Созданный ещё с конца 1990-х Тахиром Юлдашем хорошо отлаженный механизм по поставке новых рекрутов для лагерей подготовки боевиков ИДТ до 2012 года сбоев не давал. Условия, сложившиеся в мигрантской среде выходцев из ЦА в России, как будто специально созданы для исламистской обработки молодых мусульман.

Скученность проживания, бытовые проблемы, постоянная угроза высылки из РФ, коррумпированный беспредел местных властей, особенно полиции и ФМС, унижение мусульман на бытовом уровне – всё вместе создаёт эффективный фон для эмиссаров узбекских террористических группировок, вербующих новичков для участия в джихаде в Афганистане, Пакистане и Сирии.

Поэтому совершенно естественным является создание организационной инфраструктуры большого Проекта под условным названием: «Джамоаты фундаменталистов в России», реализацию которого традиционно поручают этническим узбекам. В этом нет ничего оригинального. Следует вспомнить, что абсолютное большинство полевых командиров ИДТ и СИД – выходцы из Узбекистана, как, впрочем, и главари самих бандформирований.

Традиционное узбекское землячество – важнейший фактор взаимной помощи эмиссаров ИДТ и СИД, перемещающихся между российскими «джамоатами».

В последние годы вербовщикам ИДТ и СИД становится всё комфортнее работать в российских городах, причём не только крупных, по следующим причинам:

Во-первых, большая скученность мигрантов, проживающих под одной крышей, позволяет вербовщикам эффективно использовать агитационную литературу.

Во-вторых, современные носители исламистской литературы и специализированные видеоролики на ноутбуках, смартфонах и планшетах повысили эффективность вербовщиков молодых мусульман для современного джихада.

В-третьих, пропагандистская машина ИДТ, набравшая обороты в первой половине 2000-х, постоянно совершенствуется. Интернет-ресурсы, подконтрольные ИДТ и работающие на Движение, становятся всё более грамотно построенными и, следовательно, более эффективными.

В-четвёртых, финансовые проблемы многих мигрантов на родине, неустроенность и почти криминальное существование в коррумпированной системе координат России прямо подталкивают выходцев из ЦА в сети пропагандистов войны за всемирный Халифат.

В-пятых, правоохранительные органы России не всегда могут разобраться в исламских течениях, и поэтому фундаменталисты успевают построить прочные структуры «джамоатов».

Эти факторы, как и множество иных феноменов из жизни мусульманской молодёжи, приехавшей в Россию за лучшей жизнью, облегчают деятельность вербовочных центров в этой стране.

При этом приходится констатировать, что в Российской Федерации с 2010 года сложилось несколько центров, в которых активно действуют эмиссары ИДТ и СИД. К сожалению, Москва сегодня – не только столица России, она превратилась в крупнейший центр активности эмиссаров ИДТ.

Основная фигура или главное действующее лицо в центре этой паутины – Илхом Абдумухтаров.

В его «восхождении» в лидерство российской сети ИДТ нет ничего особенного. Приехавшему в Москву на заработки Илхому было чуть более 20 лет. В маленьком городке Карасу Андижанской области совсем ещё юношей Абдумухтаров заинтересовался исламом. Увлечение религией у многих молодых людей проходит быстро. С будущим лидером московской ячейки ИДТ этого не случилось. Сложное материальное положение в семье лишь подстегнуло Илхома к более глубокому изучению религии предков. Но Илхом больше интересовался «салафитской» литературой, которой в Москве оказалось в избытке.

Абдумухтаров всё больше и больше погружался в изучение идей крайнего фундаменталистского ислама и всё меньше уделял времени для заработка. Москва – город больших возможностей: много новых знакомых, а главное доступ в интернет открыли молодому мусульманину мир неограниченной исламистской пропаганды. Качественно исполненные информационные ресурсы различных узбекских экстремистских организаций решали свои задачи. Илхом принял для себя твёрдое решение присоединиться к одной из них.

Наибольшее впечатление на Абдумухтарова производили бравурные лекции харизматичного Т.Юлдаша, в которых простые решения сложных задач были удивительно привлекательны. Желание стать «Робин Гудом», бороться за «справедливость» с оружием в руках, став муджахедом ИДТ, победили необходимость работать и отправлять деньги нуждающимся родным.

Интернет, электронная почта, с одной стороны, и преданность исламскому фундаментализму, с другой стороны, – в сегодняшнем мире то немногое, что необходимо для того, чтобы попасть в сферу интересов экстремистских организаций.

Для первых контактов с отделом пропаганды ИДТ понадобилось совсем немного времени, и Абдумухтаров с большим энтузиазмом принялся за выполнение первого задания. Создание первичной ячейки ИДТ в столице России и переправка желающих присоединиться к джихаду против «кяфиров» в Афганистане было интересным и необычным делом.

Встретив в Москве своего земляка из Андижанской области Бобиржона Махбубова, Илхом принимает его предложение и переезжает в небольшую квартиру вблизи станции метро «Выхино».

Несколько выходцев из Узбекистана и Таджикистана, работавших на подённой работе в столице России, были соседями Абдумухтарова. Идеальные условия для вербовки членов первой ячейки ИДТ – первый шаг для успешного выполнения задания новых хозяев.

Краткий курс фундаменталистского ислама, идеи «салафизма», понятия «хижрата» и джихада легли на благодатную почву. К удивлению самого Абдумухтарова, отсутствие опыта в вербовочной работе с лихвой восполнилось самой разнообразной информацией, скаченной из интернета. Через короткое время Абдумухтаровым был составлен список первых членов московского «джамоата». В него вошли соседи по квартире: Г.Содиков, житель Сырдарьинской области Узбекистана, его земляки и выходцы из Таджикистана.

Все первые члены «джамоата» в целях соблюдения конспирации получили клички, теперь лидера ячейки все должны были называть «Хузайфа».

Г.Содиков (получивший кличку «Соч») был назначен «Хузайфой» своим заместителем. «Соч» работал на одном из рынков в мастерской по ремонту мобильных телефонов, имел обширные связи среди мигрантов – выходцев из ЦА и поэтому был особенно полезен для главной цели «джамоата» – вербовки новых рекрутов для ИДТ.

«Хузайфа» после первого успеха с ещё большим рвением занялся вербовкой новых членов своей ячейки среди прихожан московской мечети «Центральная», что расположена на проспекте Мира.

Активное участие в интернет-форумах, многочисленных чатах, распространение специальной литературы во всемирной паутине не могли не принести своих результатов. Совсем скоро московская ячейка ИДТ была пополнена новыми членами – выходцами из стран ЦА, среди которых много родных братьев.

Вряд ли стоит удивляться тому, что в «джамоат» с лёгкостью вербовались близкие родсвенники. Семейственность в мировом террористическом движении является обычным и естественным явлением.

Молодость членов ячейки ИДТ – возраст исламистов от 20 до 28 лет – подтверждает уязвимость неопытных мусульман, подвергаемых интенсивной пропагандистской обработке и зомбированию.

(Продолжение следует)

Виктор Михайлов

21.04.2014