Ислам победоносно шагает по европейской территории, шаг за шагом отвоевывая пространственные, религиозно-правовые и духовно-человеческие позиции у мирно дремлющего христианства. Этим летом по Европе прокатилась волна протестов, связанных с массовым строительством в крупнейших городах Старого Света мечетей, которые растут здесь как грибы после дождя. Католические священники выражают обеспокоенность перспективой исламизации Европы и призывают христианские конфессии преодолеть разногласия и объединиться, чтобы противостоять экспансии ислама.

Утверждение, что дряхлеющая Европа рано или поздно падет к ногам юной и агрессивной религии – ислама, давно уже переходит из разряда утопий в разряд реальностей. И это только вопрос времени и места – когда и где образуется первое в мире европейское исламское государство. Его столицей может быть Париж, на который указывает большинство аналитиков, Лондон, Амстердам или Кельн. А может, даже и Копенгаген, в котором в этом году в разряд «хитов» среди рождественских подарков попал Коран на датском языке. Книга, изданная 10-тысячным тиражом, разлетелась по стране мгновенно.

Чем аукнулась провокация карикатуристов

Специалист в области ислама Бэк Серенсен объясняет это тем, что в прошлом году в Дании шла оживленная дискуссия, вызванная публикациями в датской газете «Юлландс-постен» карикатур на пророка Мухаммеда, что привело к решительным протестам мусульманского мира. Это явилось причиной всплеска интереса у датчан к изучению Корана, к стремлению глубже постичь нюансы ислама и возможности получить ответы на многие вопросы. К тому же из 200 тыс. мусульман, проживающих в стране, не все владеют арабским языком, и новое издание на датском позволит им теперь изучить неизвестный для них доселе Коран. Причем выпущенная в Дании книга содержит не только прямой перевод религиозного текста, но и подробные данные об истории Корана.

«Исламский вопрос» становится теперь одним из главных в этой тихой и небольшой даже по европейским меркам стране. Недавно депутаты датского Фолькетинга (парламента) обсуждали, можно ли члену парламента находиться на рабочем месте в мусульманском головном уборе – хиджабе. Споры разгорелись после решения 25-летней мусульманки Асамы Абдол-Хамид, проживающей в городе Оденс, выдвинуть свою кандидатуру в высший законодательный орган страны. Дискуссия вышла за стены Фолькетинга и привлекла к себе всю датскую общественность. Как показали результаты социологического опроса, голоса граждан разделились поровну: 48% населения страны не видят ничего предосудительного в том, что член парламента приходит на заседания в хиджабе. Но примерно такое же количество датчан полагают, что этот мусульманский символ противоречит исторически сложившимся традициям светского европейского государства.

Поддержали мусульманку в основном представители левоцентристских и левых политических организаций страны. Категорически против высказались сторонники идеологии крайне правой националистической Датской народной партии

(ДНП), которая настаивает на проведении более жесткой политики в отношении иммигрантов. По словам самой претендентки на депутатское кресло (следующие парламентские выборы в Дании состоятся не ранее 2009 г.), в случае ее избрания она обязательно войдет в датский парламент в хиджабе и тем самым продемонстрирует, что «является личностью с исламским сознанием».

В июне мусульманский вопрос вновь привлек внимание датских политиков и СМИ. «Мы не можем допустить, чтобы в Копенгагене существовало параллельное общество, действующее по своим правилам», – цитировала в те дни газета «Берлингске тиденде» слова вице-мэра датской столицы Мартина Гирстена. Это заявление стало реакцией на сведения о том, что еще в феврале нынешнего года управление в родительском комитете одного из детских центров Копенгагена взяли в свои руки представители мусульманской организации «Хизб ут-Тахрир». После этого две женщины-администратора из числа коренных датчанок в знак протеста отказались работать в центре.

Дело в том, что, захватив власть в свои руки, «Хизб ут-Тахрир» начала настаивать на раздельном обучении девочек и мальчиков, ввела запрет на участие мусульманских детей в хоровом пении и других «увеселительных» мероприятиях, а самое главное – активно выступила против «навязывания ученикам христианских традиций». Мусульмане собирались воспитывать в этом центре «личности с исламским самосознанием». На сей раз руководители практически всех политических партий подвергли «Хизб-ут-Тахрир» резкой критике за попытки введения в Дании исламских законов.

Богатые датчане финансируют мусульман

Но самое заметное событие в политической жизни Дании последних месяцев произошло 29 июня. В этот день лидеры некой партии, получившей название «Новый альянс», вручили Министерству внутренних дел список с подписями 21, 5 тыс. датчан, необходимый для регистрации этой политической организации. Отныне она имеет право участвовать в парламентских выборах. «Для нас это великий день», – заявил журналистам лидер «Нового альянса», сириец по происхождению Насер Кхадер.

Кхадер – умеренный мусульманский законодатель. Во время так называемого карикатурного скандала 2005 г. он выступал за свободу слова, а позже создал Ассоциацию демократически настроенных мусульман, призвав датскую общественность не проводить параллель между фанатичными последователями ислама и теми, кто придерживается демократических идеалов. Сейчас лидер «Нового альянса» по-прежнему выступает за активизацию диалога между коренным населением и мусульманами, обосновавшимися в Дании.

Пока что партия не опубликовала своей программы, но в беседе с журналистами Кхадер заявил, что его организация намерена проводить центристскую политику с целью подорвать позиции крайне правой Датской народной партии. Кроме того, «Новый альянс» обязался содействовать интеграции иммигрантов в датское общество и бороться за укрепление позиций Дании в рамках ЕС.

В настоящее время Кхадер концентрирует внимание на таких важных в местных условиях темах, как размеры налогообложения, положение Дании в Евросоюзе и роль ислама в стране. Газета «Юлландс-постен» полагает, что размеры налогов для датчан – это вопрос жизни и смерти. А «Новый альянс» предлагает сократить размеры налогов, которые взимаются с высокооплачиваемых слоев населения, с 60 до 43%. Именно в вопросе о налогах в правящей либерально-консервативной коалиции Дании сейчас наметился серьезный раскол, консерваторы пригрозили даже выходом из коалиции. Так что сириец Кхадер весьма умело и вовремя сыграл на противоречиях традиционных датских партий, сделав реверансы в сторону состоятельной части населения.

Обеспеченные датчане не заставили себя долго ждать. По сообщению СМИ, образованные и обеспеченные граждане страны уже заявили о своей готовности регулярно платить в фонд мусульманской партии, деятельностью которой уже заинтересовались и некоторые банкиры. По мнению известного датского политолога Йоргена Элклита, «Новый альянс» может сыграть заметную роль на парламентских выборах 2009 г. и имеет все шансы получить места в парламенте. Он полагает также, что за последние 10 лет в Дании впервые создана такая «серьезная» партия.

Таким образом, «Новый альянс» стал третьей мусульманской партией в Европе. До конца 1990-х гг. таких политических сил не существовало. Сейчас они появились во Франции, Бельгии и Дании. Эти политические партии пока не очень многочисленны и не представлены в парламентах, но определенных успехов они уже достигли. Так, Партия гражданства и процветания, проповедующая радикальный ислам, на выборах в Брюсселе в 2003 г. набрала 8 тыс. голосов. Во время парламентских выборов 2002 г. во Франции активность правоэкстремистского Национального фронта Ле Пена была во многом парализована благодаря массовым демонстрациям местных мусульман.

Вот так неуклюжие действия датских «карикатуристов» вызвали совершенно обратный эффект – привели к всплеску исламского самосознания в датском обществе, серьезному интересу к исламу и сочувствию к «затравленным мусульманам» со стороны определенной части населения и правозащитников.

Великая кельнская мечеть

В неменьшей степени накаляет обстановку исламский вопрос и в Германии. Так, планы строительства крупнейшей в Европе мечети разделили жителей города Кельна на два противоборствующих лагеря – сторонников строительства и его убежденных противников.

«Германским властям не следует возводить новые мечети в ФРГ до тех пор, пока мусульманские страны не предоставят проживающим в них христианам религиозную свободу. В исламских странах ситуация не изменилась: как и прежде, там у христиан нет никаких прав. Если позитивных изменений правового положения христиан не произойдет, нам не следует разрешать строительство больших мечетей с высокими минаретами. Для молитв вполне достаточно скромных помещений», – такую точку зрения на проблему высказал епископ из баварского города Аугсбург Вальтер Микс в недавнем интервью газете «Рейнише цайт».

Следует напомнить, что в Кельне с его миллионным населением уже действуют 27 мечетей, в которых регулярно молятся 4, 5 тыс. мусульман, поэтому особой нужды в возведении еще одной, да к тому же столь грандиозной, видимо, нет. Тем не менее, несмотря на многочисленные протесты горожан, бургомистр города Кельна Эльфи Шо-Антверпес все-таки дал разрешение на это строительство.

История с мечетью – событие, скорее всего, знаковое. Кельн – четвертый по численности и третий по территории город Германии – представляет собой один из мировых центров католицизма: 43% его жителей – католики, 18% – протестанты и 39% исповедуют другие религии либо являются людьми нерелигиозными. Город знаменит не только известным на весь мир Кельнским собором, где находятся мощи трех волхвов, но и двенадцатью старинными романскими церквями, в которых хранятся великие православные святыни.

В настоящий момент в Кельне проживают 120 тыс. мусульман (12% населения), и в угоду именно им к 2009 г. всего в километре от устремленных ввысь шпилей Кельнского готического собора планируется возвести 37-метровую Кельнскую мечеть с 55-метровыми минаретами, которая будет вмещать 2 тыс. молящихся.

То, что гигантская мечеть появится именно на германской земле, тоже не случайно. В общей сложности в стране, по разным оценкам, проживают от 3, 5 до 4, 3 млн мусульман (в основном турок) и насчитывается около 2800 мечетей, число которых увеличивается по мере роста численности, религиозности и богатства мусульманской общины, в том числе и за счет перехода в ислам этнических немцев (как правило, женщин).

До недавних пор мусульманские общины в Германии были относительно разобщены. Теперь ситуация заметно изменилась. В апреле этого года руководители четырех крупнейших объединений немецких мусульман объявили в Кельне о создании Координационного совета мусульман Германии, который будет поднимать вопрос о введении изучения ислама в немецких школах и выражать общую позицию мусульман перед федеральным правительством.

Уже сегодня мусульмане – заметный элемент немецкой жизни. Есть целые районы и даже города, например Оффенбах, в которых возникает ощущение пребывания скорее в Турции, чем в Германии. Даже в столичном Берлине половина молодых людей в возрасте до 20 лет являются мусульманами. Мусульмане составляют 12% населения Франкфурта-на-Майне, христианское население которого за последние 50 лет уменьшилось почти наполовину. Схожая ситуация наблюдается практически во всех крупных городах Германии. Скандально известная итальянская журналистка Ориана Фаллачи в связи с этим назвала Германию «филиалом святой памяти Оттоманской империи».

Собственно говоря, пенять мусульманам за то, что они так привержены своей вере и так активно продвигают ее по всему свету, вряд ли стоит. Претензии надо предъявлять прежде всего европейцам, приверженцам христианского учения. В последнее время они все чаще и чаще отходят от него, не задумываясь о будущем Европы. И европейским политикам, которые в угоду своим политическим амбициям ищут поддержку у избирателей, исповедующим иную веру и иные традиции. И правозащитникам, которые ради фанатичной приверженности к соблюдению прав человека готовы бросить свою христианскую мать-Европу в объятия мусульманского отца-ислама.

Исламизация Британии

Наибольшим рвением в этом отношении отличаются британские политики. Так, спецслужбы туманного Альбиона не знают, что делать с принцем Чарльзом, который получает дорогие подарки от правителей Саудовской Аравии и дружит с теми, кто поддерживает террористов. Например, два года назад он дал торжественный обед в честь бывшего посла в Лондоне Аль Гасаиби, высланного из Великобритании после того, как написал поэму, восхваляющую террористов-смертников, атаковавших Нью-Йорк. А жена бывшего английского премьера Тони Блэра Шерри в 2005 г. представляла в суде интересы 16-летней Шабины Бегум, добивавшейся права свободно ходить в школу в хиджабе.

Шерри Блэр оказалась неплохим адвокатом и выиграла дело. Судебные издержки в сумме 70 тыс. фунтов оплатил Центр юридической помощи детям, а после суда тысячи юных британских мусульманок объявили, что отныне будут приходить в школу только в хиджабах. Столь ярое радение британских политиков за права мусульман вызывает удивление даже у самих представителей этой общины. Так, 28% мусульман страны считают, что власти Великобритании «перебирают» в том, что касается неущемления прав последователей ислама.

Молодые мусульмане Британии все более громко и открыто говорят о своей вере. Но, к сожалению, одной только верой дело не ограничивается. Они требуют, чтобы весь остальной мир жил по их законам. Так, 20-летняя лондонская студентка Захра Абдуллахи говорит: «Было бы лучше, если бы в этой стране ввели шариат и все женщины ходили бы в хиджабах». До «всех женщин» дело еще не дошло, но многие коренные британки их уже надели, а имена Мохаммед, Мухаммад и другие вариации имени основателя ислама становятся в Британии все более популярными. Об этом сообщило своим гражданам Управление национальной статистики: количество новорожденных Мохаммедов значительно превысило число появившихся на свет традиционных английских Джорджей и Джозефов, а в британских мечетях все чаще можно увидеть юные европейские девичьи лица. .

Для сохранения своего правящего режима британские лейбористы вкладывают деньги в благоустройство заселенных мусульманским населением кварталов, напрочь забыв о тех районах, в которых проживают коренные англичане. В этой связи известный политический обозреватель Питер Хитченс пишет: «Продвижение ислама резко изменило облик Англии. Если вы заберетесь на холмы вокруг Блэкборна, то перед вами откроется захватывающая дух панорама бесчисленных минаретов и мечетей. Навсегда исчезли механизмы, приводившие некогда лейбористов к власти, – профсоюзы, местные советы и кооперативы. На их место приходят исламские общины».

Иисус Христос? Кто это?

А вот христианские храмы в Европе повсеместно исчезают. По мнению экспертов, в ближайшие годы Христианская церковь в Германии будет вынуждена «избавиться» как минимум от половины своих приходов. Причина этого – массовый выход немцев из Церкви, а также финансовые проблемы большинства приходов. По данным Немецкого епископата, в период с 1950 по 2000 г. число католиков, участвующих в мессах, уменьшилось с 12 до 4 млн.

Около 35 храмов закроют свои двери в Копенгагене из-за отсутствия доходов. В прошлом году в нескольких храмах датской столицы обряды вообще не проводились из-за отсутствия заявок от прихожан. Во Франции 3 тыс. из 15 тыс. сельских церквей грозит снос. Уничтожать эти великолепные памятники европейской истории муниципалитеты вынуждены из-за высокой стоимости ремонтных работ. В нынешней Голландии среди 16-миллионного населения почти две трети атеисты. Число католиков, полвека назад составлявших 42% голландцев, сейчас не превышает 17%, а к 2020 г. оно может сократиться до 10%. Постоянными прихожанами христианских церквей сейчас являются чуть более трети жителей Нидерландов.

Повергнуть в шок могут и последние социологические исследования, проведенные в католической Ирландии, население которой считается весьма религиозным. Так, 35% опрошенных молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет не смогли ответить, что именно празднуют на Пасху, а треть опрошенных не знала, где родился Иисус Христос. Представитель Евангелического альянса Шон Муллан вынужден был с горечью констатировать, что представления об Ирландии как о носителе христианской культуры начинают уходить в прошлое.

Не лучше обстоят дела и в католической Польше. Сенсационными оказались результаты недавнего опроса, проведенного по заказу польского издания журнала «Ньюсуик». Выяснилось, что 18% польских католиков не могут назвать имена всех четырех евангелистов -Марка, Луки, Иоанна и Матфея. Лишь 20% респондентов могли вспомнить все 10 заповедей, оставленных верующим Иисусом Христом, а 30% не смогли назвать вообще ни одной заповеди. «Поляки все еще охотно определяют себя как католиков, однако вера их все меньше связана с тем, чему их учит Церковь. Все чаще она становится собранием личных представлений», -комментирует журнал результаты социологического опроса.

«Европа корчится в агонии, а на ее пепелище готовится праздновать свою победу мусульманский мир», – пророчествует итальянская журналистка Ориана Фаллачи. Сказано эмоционально, но метко. Радикализация мусульманской общины происходит на фоне растущей утраты интереса к христианству. По мнению экспертов, в основе этого явления лежит протест против декадентских моральных ценностей современного западного общества.

Светлана ДОЛГОПОЛОВА