюллена проникнуты турецким национализмом, ориентированы на государство, сосредоточены на рыночной экономике и неолиберальной экономической политике. Гюллен пытается соединить ислам и современность, показать, что ислам не вступает в конфликт с модернизациией. Движение Гюллена сосредоточено на действии, считает, что ислам это не только молитва пять раз в день и изучение Саида Нурси, но и активные действия, создание различных институтов: школ, больниц и др. Гюллен считает, что главная ценность современного мира — знания, и соответственно контроль над этими знаниями. Отсюда его увлеченность созданием сети учебных заведений по всему миру. По мнению Хакана Ясуза, движение Гюллена не проявляет активности в арабских странах, поскольку его туда не пускают, считая агентом США и даже ЦРУ, а также рассматривая его как глобалистское движение. Кроме того, движение считает, что лучший ислам — это турецкий ислам, и это не способствует его признанию в арабских странах.
Согласно Гюллену, и вообще всем последователям движения Нур, рассуждения об исламском государстве являются антиисламскими. Но можно создать сознательных мусульман, создать мусульманскую сеть, этику, но когда ислам становится моделью государства, по мнению Гюллена, это уже не ислам. Исследователь считает, что цель Гюллена это вовлечь мусульман в современные процессы, демократию, рыночную экономику, а также вернуть Турции статус региональной сверхдержавы.

Последователи Гюллена часто называют себя общиной (community). Актуален вопрос, как их рассматривать, как общину или как сеть, состоящую из ячеек. (Обвинения в существовании «законспирированных ячеек» в России предъявляла ФСБ ). По мнению, Ясуза, последователи Гюллена представляют собой движение, имеющее общие цели, и состоящее из сетей, организованных горизонтально. Это свободные сети, которые находятся под руководством Гюллена. Такие сети не обязательно организованы иерархично, но можно различить три круга. Первый — те, кто окружает Гюллена, второй — те, кто работает для достижения общих целей движения, третий состоит из людей, симпатизирующих движению: они могут поддерживать движение публикацией статей в СМИ, деньгами и т. д. Каждый круг имеет еще какое-то количество сетей. Их объединяет общее чувство солидарности и мусульманская этика братства. Однако все держится на лидерстве Гюллена, и если он умрет, то движение может распасться на части, но может и остаться, подобно движениям последователей Саида Нурси, которое после его смерти только расширилось.

Гюлен и политика

С 1998 года Гюллен живет в США, в Восточной Пенсильвании в большом имении вместе с сотней сторонников. Через несколько месяцев после того, как он приехал в Америку на лечение, в Турции его обвинили в том, что он внедряет своих сторонников в общественную и государственную сферу с целью создания исламского государства. В 2000 году Гюллена обвинили в заговоре против светского правительства Турции. Правда, Верховный суд оправдал его в 2006 году.

Исследователь Хакан Ясуз считает, что кемалисты в 80-е охотно использовали гюлленовские формы политического ислама в противовес бывшему премьеру Турции и лидеру политического исламизма Эрбакану. Но после того, как военные избавились от Эрбакана, они отвернулись от Гюллена. Им не нравилось, что Гюллен предлагает распылять ресурсы для влияния на другие страны, их интересовал полный контроль над Турцией. Кроме того, военная светская элита не была заинтересована в том, чтобы образовательные возможности распространялись на маргинальные слои населения в стране, чем занимался Гюллен. Дело против Гюллена в Турции началось со скандала, который возник из-за выступлений Гюллена, однако сам он утверждает, что его слова были вырваны из контекста и неправильно истолкованы. Гюллен давал советы группе служащих, которые чувствовали себя оторванными от других групп в государственной системе. Согласно этим советам, служащие не должны бросать карьеры из-за религиозных чувств чтобы нести добро людям, даже если свою религию нельзя практиковать открыто.

С 80-х годов группа Гюллена рассматривалась как возможная угроза республике. В 1986 году военный суд вынес соответствующее определение, касающееся группы сторонников Гюллена в военной академии, и от этой группы избавились. С тех пор турецкие военные периодически обвиняют его в попытках внедрить своих последователей в госструктуры.
Настороженность в отношении образовательных программ Гюллена проявляют не только в России и Центральной Азии. В 2008 году парламент Нидерландов срезал финасирование связанных с Гюлленом учебных заведений. В СМИ Турции периодически выступают некие бывшие сторонники Гюллена, которые рассказывают, что целью его программ является шаг за шагом проникнуть в управление государством, перевербовать всех в ислам и т. п. Некоторые турецкие СМИ также писали, что студенты, получившие образование в школах Гюллена, отдавали свою первую зарплату в полиции его организации в знак благодарности.

Так Адил Сердар Сачан (Adil Serdar Saçan), экс-директор подразделения по борьбе с оргпреступностью стамбульского Управления безопасности, в интервью в 2006 году рассказал, что последователи Гюллена начали проникать в аппарат спецслужб еще в 70-е годы. В полицейской академии их вербовали эмиссары движения, а один из тогдашних эмиссаров якобы сейчас занимает пост директора по разведке Турецкого управления безопасности. Он утверждал, что чтобы сделать карьеру в службах безопасности при AKP, необходимо было быть сторонником Гюллена, а его личная карьера по этим причинам была заблокирована в 2002 году. Правда, в октябре 2008 года полиция арестовала Сачана по подозрению в участии в заговора против государства.

16.09.2012

Источник: azglobus.net