Управление ФСБ по Крыму возбудило уголовное дело по факту деятельности на полуострове запрещённой в России террористической организации "Хизб ут-Тахрир" и задержало четырёх её активистов — Эмир-Усеина Куку, Энвера Бекирова, Вадима Сирука и Муслима Алиева. Решением Киевского районного суда Симферополя они арестованы до 8 апреля. Всем четверым вменяется в вину участие в деятельности террористической организации.

Террористическая ячейка на Южном берегу

В ответ лидеры меджлиса во главе с Рефатом Чубаровым, ещё пару лет назад клеймившие хизбов как "угрозу национальной безопасности Украины", поспешили объявить задержание экстремистов гонениями на крымских татар. А министерство иностранных дел Украины пошло ещё дальше, назвав это "повторением геноцида крымских татар 1944 года". В отличие от них прокурор Крыма Наталья Поклонская призвала не придавать уголовному делу против "Хизб ут-Тахрир" характер преследований по национальному признаку. "Это террористическая организация. Мы не делаем разбивки по национальности", — подчеркнула она. Происходит искусственная подмена понятий, когда уголовные преследования организаторов и членов запрещённых в России религиозных организаций выдаются за политические гонения крымских татар, добавил вице-премьер правительства республики Руслан Бальбек. "Мы призываем не спекулировать на межнациональной теме, чем украинские власти упорно занимаются последние два года, пытаясь любым способом дискредитировать Россию, используя крымско-татарский фактор. Никаких массовых арестов по национальному признаку нет и не может быть", — отметил Руслан Бальбек.

По версии следствия, один из членов партии "Хизб ут-Тахир" организовал местную ячейку этой террористической организации, которая действовала на территории Ялты и Алушты. И, надо сказать, в этом нет ничего удивительного. В украинские годы Крым был главным центром деятельности "Хизб ут-Тахрир" на постсоветском пространстве.

"Призывники"-исламисты

Хизбы регулярно проводили в Крыму массовые мероприятия. Вот лишь некоторые из них: конференции "Радикализм, экстремизм и "исламизм". Реалии и мифы в "войне с терроризмом", "От гнёта и несправедливости капитализма к свету ислама", "Арабская весна" — пробуждение мусульман всего мира". Митинг в поддержку народа Сирии — имеется в виду тот "народ" из ИГ и других террористических организаций, что вот уже который год топит эту несчастную страну в крови. А ещё хизбы несколько раз пикетировали Генеральное консульство Российской Федерации в Симферополе с требованием выпустить на свободу своих соратников, задержанных российскими спецслужбами в Москве по подозрению в подготовке терактов. Да что там, хизбы регулярно проводили пресс-конференции и появлялись на экранах крымского телевидения, в том числе и государственного.

18 февраля Киевский районный суд Симферополя вынес решение по заявлению прокурора Крыма Натальи Поклонской о признании экстремистскими книг, обнаруженных в 2014 году в мужском и женском медресе в Симферополе. Экстремистскими признаны книги: "Исламское государство", автор Такийюддин Набханий; "Радикализм, экстремизм и исламизм". Реалии и мифы в "войне с терроризмом", издательство "Хизб ут-Тахрир" и т.д. Эти материалы конфискованы.

Наибольшего размаха деятельность этой организации в Крыму достигла в 2013 году. "Исламский призыв на постсоветском пространстве и "Хизб ут-Тахрир": реалии и вызовы" — так символично называлась конференция, которую хизбы провели тогда в Симферополе. О численности "призывников"-исламистов можно судить по массовости митингов, на которые хизбы легко собирали по несколько тысяч человек. Причём это были не госслужащие, не бюджетники и не старики, а крепкие молодые бородатые парни…

Далеко не каждая политическая сила в Крыму способна была тогда вывести на улицы такое количество активистов.

По оценкам экспертов, численность активных членов "Хизб ут-Тахрир" на полуострове составляла от шести до десяти тысяч человек. А, например, по словам юриста Духовного управления мусульман Крыма Ибраима Каймакана, члены "Хизб ут-Тахрир" были едва ли не в каждой крымско-татарской семье. Уже одного этого факта достаточно для того, чтобы понять, насколько глубоко пустила в Крыму корни эта террористическая псевдоисламская организация.

Как мы уже замечали, тогда, при Украине, лидеры меджлиса Мустафа Джемилев, Рефат Чубаров, Ахтем Чийгоз находились в жёсткой оппозиции к "Хизб ут-Тахрир", утверждая, что эта организация угрожает национальной безопасности Украины. На самом деле хизбы прежде всего угрожали самому меджлису, отбивая у него паству. Сегодня ситуация изменилась: меджлис и "Хизб ут-Тахрир" стали союзниками перед лицом общей "российской опасности".

Вне закона

После воссоединения Крыма с Россией хизбы оказались вне закона. В результате значительное число членов организации покинули полуостров, а оставшиеся делают вид, что не имеют к "Хизб ут-Тахрир" никакого отношения. Тем не менее, по озвученным осенью прошлого года оценкам руководителя аппарата антитеррористической комиссии Республики Крым Александра Булычева, на полуострове насчитывается около тысячи "приверженцев нетрадиционных течений ислама", которые могут представлять угрозу.

Среди тех, кто уехал из Крыма, — и руководитель информационного офиса "Хизб ут-Тахрир" на Украине Фазыл Амзаев — пожалуй, самое медийное лицо хизбов в украинском Крыму. Сегодня Фазыл Амзаев продолжает свою деятельность на Украине, где "Хизб ут-Тахрир" по-прежнему является законной организацией. Причём нынешние правители Украины вовсю используют хизбов в подрывной деятельности против российского Крыма — как пропагандистской, так и военной: по некоторым данным, среди бойцов так называемого батальона "Крым" есть члены этой террористической организации.

Кроме того, ряд политиков утверждает, что "Хизб ут-Тахрир" имеет отношение к отправке боевиков в Сирию. Так, например, в своё время бывший начальник крымской милиции, а ныне губернатор Закарпатья Геннадий Москаль утверждал, что в Сирии против Асада воюют около 250 завербованных хизбами крымских татар. С заявлением о том, что хизбы причастны к отправке крымских татар в Сирию, выступал и Мустафа Джемилев. Да и сам Фазыл Амзаев признавал участие некоторых соотечественников в гражданской войне в этой стране — в частности, речь шла о братьях Усеине и Асане Мамбедалиевых из села Кольчугино Симферопольского района. Так что не надо нам тут рассказывать о гонениях и геноциде.

Александр Мащенко

В смычке с меджлисом

Похоже, первый шок, который члены "Хизб ут-Тахрир" испытали после воссоединения Крыма с Россией, прошёл. Они почувствовали, что будут востребованы внешними силами. Не исключаю, что уже сегодня у них есть скрытые заказы на дестабилизацию региона. В 2013 году на полуострове было не менее шести тысяч хизбов. Затем часть из них покинула Крым, но всё равно здесь остаётся немало сторонников этой организации. Они живут в режиме ожидания, и если ситуация обострится, обязательно себя проявят. Через структуры "Хизб ут-Тахрир" может идти вербовка молодых мусульман как в так называемый батальон "Крым", так и в Сирию. Деятельность "Хизб ут-Тахрир" сегодня выгодна и меджлису в изгнании, который стремится к обострению ситуации на полуострове. Поэтому, думаю, в ближайшее время смычка меджлиса и хизбов будет усиливаться. Нам ни в коем случае нельзя допустить радикализации ислама. Именно на это сегодня и направлена деятельность спецслужб, которые стремятся пресечь деятельность "Хизб ут-Тахрир" на полуострове.

Александр Форманчук, заместитель председателя Общественной палаты Крыма

24.02.2016

Источник: Парламентская Газета