Перед конференцией «Национального диалога» в Йемене, помимо «южного» вопроса, рассмотренного в первой части публикации, стоят задачи урегулирования проблем шиитского повстанческого движения «Аль-Хуси» на Севере, подрывной деятельности «Аль-Каиды» и периодических бесцеремонных ударов беспилотников США.

Мятежные шииты (зейдиты) контролируют районы на северо-западе Йемена, граничащие с Саудовской Аравией, а влияние их формирования «Аль-Хуси» (выступают за воссоздание в регионе зейдитского имамата)значительно возросло после отставки президента Салеха в 2012 году.

Хуситы, численность сторонников которых достигает около 120 тысяч, базируются в гористой провинции Саада и вполне успешно привлекают бесправную молодежь и значительное шиитское население в Сане в ряды своего движения. Хуситов можно сравнить с ливанской Хизбаллой в том, что они контролируют обширный район и фактически функционируют как государство в государстве. Правительство Йемена, которое находится в дружественных отношениях с Саудовской Аравией и США, утверждает, что хуситы – агенты Ирана, хотя Тегеран отрицает подобные претензии. Вообще, движение «Аль-Хуси» противопоставляет себя суннитскому исламу в Саудовской Аравии и определяет себя с оси «Тегеран-Дамаск-Хизбалла», повстанцы формирования придерживаются иранского лозунга «Смерть Америке».

Правительственные войска вели несколько войн против хуситов в 2004-2010 гг., пока не было заключено соглашение о примирении. Однако в конце 2011 года на волне протестных выступлений «арабской весны» на севере страны завязались новые столкновения между хуситами и салафитами, поддерживаемыми «Аль-Каидой», обозначив рост насилия на религиозной почве.

Год назад хуситы согласились принять участие в национальном диалоге, в результате которого могло быть достигнуто соглашение о федеративном устройстве государства и автономии на территории, которую повстанцы занимают в настоящее время. Необходимо отметить, что повстанцы «Аль-Хуси» по своей природе не сепаратисты, они лишь желают признания в Сане права на их существование, свободу мысли и религиозного исповедания.

Одновременно зейдитские шииты поддерживают дружественные отношения с южными сепаратистами. И если последним удастся добиться независимости, хуситы могут последовать их примеру, расширив свои территории на Севере, разве что в Сане будет принято необходимое соглашение об автономии. А временный президент Хади, возможно, может потребовать от правительства пойти на значительные уступки вооруженным мятежникам, чтобы сохранить целостность государства.

Вдобавок ко всем бедам Йемена, страна еще является второй наиболее активной «горячей точкой» для США после Пакистана. А президент Хади – убежденный сторонник американских беспилотников в борьбе с боевиками «Аль-Каиды», несмотря на большое число жертв среди мирного населения в результате авиаударов.

Йемен уже несколько лет представляет собой главную «тыловую базу» и один из главных поставщиков подготовленных боевиков для «Аль-Каиды на Аравийском полуострове». Филиал «Аль-Каиды» в Йемене состоит из нескольких сотен бойцов, которые проявляют наибольшую активность в южных и центральных районах страны, ведя борьбу против правительства в Сане и хуситов, при этом оставаясь относительно равнодушными к южным сепаратистам.

Центральное правительство в Сане излишне зависимо от США, которые имеют неограниченные полномочия по нарушению суверенитета Йемена в случае необходимости. И маловероятно, что правительство Йемена способно убедить Вашингтон прекратить атаки беспилотников, что ведет к росту всеобщего недовольства властями в Сане.

В умах многих йеменцев бытует мысль о том, что переходный период и национальный диалог должны завершиться в феврале 2014 года и тогда же проведены намеченные президентские выборы. Однако спецпосланник ООН Джамаль Беномар заявил, что переходный период продолжается не ограничен во времени. Появились даже разговоры о трансформации делегации национального диалога в форму переходного кабинета министров, заменяя, таким образом, нынешний парламент, который давно отработал свой срок.

Так или иначе, делегаты национального диалога потратили долгие месяцы на разработку того, что должно стать «дорожной картой» для будущего Йемена. 2014 год вскоре покажет результаты национального примирения. Однако в связи с растущей неопределенностью ситуации с безопасностью и политической ситуацией, многие йеменцы не уверены в целесообразности и эффективности дорогостоящей конференции диалога, которая проходит в роскошном отеле на окраине столицы.

Вполне возможно, что в случае если национальное согласие все же не будет достигнуто, развернется кровавая гражданская война, а государство погрузится в анархию. А готов ли сам йеменский народ вступить в полосу трансформации своей системы? Или же средневековый образ жизни с архаичными племенными пережитками одержат верх в умах южноаравийского народа?

Лейсан Тимергалиева

07/01/2014

Источник: islam-today.ru