Шиитское движение "Ансарулла", ориентирующееся на Иран, становится новой властью Йемена. Военизированные формирования шиитов взяли под контроль почти половину территории страны, включая столицу Сану. В руководстве "Ансаруллы" "Ъ" заявили, что получили власть в результате "мирной революции" и намерены в ближайшее время узаконить ее через выборы. Появление на Аравийском полуострове государства во главе с союзниками Тегерана — кошмарный сценарий для соседей Йемена, которые сегодня намерены поставить этот вопрос на саммите Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).

За два месяца, прошедшие с момента захвата шиитским племенем аль-Хуси столицы Йемена Саны, объединяющее их политическое движение "Ансарулла", по сути, превратилось в непризнанное правительство. В руководстве движения "Ъ" заверили, что в стране "произошла мирная революция" и новые власти намерены в ближайшее время провести парламентские выборы, закрепив контроль над страной юридически. "Никто не смеет называть движение "Ансарулла" террористической группировкой. Мы общественная организация, стремящаяся защищать права граждан и выступающая против проектов, направленных на уничтожение йеменского народа",— заявил "Ъ" председатель политбюро "Ансаруллы" Салех ас-Саммад. Он надеется, что выборы состоятся в течение года и движение получит если не большинство, то существенное представительство в парламенте.

Лидеры "Ансаруллы" уверяют в колоссальной поддержке среди населения — по их подсчетам, около 70%. В Сане да и в других частях страны действительно противников хуситов не видно. Захват столицы произошел почти бескровно, а ключевые пункты программы движения находят позитивный отклик у жителей. Хуситы обещают вернуть госсубсидии на топливо, запустить национальный диалог по стабилизации ситуации, восстановить экономику, в частности, привлекая туристов на остров Сокотра в Индийском океане, который называют жемчужиной Йемена и всего Аравийского полуострова.

Под контролем шиитов сейчас около половины территории страны, в том числе такие стратегические объекты, как аэропорт в Сане и порт в Ходейде, крупнейшая военная база в Амране, а также нефтяные месторождения на севере. В большинстве провинций, в том числе в ключевых Сане и Сааде, у движения поставлены "свои" люди. Власть на местах подчиняется исполкому, куда входят ключевые фигуры движения.

"Ансарулла" сумела наладить работу альтернативных министерств: при движении функционируют комитеты по политике, экономике, безопасности, образованию, спорту, здравоохранению, культуре, работе с молодежью и СМИ. Шииты запустили пропагандистский канал "Аль-Масира", вещающий через репродукторы об успехах "Ансаруллы" и призывающий отказываться от американской продукции. Прием работает: на рынках можно увидеть толпы людей, топчущих продукты с этикеткой "Made in USA".

Хуситы надеются распространить свой контроль и на другие территории, ведя бои с "Аль-Каидой" за нефтеносную провинцию Мариб и пытаясь наладить диалог с югом страны, который до объединения Северного и Южного Йемена в 1990 году был отдельным государством, а сейчас добивается автономии. Переговоры с югом, похоже, идут успешно: по крайней мере местные СМИ перестали вести антихуситскую пропаганду.

Успехами шииты во многом обязаны связями с представителями режима, свергнутого в 2011 году. Собеседники "Ъ" в руководстве "Ансаруллы" отвергают сотрудничество с экс-президентом Али Абдаллой Салехом, но признают наличие контактов с его соратниками по партии "Всеобщий национальный конгресс" (ВНК), которая пока имеет большинство в парламенте. "Те, кто обвиняет нас, что мы договорились с Салехом, чтобы войти в Сану, неправы,— заверил "Ъ" Абу-Малик аль-Фиши, руководитель народного комитета "Ансаруллы" в провинции Саада.— Но члены ВНК действительно работают с нами".

"Хуситы захватили территорию практически всего Северного Йемена не благодаря своей военной мощи, а за счет грамотных переговоров с племенами,— пояснил "Ъ" старший преподаватель департамента политической науки ВШЭ Леонид Исаев.— Они не справились бы без помощи членов ВНК".

Успехи шиитов в Йемене не радуют соседние страны, для которых "Ансарулла" — союзник главного геополитического противника аравийских монархий, Ирана. К тому же у Саудовской Аравии хуситы фактически отобрали часть приграничной территории. С Оманом возник конфликт из-за пограничной южной провинции Дофар — хуситы заявляют, что территория издревле принадлежали Йемену и "пришло время" ее вернуть. Сегодня в Дохе открывается саммит ССАГПЗ (см. статью на стр. 7), где члены совета (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Оман и ОАЭ) обсудят стоящие перед регионом вызовы — в том числе зарождение шиитского государства у самых границ суннитских монархий.

МАРИАННА ОЖЕРЕЛЬЕВА

09.12.2014

Источник: kommersant.ru

 

Йемен: хусисты у власти, нестабильность сохраняется

После недавнего сформирования «технического» кабинета министров Йемена, состоящего из профессионалов-технократов, ситуация в стране несколько успокоилась, хотя продолжает оставаться напряженной, практически на грани перехода в вооруженный конфликт в любой момент. Хусисты установили контроль не только над столицей и наиболее крупными городами Севера и Центра, включая главный порт на Красном море Ходейду, Таиз, находящийся на стыке Севера и Юга, а также над столичными аэропортом, телевидением, радио и всеми стратегическими объектами и министерствами и ведомствами. Их «комиссары» сидят во всех госучреждениях, контролируя все финансовые потоки и тем самым сдерживая коррупционные схемы, которые практиковали деятели «Ислаха» (местные «братья-мусульмане» и деятели из окружения президента А. Хади, а также его родственники).

Только Юг и его центр Аден остаются вне зоны контроля хусистов, которым запрещено появляться с оружием в южных провинциях ЙР. Хотя контакты с южанами ведутся. Судя про всему, шиитские повстанцы не пойдут на Юг, опасаясь больших потерь и того, что это может подстегнуть Южный Йемен к воссозданию независимого государства. Пока же сепаратисты – южане неоднородны, и у них нет единого лидера. Часть активно поддерживает бывшую правящую во времена НДРЙ соцпартию, часть – ВНК во главе с А. Хади, часть выступает за сохранение единого Йемена, пусть и при правлении хусистов. Проблема Юга – наличие там, прежде всего в Хадрамауте и в восточных провинциях страны, огромного количества боевиков-исламистов, объединившихся вокруг «Ансар Шариа» – бывшей Аль-Каиды Аравийского полуострова и ряда других суннитских исламистских группировок. Фактически они сейчас ведут активные бои с хусистами и остатками йеменской армии, а по их позициям наносят удары американские беспилотники, базирующиеся в Джибути и ряде авиабаз ЙР вне зоны контроля «Ансар Алла» – политической организации хусистов. Ведь именно «Ансар Шариа» является основным врагом США и Саудовской Аравии. Как, впрочем, они представляют угрозу и для «Ансар Алла». Так, 3 декабря с.г. террористы-исламисты совершили покушение на иранского посла, взорвав автомобиль рядом с его резиденцией в Сане, но глава дипмиссии ИРИ был в другом месте. Причина ясна: существует уверенность, что за хусистами стоит Иран, который хочет создать в Йемене шиитское правление в своей орбите влияния.

Часть «ислаховцев» и ВНК окопались в районе Маариба, где находятся нефтяные и газовые месторождения, а также соответствующая инфраструктура. Все попытки хусистов захватить их, либо же добиться соглашения о контроле над доходами от нефти и газа пока провалились. Так что финансовая прибыль от нефтегазовых доходов в основном остались у сторонников бывшего режима.

Пока что трудно предсказать, куда дальше пойдет Йемен. В любом случае многим импонирует то, что уровень коррупции в стране упал, а хусисты пытаются сделать госуправление более справедливым и учитывающим интересы всех конфессий и племен. Но они испытывают острый дефицит профессиональных кадров. Особенно в системе госуправления, военном командовании и полиции. Даже личная охрана лидера «Ансар Алла» состоит из офицеров иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Правда, часть армии и полиции перешла на их сторону, особенно из числа сторонников бывшего президента А. Салеха, свергнутого в 2012 году «цветной» революцией, организованной США, Катаром и Саудовской Аравией. Пока же, похоже, что у А. Салеха (или у его сына) сохраняются реальные шансы вернуться на пост главы государства при опоре на коалицию из «Ансар Алла» и просалеховских племен, а также его сторонников из ВНК. С другой стороны, «Ислах» и их союзники из сторонников ВНК, ориентированных на А. Хади, который пока остается президентом, но власти не имеет, не собираются сдаваться. Но они не смогут ничего добиться без опоры на внешние силы прежде всего Саудовской Аравии и США, которые имеют наибольшие экономические и политические интересы в ЙР. А последние стремятся открыто не влезать во внутренние дела в Йемене, опасаясь адекватного ответа со стороны Ирана, который наращивает помощь шиитам-хусистам.

Отсюда – напряженная обстановка в столице. Хотя хусисты везде расставили свои блок-посты и контролируют все передвижения, в столице периодически происходят теракты и боестолкновения. Терроризмом занимаются в основном боевики «Ансар Шариа», в том числе по вечерам и ночам обстреливая позиции хусистов из минометов, чтобы вызвать их ответный огонь по жилым кварталам. Появилась информация о том, что в последние дни к ним все чаще примыкают и «ислаховцы», которые ради власти готовы пойти на союз даже с экстремистами. Если это случится, то позиции радикальных исламистов резко укрепятся, и тогда можно ожидать вмешательства на их стороне Саудовской Аравии. Хотя на военное вторжение в Йемен Эр-Рияд не пойдет: внутри королевства и так не все в порядке, да и в военном плане саудовская армия не столь сильна. К тому же в пограничных районах КСА с ЙР проживают шиитские йеменские и саудовские племена, типа исмаилитов в Наджране. Кроме того, на союз с исламистами вряд ли пойдут светские и полусветские силы ВНК, и уж тем более сторонники А. Салеха. Именно поэтому последний имеет значительные шансы вернуться на вершину власти. Он – приемлемая политическая фигура для большинства йеменцев, включая хусистов. И, насколько известно, Белый дом в бессильной злобе кусает свои же локти из-за собственной глупости, когда Вашингтон совершил «цветную» революцию против А. Салеха.

Однако многие предрекают другой сценарий развития ситуации – «сомализацию» внутрийеменского конфликта, при котором страна просто утратит свою государственность и распадется на анклавы влияния: шиитского – на Севере и в Сане, где возродится зейидитский имамат по типу 1962 года; суннитского  – в Центре, возможно, со столицей в Таизе; а также полусветского «социалистического» – на Юге со столицей в Адене; исламистско-террористического – в восточной части Юга (по типу «государства» ИГИЛ в Ираке и Сирии) со столицей в Мукалле. Тем более ИГ уже объявил о начале боевых действий в ЙР. Либо иракский вариант – многолетняя гражданская война на базе суннито-шиитского противостояния и при участии многочисленных террористических структур.

В любом случае в ближайшие годы Йемену предстоит пережить сложные времена.

Виктор Титов, кандидат исторических наук, политический обозреватель по Ближнему Востоку

12.12.2014

Источник:ru.journal-neo.org