В симпатиям к запрещенным исламистам были замечены многие представители СМР. Так, интересы террористической организации "Хизб ут Тахрир" отстаивал муфтий Нафигулла Аширов, аналогичной организации "Братья-мусульмане" - муфтий Али Евтеев, экстремистов-таблигитов - Мукаддас Бибарсов, членов движения "Нурджулар" защищали и Нафигулла Аширов, и муфтии Гаяз Факуллин с Ильдаром Аляутдиновым. Последний вместе с главой СМР муфтием Равилем Гайнутдином отличился также сугубым лоббированием интересов секты Фетхуллы Гюлена, которая сейчас признана в мусульманском мире террористической.

В феврале 1996 года в официальной газете ДУМЦЕР "Ислам Минбаре" появилась хвалебная статья в отношении турецкого радикального богослова Саида Нурси, а также были опубликованы отрывки из его книги "Маленькие священные слова" ("Девятое слово") (1). После этого в газете неоднократно публиковались труды как Нурси, так и аналогичного турецкого деятеля Фетхуллаха Гюлена. Именно поэтому первый запрет книг Нурси в 2007 году вызвал нервную реакцию представителей СМР, которые в лице Мукаддаса Бибарсова продолжали настаивать на полезности этих книг (2).

Весной 2009 года в одобренном ДУМЕР списке исламской литературы оказались две книги Саида Нурси, ранее внесённые в Федеральный список экстремистских материалов. Член рабочей группы Минюста РФ по совершенствованию законодательства в сфере гражданских прав муфтий Мухаммедгали Хузин назвал этот факт вызовом руководству России, однако имам-хатыб московской Соборной мечети Ильдар Аляутдинов заявил, что не существует никаких мотивов, чтобы запрещать книги Нурси и называть их экстремистскими (3). Впрочем, с сайта московской Соборной мечети скандальный перечень одобренной литературы был вскоре снят.

Годом ранее, в апреле 2008 года сопредседатель СМР верховный муфтий Нафигулла Аширов назвал абсурдным решение Верховного суда РФ о запрете международной религиозной организации "Нурджулар" на территории России на том основании, что такой организации, по его мнению, в природе не существует (4).

В 2001 году очень откровенно о членах "Нурджулара" высказался глава входящего в СМР Единого ДУМ Красноярского края Гаяз Фаткуллин. "Это нормальные хорошие люди. Это не просто мусульмане, а те, с которых можно брать пример. Они граждане России и настоящие патриоты, которые хотят видеть свою страну процветающей", - так он прокомментировал в арест в Красноярске группы нурсистов, опрометчиво уточнив, что "люди, которые читают книги Саида Нурси, в России еще ни разу не привлекались к уголовной ответственности за экстремистскую деятельность" (5). На самом деле, конечно, привлекались и достаточно активно.

С 2004 года в России стали издаваться книги Фетхуллы Гюлена, первая из которых - "Пророк Мухаммад – венец рода человеческого" (в 2 томах) удостоилась предисловия самого Равиля Гайнутдина. Процитируем уважаемого муфтия:

"Можно с уверенностью сказать, что предлагаемая вниманию читателей книга "Пророк Мухаммад: венец рода человеческого" – первое в России издание, знакомящее с содержательным аналитическим трудом нашего современника из Турции, известного ученого-богослова, писателя и мыслителя Фетхуллаха Гюлена, признанного во всем исламском мире.

Роль книги трудно переоценить, так как автор вложил в неё глубокие знания с целью оказать позитивное воздействие на формирование истинного представления об Исламе, Пророке Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует) и духовно-нравственных ценностях, стремясь помочь выходу из тьмы неверия, невежества и всякого рода предрассудков.

На всём том, что пишет Фетхуллах Гюлен, лежит печать строгой последовательности, логической завершенности и исключительной заинтересованности в истине. Поэтому, нет сомнений в актуальности данного произведения как сегодня, так и для будущих поколений.

Информация, представленная в книге Ф. Гюлена, безусловно, станет интересной широкому кругу российских читателей. Во-первых, она окажется полезной не только для мусульман, но и для всех, кто имеет склонность к религии и духовности. Во-вторых, занимающиеся изучением религий и их историй, смогут пользоваться данной книгой в качестве справочного пособия по жизнеописанию пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и пророческих свойств, что станет ещё одним источником мудрости, способным утолить жажду познания многих.

Нашему миру сейчас крайне необходима мобилизация религиозных ресурсов в интересах достижения всеобщего мира, диалога и гармонии, а также уничтожения ненависти, тайной вражды и нетерпимости, разделяющих людей. Ведь разъяснение нами истинных жизненных ценностей, нашедших отражение и на страницах книги Гюлена, становится ключом к пониманию действительности, ценности каждого прожитого дня, важности добрых деяний и служения на благо других.

Надеюсь, данный труд расширит Ваши представления об основах мусульманской религии, откроет новые грани в понимании общечеловеческих ценностей, станет важным вкладом в дело мира, взаимопонимания и толерантности во имя светлого будущего".

Таким образом, еще 12 лет назад Фетхулла Гюлен считался лидером СМР светочем толерантности и взаимопонимания, а его труды рекомендовались как актуальные даже будущим поколениям.

Интересно отметить, что книги Гюлена издавались на русском языке ООО "Издательство Новый Свет", учредителем которого был нынешний муфтий Москвы по линии Гайнутдина Ильдар Аляутдинов, а их переводчиками выступали его два достаточно известных мусульманских деятеля - преподаватель Московского исламского института, начальник отдела культурно-просветительских программ и медиаресурсов в Департаменте социально - благотворительной и духовно-просветительской деятельности Совета муфтиев и заместитель Аляутдинова Рашид Акказиев, а также заместитель муфтия Крыма Айдер Исмаилов.

Особый вклад представители СМР внесли в защиту интересов пакистанской экстремистской секты "Таблиги Джамаат". Главным проводником ее интересов в России стал сопредседатель СМР Мукаддас Бибарсов, выдавший таблигитам карт-бланш на миссионерскую деятельность в Саратовской области. Конечно, Бибарсов не стал единственным в своем роде – имам ДУМАЧР из Горного Алтая Сержан Сватов тоже поработал на таблигитов немало, однако ущерб интересам России нанес все-таки меньший ввиду малочисленности и отдаленности сагитированных мусульманских общин.

Сотрудничество всеядного Бибарсова с таблигитами началось предположительно в начале нулевых, когда он оказал им самое наилучшее гостеприимство. "Несмотря на общероссийские тенденции, он (Бибарсов) намерен делать все, чтобы "таблиговцы" продолжали посещать Саратовскую область, и просил районных имамов принимать представителей этого течения более гостеприимно", – писала в 2004 году газета "Саратов – столица Поволжья" (6). При этом сопредседать СМР не только разослал таблигиских эмиссаров по своим общинам, но и дал им рекомендацию для выездов в соседнюю Пензенскую область (7).

В мае 2005 года ДУМ Поволжья направило открытое письмо Президенту России в защиту организации "Таблиги Джамаат". Послание стало реакцией на выступление помощника полпреда президента в Приволжском федеральном округе Владимира Татарчука, который на заседании окружной антитеррористической комиссии назвал "Таблиг" международной экстремистской организацией. "Обвинять "Таблиг" в экстремизме все равно, что обвинять Ленина в империализме", – заявил тогда Мукаддас Бибарсов. Через четыре года он смог бы адресовать эту остроту не Татарчуку, а Верховному суду Российской Федерации, но почему-то не рискнул.

В 2008 году в своем отношении к таблигитам с Бибарсовым солидаризировался заместитель Равиля Гайнутдина Фарид Асадуллин. "Мы считаем таблиговцев чисто просветительской миссионерской организацией. Их делегации приезжают в Москву, проповедуют в мечетях. Что в этом дурного?", - заявил он журналисту "Независимой газеты" (8).

27 апреля 2009 года в Соборной мечети Саратова прошел первый и последний общероссийский съезд "Таблиги Джамаат", несколько десятков участников которого постарались скоординировать свою деятельность. Работать в легальном поле им оставалось всего 10 дней – 7 мая Верховный суд признал эту организацию экстремистской (9).

Через некоторое время Бибарсов отреагировал на это решение. "Что за организация "Таблиги джамаат" – для меня не столь важно. Если она не создает в Саратовской области проблем, мы готовы помочь им. За 22 года моей деятельности я от этой группы ни вреда, ни проблем не видел. Если решение суда вступит в законную силу, мы будем выполнять его. В этом деле разберутся правоохранительные органы. Я не могу не пустить в мечеть мусульман. Если я, как муфтий, сегодня буду делить мусульман, то начнется война. Начнется то, что происходит на Кавказе" – заявил он на пресс-конференции (10). Тезис о том, что мусульман нельзя делить на группы и до, и после этого звучал неоднократно из уст тех людей, которые были уличены как минимум в толерантном отношении к террористам и экстремистам. Другое дело, что в той же Чечне муфтий и его сотрудники очень даже делили мусульман на традиционных и нетрадиционных, причем с нехорошими последствиями для последних. И война после этого там не началась, а закончилась.

В итоге помощь СМР "Таблиги Джамаат" стала не просто большой – она стала решающей. Без помощи соратников Равиля Гайнутдина эта экстремистская организация вряд ли смогла бы так закрепиться в России.

В 2006 году сопредседатель СМР Нафигулла Аширов заявил, что "партия "Хизб ут-Тахрир" - это международная организация, и я не знаю о том, какой конкретно деятельностью она занимается в разных странах… В рецензированных книгах партии "Хизб ут-Тахрир" нет ни призывов к смене власти, ни разжигания розни, ни унижения достоинства других наций", по факту выступив в защиту этой организации (11). Через год заключение Аширова по брошюрам "Хизбута" пополнило Федеральный список экстремистских материалов за номером 191.

По самым базовым вопросам – есть ли традиционный ислам и как он отличается от нетрадиционного, правомерно ли говорить о российском ислама, что такое ваххабизм и т.д. представители СМР демонстрировали впечатляющий плюрализм. Взаимоисключающие заявления, признания в собственном невежестве, резкая смена позиций стали нормой для публичных выступлений структуры Равиля Гайнутдина и в особенности его самого. Рассмотрим это на примере отношения лидеров СМР к ваххабизму.

С одной стороны, четкое определение ваххабизму было еще в 2001 году в "Основных положениях социальной программы российских мусульман", которые активно рекламировались председателем СМР. С другой стороны, явно немногие эти положения читали.

Например, в 2013 году Ришат Рафиков, один из лидеров СМР в Башкортостане, на прямой вопрос "в чём сущность ваххабизма?" ответил уклончиво. "Я сам бы хотел это знать. Даже обращался в соответствующие органы. Хотел получить какое-нибудь определение, чтобы оградить нашу паству. Но, похоже, толком никто ответа на этот вопрос не знает" (12). В аналогичном ключе высказывался и Нафигулла Аширов. "Этот термин используется абсолютно не по назначению. Даже сами мусульмане подчас не могут дать точного определения "ваххабизма", а используют его внутри своей общины, чтобы репрессировать неугодных им. Также и чиновники среднего и высшего звена неправильно, незаконно и бездумно используют этот термин", - подчеркнул Аширов (13). Даже молодой и перспективный ученый Дамир Мухетдинов честно признавался, что "ни один современный специалист не сможет вам однозначно объяснить, что такое ваххабизм. Мухаммада Абд аль-Ваххаба сделали кровавым деятелем. Хотя никто не может сказать, что конкретно он сделал. Люди не читали его книг, не знакомы с его учением. Такого термина как "ваххабизм" в исламском богословии нет" (14).

В 2003 году неожиданное определение ваххабизму дал Мукаддас Бибарсов. "В печально знаменитом ваххабизме, на самом деле также ничего страшного нет. В исконном понимании ваххабиты представляют собой крайне немногочисленное течение истинных аскетов, проповедующих добуквенное соблюдение норм, предписанных Кораном", - заявил он журналисту "Независимой газеты", зачислив, таким образом, всех саудовских шейхов в аскеты (15).

Больше всего по проблеме ваххабизма высказывался, конечно, лидер СМР. Попробуем обобщить высказывания Равиля Гайнутдина по этому вопросу:

"- Каково ваше отношение к ваххабизму? Вам удобно отвечать на этот вопрос? 

- Удобно. Впрочем, оговорюсь, что в исламе нет такой школы. Представителями ваххабизма могут являться и ученики признанной школы ханбализма, и школы маликизма. Ваххабизм - скорее понятие. Мы сами отчасти способствовали возникновению этого направления. У многих из нас есть ощущение отхода от подлинных, арабских корней учения. Критикуя нас, ваххабиты становятся все более радикальными, веронетерпимыми, нетерпимыми к другим взглядам. Что и пугает многих россиян, и не только россиян.

  Мы все противостоим ваххабизму. Ведь на территории России в течение тысячи ста лет развивался ислам умеренного толка - суннизм ханифитского мазхаба, а на Северном Кавказе шафитского мазхаба. Мы всегда жили рядом с представителями других религий, культур, языков и понимали, что в нашем российском доме должен быть мир и согласие. Российское мусульманское духовенство, повторяю, категорически против ваххабизма. И потом, ваххабитов в России - ну, может быть, тысяч десять, поэтому нельзя остальных мусульман отождествлять с ними. А это иногда бывает, чем я очень обеспокоен (16)".

- "Ваххабизм основан на учении Корана и Сунны Пророка. А учение ислама против любого терроризма и насилия, требует любить ближнего, распространять мир и любовь между народами. Поэтому ставить знак равенства между ваххабизмом и терроризмом - это попытка разделить мусульманскую умму на своих и на чужих (17)".

- "Р.Гайнутдинов подчеркнул, что исламская религия не имеет ничего общего с экстремизмом, терроризмом и ваххабизмом (18)".

- "Муфтий охарактеризовал ваххабизм как "активную силу, располагающую всеми средствами связи, оружием и материальными средствами" и не исключил причастности ваххабитов к организации событий в Буйнакске. Однако Гайнутдин не склонен использовать в борьбе с движением "агрессивные методы". Эту проблему можно решить "только через мирный диалог и просвещение населения", считает он. Кроме того, полагает муфтий, СМИ "напрасно отождествляют это течение со всем мусульманским миром". Особо Гайнутдин остановился на проблеме экспансии ваххабизма. Он подчеркнул, что ошибочно считать этот вопрос только "внутрирелигиозным", и предсказал, что "России не удастся уйти" от его решения. "Ваххабизм не является локальным явлением, он может быстро распространиться на другие регионы", - предупредил муфтий" (19)".

- "Отождествляя ваххабитов с террористами, мы можем оскорбить народы стран, где ваххабизм возведен в ранг государственной идеологии. Среди них - Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт и Судан", - подчеркнул шейх. По его словам, в борьбе с экстремистами очень важно не ущемлять права всех мусульман (20)".

- "Давно известно, что те люди, которые ведут войну в Чечне с федеральными войсками, занимаются террором и экстремизмом, убийствами мирного населения, в том числе мусульманского духовенства, называя при этом себя "ваххабитами", не имеют ничего общего ни с ваххабизмом, ни с исламом. Говоря о ваххабитах, я имею в виду тех верующих, в основном молодых, которые нетрадиционно относятся к исполнению некоторых обрядов ислама или их элементов, отказываются от отдельных общепринятых предписаний религии. Они считают возможным отход от учения четырех мазхабов (школ) ислама. Короче говоря, речь идет о различиях внутрирелигиозных, различиях, которые не дают никакого основании вешать на ваххабитов ярлык террориста и экстремиста, воинствующего противника современной деятельности. Сегодня не только серьезные исследователи, но и публицисты, пишущие об исламе, выступают против отождествления понятий "ваххабизм" и "экстремизм", подчеркивают, что с юридической точки зрения принадлежность к ваххабизму не является преступлением" (21)".

- Говоря о ваххабизме на Северном Кавказе, Р.Гайнутдин назвал его носителей преступниками. "Те, которые ушли в горы, если хотят быть оторваны от ислама, от мусульман, пусть считают себя кем угодно: наши мусульмане дали уже им имя "преступники", "международные террористы", - сказал муфтий. При этом он отметил, что "из-за действий бандитов и террористов наши рядовые мусульмане и ислам не должны страдать". Вместе с тем муфтий добавил, что существует опасность призыва молодежи в "так называемые ваххабитские сети" (22)".

- "Уж не ваххабиты ли это были?

- Были разные люди. В том числе ваххабиты и салафиты — сторонники радикального течения в исламе. Они говорили на арабском языке, т. е. языке рая, и верующие им внимали. Ну как же — говорят на арабском! А они "объясняли", мол, ваши имамы не знают ислам. Конечно, это было неправдой. Наши отцы и деды как зеницу ока сохранили букву Корана и донесли до нас. Они боялись хоть что-нибудь потерять или прибавить лишнее, они оставили традиционное исповедание религии! Но проповедники из арабских стран стали исповедовать другое понимание ислама, и многие молодые люди попали под их влияние. Процесс усилился, когда молодые люди стали ездить учиться исламу за рубеж. Ведь в России не было ни одного учебного заведения для мусульман! И вот, приехав учиться, молодые люди нередко попадали в руки ваххабитов и салафитов. А вернувшись, начинали проповедовать другой ислам, отличный от традиционного. Возник конфликт отцов и детей (23)".

- "- Ваххаб - одно из 99 имен Всевышнего и означает "дарующий свою милость". Учение Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, зародившееся в центральной части Аравии как протест против проникновения в ислам домусульманских, языческих элементов, не приемлет экстремизма, насилия (24)".

- "Гайнутдин: Как такого вероисповедания, как ваххабизм, нет. Ваххабизм – это одно из течений в исламе, то есть, ваххабиты исповедуют ислам. То, что мы видим на территории Саудовской Аравии, Кувейта …

Пашков: …это государственная религия… 

Гайнутдин: …да, это как государственная религия, и там нет ни терроризма, ни экстремизма (25)".

- "Ваххабизм, безусловно, существует. Это государственная идеология в Саудовской Аравии и некоторых странах Персидского залива. Эта идеология являлась для этих стран идеей собирания народов и обретения независимости. Поэтому саудовцам дорога эта идеология. Однако то, что мы видим и слышим под названием "ваххабизм", отличается от того ваххабизма, который является идеологией некоторых государств" (26)".

- "Борьба с ваххабизмом и иными псевдомусульманскими экстремистскими организациями". Из направлений деятельности ДУМЕР, озвученных муфтием Равилем Гайнутдином на IV съезде этой организации в мае 2004 года (27)".

- "Ахмад Кадыров, запретив в Чечне ваххабизм, поступил вполне разумно", - заявил в интервью ИТАР-ТАСС председатель Совета муфтиев России шейх Рафиль Гайнутдин. Он назвал "правильным шагом" решение главы чеченской администрации прекратить деятельность ваххабитских организаций в республике и закрыть мечети, в которых они собирались. 

В то же время муфтий подчеркнул, что "к вопросу запрета ваххабизма на федеральном уровне как и к закрытию "мечетей раздора" нужно подходить очень осторожно". Сначала, по его словам, "нужно четко определить, что такое ваххабизм". "Иначе мы можем ущемить права верующих, которые не являются ни террористами, ни экстремистами", - подчеркнул муфтий (28)".

- "Равиль Гайнутдин критикует внесенный в Госдуму проект поправки в закон "О свободе совести и религиозных объединениях". По его мнению, проект фактически запрещает ваххабизм. А это может привести к закрытию мечетей или стать основой для сведения счетов, чему сегодня уже есть примеры внутри мусульманской жизни. Рядовым мусульманам придется доказывать, что они не ваххабиты. Затем муфтий напоминает о подобном законе, принятом в 1999 году в Дагестане. В результате он оказался неэффективным, потому что один запрет не позволяет "отсеять" ваххабитов от других мусульман (29)".

- "Само слово "ваххабизм" у нас сейчас понимается в смысле "бандитизм". Но нельзя винить религию в бандитизме. Это глупость (30)".

- "- Но, согласитесь, у россиян есть вполне обоснованные опасения насчет ваххабитов. По мнению многих, они представляют противозаконное течение. Есть даже предложение принять закон, запрещающий в России ваххабизм. Вы с этим согласны?

- Ваххабизм - официальная идеология Саудовской Аравии, где нет ни терроризма, ни экстремизма. Он основан на учении Корана и Сунны Пророка. И как любое течение ислама выступает против насилия, требует любить ближнего, распространять мир и любовь между народами (31)".

- "- Взять хотя бы ваххабизм, который не всегда верно трактуется политиками и журналистами - людьми далекими от ислама. Ваххабизму приписывается сплошной негатив, но на самом деле ситуация сложнее. Просто в Чечне и Дагестане есть не поддающиеся контролю радикальные группировки, которые "подверстали" ваххабизм под свои нужды, амбиции.

- Тем не менее, такое явление, как ваххабизм, существует...

- Ваххабизм - это учение, основанное на Коране и Сунне. В нем нет ни намека на экстремизм, терроризм. Более того, они осуждаются. Скажем, если человек встал на путь террора, то подлежит наказанию (32)".

- "Н.Болтянская: Опять-таки, терминологический вопрос, относительно применимости слова "ваххабит", "ваххабизм". Что это такое? Действительно реально существует некое течение в исламе такого экстремистского толка? 

Р.Гайнутдин: В исламе есть суннитская школа. В суннизме мусульмане исповедуют четыре масхаба. Среди этих четырех масхабов нет масхаба и мусульманской юридической школы, которая называется "ваххабизм". Было национально-освободительное движение на территории нынешней Саудовской Аравии в середине 18 века. Идеи Абдуль Ваххаба, который призывал своих сторонников создать мусульманское государство на основе фундаментального изучения ислама и уйти от многобожия, вернуться к единобожию, – это были истинно хорошие ценности (33)".

- "Мы считаем, если под словом "ваххабизм", "исламизм" принимаются крайне негативные явления, то для нас это неприемлемо. А если исламизм, ваххабизм, салафизм в понимании того, что это искреннее исповедание своей религии и следование по пути тех последователей Пророка, то это совершенно другое понятие", - заявил муфтий в интервью телеканалу "Россия-24" (34)".

- "Ваххабиты никогда не называют себя ваххабитами. Они считают себя просто "правильными" мусульманами. Не называют они себя и фундаменталистами, радикалами, экстремистами, это понятно (35)".

- Вы, конечно, догадались, что я имею в виду тех, кто ратует за развитие ислама реакционно-радикальным путем, тех людей, которые называют себя ваххабитами (36)". 

Суммируя высказывания муфтия Равиля Гайнутдина о ваххабизме, можно сделать вывод, что:

- исламская религия не имеет ничего общего с экстремизмом, терроризмом и ваххабизмом.

- в исламе нет такой школы, но, как любое течение ислама, ваххабизм выступает против насилия, требует любить ближнего, распространять мир и любовь между народами.

- ваххабизм точно есть и это государственная идеология в Саудовской Аравии и некоторых странах Персидского залива. Ваххабизм основан на учении Корана и Сунны Пророка и мы все противостоим ваххабизму.

- ваххабизм не просто существует, а это конкретная организация из числа экстремистских псевдоисламских. ДУМЕР борется с ваххабизмом.

- как такого вероисповедания, как ваххабизм, нет. Ваххабизм – это одно из течений в исламе, то есть, ваххабиты исповедуют ислам. Но среди четырех суннитских мазхабов нет мазхаба и мусульманской юридической школы, которая называется "ваххабизм".

- учение Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба не приемлет экстремизма и насилия, поэтому, отождествляя ваххабитов с террористами, мы можем оскорбить народы стран, где ваххабизм возведен в ранг государственной идеологии. 

- ваххабиты – это преступники. Существует опасность призыва молодежи в так называемые ваххабитские сети.

- Ахмад Кадыров, запретив в Чечне ваххабизм, поступил вполне разумно. При этом в Дагестане и на федеральном российском уровне запрещать ваххабизм не нужно.

- существуют ваххабиты и "ваххабиты", которые вероучительно ничем не различаются, но те, которые в кавычках, плохие, потому как имеют склонность к экстремизму и терроризму.

- ваххабиты и салафиты — сторонники радикального течения в исламе, хотя в этом учении нет ни намека на экстремизм или терроризм.

- ваххабизм – это активная сила, располагающая всеми средствами связи, оружием и материальными средствами. Но, если под словом "ваххабизм" принимаются крайне негативные явления, то для нас это неприемлемо.

- ваххабиты никогда не называют себя ваххабитами. Ваххабиты называют себя ваххабитами.

Подобного рода умозаключения можно объяснить по-разному. Самым простым объяснением здесь является исключительная гибкость позиции московского муфтия вкупе с плохой памятью и слабым пониманием того факта, что любое его публичное заявление фиксируется для истории журналистами. Другим объяснением может стать сознательное желание Равиля Гайнутдина запутать ситуацию с определением ваххабизма с тем, чтобы затруднить запрет этого течения. В пользу этой версии говорит и тот факт, что ряд вышеупомянутых функционеров СМР также настаивали на невозможности дать ваххабизму четкого определения, чем выводили это течение из-под законодательных санкций. И нужно сказать, у них это получалось.

Среди российских мусульманских центров СМР лидирует по числу облав, которые правоохранители устраивали в его общинах. Так, запрещенную литературу находили в мечетях и молельных домах юрисдикции СМР в Ивановской (37), Калужской (38), Кировской (39), Сахалинской (40), Свердловской (Екатеринбург, Первоуральск, Асбест) (41), Новосибирской, Пензенской (42), Саратовской (43), Челябинской областях (мечети Аргаяшского района) (44), Приморском крае (Владивосток и Арсеньев) (45), Республиках Алтай (46), Мордовия (47), Башкортостан (48) и Якутия (Якутск и Мирненский район) (4(), а также Москве (50).

Самой зловещей из местных религиозных организаций СМР оказалась московская община "Дар-уль-Аркам", в которой 26 апреля 2013 года ФСБ России совместно с МВД и УФМС России по городу Москве провело проверочные мероприятия по выявлению лиц, причастных к терроризму и экстремизму, и выявило сразу двух таких лиц. Тогда же была официально обнародована информацию, что в этой общине начинал свою проповедническую деятельность террорист Саид Бурятский, ночь перед терактом провели подрывники "Невского экспресса", а члены футбольной команды "Дар-уль-Аркама" планировали крупный теракт в Московском метрополитене (51).

На момент облавы общину возглавлял декан Московского исламского института Мухаммадбасыр Гасанов, доктор шариатских наук и обличитель зверств инквизиции из фантастической вселенной "Warhammer 40.000". Ему не посчастливилось оказаться преемником бывшего зампреда СМР Мухаммада Карачая, при котором в общине и сложилась такая ситуация. Гасанов сделал правильные выводы из случившегося, вскорости ликвидировав "Дар-уль-Аркам".

21.02.2017

Источник: Ислам и общество

Р.Гайнутдин обвинил команду М.Белоусова в непрофессионализме и потребовал ее отставки

Самопровозглашенный "духовный лидер российских мусульман" муфтий Р.Гайнутдин в ходе пресс-конференции, прошедшей 21 февраля 2017 г. обрушился с крайне резкой критикой в адрес так называемого "религиозного блока" в Администрации Президента Российской Федерации, возглавляемого заместителем начальника Управления Президента РФ по внутренней политике М.Белоусовым.

Р.Гайнутдин обвинил команду М.Белоусова в непрофессионализме и потребовал ее отставки

Согласно материалам, опубликованным в официальных СМИ Совета муфтиев России, московский муфтий обвинил М.Белоусова и его подчиненных в "непрофессионализме" и недобросовестности практически по всем вопросам их деятельности. По мнению Р.Гайнутдина, эти чиновники несут персональную ответственность "за закрытие телепрограмм на исламскую тему на федеральных каналах", уничтожение "проекта мусульманского русскоязычного телеканала (Аль-ТВ, прим. редакции), анонсированного на уровне главы государства", и "доведении до тяжелой болезни" его руководителя Р.Арифджанова.

Муфтий Р.Гайнутдин подчеркнул, что "чиновники Управления внутренней политики избрали методикой управления или влияния на мусульманское сообщество России путь создания расколов и раздробления, препон в институциональном развитии российских мусульман. Именно это и является реальной целью создания марионеточного духовного собрания по аналогии с провалившейся попыткой выведения на федеральный уровень подобной же религиозной организации в 2011-2013 гг.". 

Войдя в определенное возбуждение, самопровозглашенный "духовный лидер российских мусульман" пригрозил представителям власти серьезными последствиями такого курса, особенно "в условиях предвыборного в нашей стране года". Он заявил, что создание упомянутыми чиновниками "конфликта, раскола, распространение смуты в многомиллионной российской Умме способно породить разлад во всем российском обществе". Вместе с тем, муфтий не стал раскрывать, каким именно образом он намерен поднимать российских мусульман на борьбу с нынешней властью.

Резюмируя свои критические и крайне нелицеприятные оценки в адрес чиновников, Р.Гайнутдин выразил надежду, что приход в Администрацию Президента С.Кириенко может вывести государственно-конфессиональный диалог "на конструктивную траекторию развития", но только без старой команды религиозного блока Управления внутренней политики. Он, в частности сказал: "Я уверен, первый Заместитель руководителя Администрации Президента С.Кириенко и новый начальник Управления внутренней политики Администрации Президента РФ А.Ярин серьезно проанализируют деятельность старой команды Управления внутренней политики и в дальнейшем не допустят вмешательства во внутренние дела мусульманских организаций, не отступят от линии Главы Государства, Президента страны В.В.Путина, который обозначил приоритетными соблюдение прав и свобод граждан, обязал не ущемлять права по национальному и религиозному признаку, призвал к сохранению стабильности, мира и согласия в обществе".

Последняя фраза ввела незнакомых с реальной ситуацией участников пресс-конференции в полное непонимание происходящего. С одной стороны, Р.Гайнутдин явно не договорился с новым руководством внутриполитического блока во главе с С.Кириенко о своем месте в новой архитектуре внутренней политики России, угрожает руководству страны дестабилизацией обстановки и ультимативно требует изменения отношения к себе. Точнее, признание себя тем самым пресловутым "духовным лидером". А с другой стороны, сваливает всю ответственность за испорченные с властью отношения на "старую команду" В.Володина, при которой муфтий как раз и получал от органов власти явно незаслуженные гигантские преференции. Да еще и требует показательной расправы над этой командой и своими бывшими покровителями! 

Интересно, что при этом "духовный лидер" заявляет об очень крепких дружеских отношениях с новым председателем Госдумы Федерального Собрания РФ … !!?? Как же там его фамилия!!?? Ух ты – Вячеслав Володин!!!

Так кто же все-таки виноват. Кто так вывел из себя почтенного муфтия? В.Володина обвинять муфтию не в чем. В период его управления хозяйством самопровозглашенного "лидера" целовали во все доступные места. Да и как там повернется? Куда еще могут позднее вознести В.Володина? С.Кириенко обвинить вот так прямо он тоже не может, от нового начальника слишком много зависит. Вот и делает Равиль-хазрат "сакральную жертву" в виде уже весьма пожилого и с карьерной точки зрения бесперспективного 64-летнего М.Белоусова, находящегося на последнем году своей государственной службы. А ведь с этим человеком, между прочим, в тесной связке муфтий делал все свои делишки последние 5 лет. 

Как же это похоже на Гайнутдина!!! Помните сказку про змею и черепаху. Перевезла черепаха змею через реку и стала не нужна! Теперь ее можно и ужалить! Вспомните 2010-2011 годы! Все повторяется! Тот же психоз, практически те же условия. Тогда был чиновник А.Гришин, который якобы раскалывал Умму и помогал Российской ассоциации исламского согласия (РАИС, руководители – М.Рахимов, М.Хузин, А.Крганов, Ф.Шафиев), сегодня – М.Белоусов, который сначала в угоду Р.Гайнутдину уничтожил РАИС, а потом его снова воссоздал, под другим названием, но почти с теми персонажами. Разница лишь в том, что А.Гришин получил тогда за работу орден, а М.Белоусов пока нет!

Становится даже интересно! Получается, что Р.Гайнутдин перешел в лагерь А.Гришина, который в последнее время последовательно и аргументированно критикует команду М.Белоусова, указывая на ее безграмотность и нечистоплотность. Или это опять игра муфтия-актера (по первой специальности) на публику с целью получить новые преференции. Ведь не исключено, что чтобы заткнуть "праведный" гнев муфтия Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования может, по команде М.Белоусова, закидать Совет муфтиев деньгами! И "духовный лидер" вновь на некоторое время станет тихим!

А практика показывает, что списанные деньги непременно помирят змею и черепаху, в смысле … муфтия и генерала!

Или уже нет?.... Ждем продолжения.

22.02.2017

Источник: Ислам и общество