История предполагаемого преступника, совершившего террористическую атаку в Берлине, которая унесла жизни 12 человек, обрастает все новыми, порой фантастическими, но по-прежнему противоречащими друг другу подробностями. При этом остается неясным, есть ли у немецкой полиции другие подозреваемые, за исключением тунисца Аниса Амри, которого местные СМИ с подачи силовых ведомств уже "назначили" главным ответственным за страшную трагедию.

В том, что инсайдерская информация о причастности тунисца к преступлению была спущена немецким изданиям практически одновременно и имеет один источник, сомнений нет - большинство немецких СМИ практически одновременно озвучили одни и те же сведения о подозреваемом, его фамилию, а также дали одинаковые объяснения, почему этого человека следует считать террористом. Но чем больше разматывается клубок расследования, тем больше сомнений вызывает продвигаемая полицией версия совершенного в Берлине преступления.

По информации немецких изданий, в кабине угнанного польского грузовика, который использовался для совершения теракта, под сиденьем были найдены документы предполагаемого преступника. Это удостоверение о терпимости его пребывания на территории ФРГ, которое получают беженцы, не получившие официального убежища, но при этом не депортированные на родину. Причем, по информации Die Welt, преступник может быть ранен, а в кабине грузовика обнаружены следы его ДНК.

Однако, о найденных под сиденьем документах возможного террориста стало известно только через два дня после теракта. До этого времени главным подозреваемым у полиции был задержанный по горячим следам пакистанский беженец. Причем даже выступавшая после происшествия канцлер Ангела Меркель, похоже, не сомневалась, что преступник арестован. Тогда глава немецкого правительства выражала возмущение тем, что убийцей оказался человек, которого приютила Германия.

Но через пару дней полиция внезапно отпустила пакистанца с формулировкой "за недостатком доказательств его вины". После чего и всплыла версия об оставившем документы в машине и скрывшемся с места преступления тунисце Анисе Амри. Трудно поверить, что изучавшая место происшествия полиция не обнаружила под сиденьем якобы выпавшие из кармана террориста бумаги. Почему же тогда два дня всей Германии, включая канцлера, морочили голову, сообщая о якобы задержанном преступнике, тогда как настоящий вооруженный террорист разгуливал на свободе? Предположим, сделано это было для того, чтобы не мешать расследованию. Но если Анис Амри действительно был тем, кто сидел за рулем грузовика, то тогда к немецким спецслужбам появляется еще больше вопросов.

Ведь предполагаемый преступник не просто был им известен, фактически он был рецидивистом, за которым следили и чьи контакты находились в поле зрения компетентных немецких органов. Обобщу известные об Анисе Амри факты, которые щедро приводят немецкие издания.

Африку он покинул семь лет назад. Сидел в итальянской тюрьме. На родине был заочно приговорен к пяти годам лишения свободы за вооруженный грабеж. В 2015 году, выйдя в Италии на свободу, перебрался в Германию, где за ним установили скрытое наблюдение. Слежка велась с марта по сентябрь, поскольку весной спецслужбы классифицировали Амри в качестве "лица, представляющего потенциальную опасность для общественной безопасности". По данным следствия, тот контактировал с известным радикальными взглядами исламистским проповедником. Более того, в марте 2016 года, против Амри было начато следствие по подозрению в том, что он "собирается совершить кражу для получения денег на покупку автоматического оружия, возможно, для совершения теракта вместе с сообщниками". В июне 2016 года немецкие власти отказали Амри в статусе беженца, а после задержания при проверке документов в автобусе его по решению суда города Равенсбург начинают готовить к депортации и помещают в СИЗО. Но, как пишет Spiegel, через двое суток отпускают на свободу якобы потому, что Тунис не предоставил Амри документы, заменяющие паспорт. А в сентябре 2016 года немецкие спецслужбы вообще прекратили слежку за тунисцем, поскольку, как сообщает ТАСС, подозрения в его адрес не подтвердились.

По другой версии, подозреваемый имел вид на жительство в Германии и в апреле 2016 года подал запрос на получение статуса беженца. Непонятно, почему человек, в отношении которого, по словам министра внутренних дел земли Северный Рейн-Вестфалия Ральфа Йегера, велось следствие "по подозрению в подготовке тяжкого антигосударственного преступления", получил временное разрешение на пребывание в Германии и большую часть времени жил в Берлине, не находясь под наблюдением спецслужб? Как неясно и то, чем он занимался в немецкой столице. Его находящиеся в Тунисе родственники утверждают: за две недели до теракта на рождественском базаре, Амри перестал выходить с ними на связь. В четверг полицейский спецназ взял штурмом две квартиры в Берлине, где мог находиться подозреваемый, но в итоге никого не нашел.

Впрочем, тот ли след взяла немецкая полиция? Ведь нельзя исключать, что подозреваемого в теракте давно нет в живых, а его документы подбросил в грузовик настоящий преступник. Впрочем, как нельзя полностью исключать и того, что спецслужбы Германии намеренно выбрали Аниса Амри в качестве главного подозреваемого в совершении теракта. Его "досье" не приведет к политическому землетрясению в стране, которое могло возникнуть, если бы преступником оказался кто-то из свежеприбывших беженцев. А так речь идет о преступнике со стажем, за которым спецслужбы давно следили и чья депортация сорвалась по вине опять же не немецких, а тунисских властей. Те якобы прислали необходимые для высылки Амри из Германии документы, но произошло это только спустя два дня после теракта в Берлине.

22.12.2016

Источник: «Российская газета»