Харизматичного лидера суданских исламистов Х.ат-Тураби снова арестовали. Основателя «зеленого интернационала» сажают под арест уже в четвертый раз за время правления президента О.аль-Башира. В 2001 году он поплатился за свои переговоры с южанами в Женеве, в 2008 году – за покровительство дарфурским повстанцам и попытку свергнуть суданский режим, в феврале 2009 года – за поддержку вердикта МУС. Чем же «неугомонный старик» провинился в этот раз?

Официальной причиной недовольства Хартума стали публикации в центральном органе возглавляемой Тураби Партии народного конгресса (ПНК) газете «Рай Аль-Шааб» о якобы существующем тесном сотрудничестве между нынешним суданским режимом и Ираном. Конкретнее - якобы иранцы строят в Судане заводы по производству оружия для снабжения шиитских повстанцев в Йемене, сомалийской «Аль-Шабаб» и ХАМАС.

Все это естественно вызвало «адекватную реакцию» суданских властей. «Я не вижу никакого противоречия между арестом генерального секретаря ПНК и закрытием центрального органа этой партии. Все, что публикуется в «Рай Аль-Шааб», является мнением и рассуждениями Х.ат-Тураби», - заявил советник министра информации Судана Р.Абделати. Он также подчеркнул, что указанные утверждения являются «возмутительной ложью» и совпали по времени с процессом введения экономических санкций против Ирана. Любопытно, что советник министра поставил указанные заявления в один ряд с пропагандистской кампанией, которая предшествовала нанесению американцами бомбовых ударов по фармацевтическим фабрикам в 1998 году. По версии Пентагона, эти заводы производили бактериологическое оружие в интересах У.бен Ладена.

Руководитель генерального секретариата правящий партии Национального Конгресса К.аль-Махди отверг версию «политических причин» ареста, выдвинув в качестве приоритетной «причину безопасности страны». Вообще, когда надо напустить «туману», всегда выбирают именно эту версию, так как она не требует подробных объяснений. По утверждению К.аль-Махди, «Судан сейчас переживает напряженные моменты своей истории: события в Дарфуре; споры вокруг бассейна реки Нил; референдум о независимости Юга. И в этой ситуации любые провокационные заявления могут только нанести вред безопасности государства». В этой связи, «только дополнительное компетентное расследование» сможет полностью ответить на вопрос, сколько продлится этот арест.

Естественной была и реакция однопартийцев задержанного. Уже состоялись протестные демонстрации, жена Х.аль-Тураби М.аль-Махди, как и прежде, является их основным локомотивом. Депутат от ПНК А.Х.Ахмед поклялся сделать все возможное, чтобы защитить своего лидера; организован сбор подписей с требованием «освободить достойного сына Судана» и тому подобная обязательная в таких случаях политическая «шелуха».

На самом деле Х.ат-Тураби придется «посидеть» как минимум до конца лета, а то и до начала процесса подготовки к референдуму.

В связи с происходящим интересно рассмотреть несколько моментов. Начнем с того, насколько правдивы утверждения Х.ат-Тураби в отношении иранских «гнусных» замыслов.

Совершенно очевидно, что мы дело имеем с грубо состряпанной дезинформацией. Хартум никогда и ни при каких условиях не позволит строить иранцам на своей территории никаких заводов по производству оружия для снабжения исламистов. Это абсолютно не укладывается в рамки нынешней суданской политики, направленной на прорыв экономической блокады и выхода из-под режима санкций. Ставить этот генеральный замысел в зависимость от каких-то сомнительных иранских преференций, никто естественно не будет. Особенно когда не до конца непонятно, чем закончится вся история с санкциями и возможными силовыми операциями. Хартум сейчас идет в фарватере политики специального представителя США по Судану С.Грейшена, который стремится ослабить, а в перспективе ликвидировать режим экономического прессинга против Судана и вернуть его в зону «американского притяжения». Влияние С.Грейшена на политические жесты суданского руководства значительно. Это доказывает эпизод со снятием недавно назначенного представителя Судана в ООН. Именно его некорректные высказывания об откровениях С.Грейшена «о массовых фальсификациях голосования на юге Судана», взбесили американца, и он потребовал от Хартума его убрать. Что и было сделано очень оперативно.

Кроме того, суданцы все-таки идентифицируют себя с суннитско-арабской составляющей мусульманского сообщества, и идти вопреки его мнению по вопросу Ирана они не будут. Они также не будут поддерживать идею силовой операции против иранцев, но и размещать на своей территории какие-то военные заводы (а значит, автоматически становится стратегическими союзниками Тегерана) они ни при каких обстоятельствах не станут.

Действительно, суданцы предоставляли свою территорию для иранских транспортов с оружием для ХАМАС. Но это святое. Не будем забывать, что дальше это оружие шло в Египет и далее по системе тоннелей в сектор Газа.

Что же касается сомалийцев, то для Хартума приоритетным направлением все-таки является союз с Эфиопией, а не с «Аль-Шабаб». Да и Иран не является спонсором этой группировки. Она скорее тяготеет с саудовским радикальным салафитам, чего собственно и не скрывает.

При чем здесь Иран?

Йеменские зейдиты вообще никогда не входили в список суданских «друзей». Хартум полностью солидаризовался по этому вопросу с йеменским президентом А.А.Салехом и другими арабскими странами. Портить свои отношения с влиятельными и богатыми монархиями Персидского залива, для чего? Да и иранская помощь йеменским зейдитам выражалась исключительно в финансовой составляющей, а оружие спокойно покупалось на местном «черном рынке».

В общем, полная чушь. Но она показывает, прежде всего, степень деградации когда-то могущественного Х.ат-Тураби, который в настоящее время переживает серьезный кризис идей. Неудача на последних всеобщих выборах и вот такого рода экспромты свидетельствуют о том, что эра Х.ат-Тураби прошла. Расценивать его как влиятельного политика даже в среднесрочной перспективе уже не надо, учитывая его преклонный возраст. Судя по всему, политическая жизнь его партии закончится вместе с физической ее основателя. Из чего следует только один вывод: некогда радикально-исламистская суданская политическая верхушка активно трансформируется в умеренный арабский режим, который руководствуется, прежде всего, практическими, а не идеологическими установками. Это общая для мусульманского мира тенденция, которая обусловлена сменой политических элит. На место «сильных», автократичных лидеров приходят фигуры, которые можно охарактеризовать как «мягкие» «братья-мусульмане». Со временем их тоже ждут трансформации, но в настоящее время альтернативы им в большинстве стран мусульманского мира нет, и иметь дело в 21 веке «европейской цивилизации» придется именно с ними, нравится это или не очень.

Д.К.Шишкин, Институт Ближнего Востока, 18.05.2010