Круговорот гражданской войны на Украине вытеснил из российских СМИ тему Дагестана. До "украинской весны" Дагестан был самым популярным регионом по части цитируемости и комментирования. Общий контекст высказываний сводился к незамысловатым фразам: "там идет война", "там все плохо" и "там живут бандиты, которые в Москве насилуют наших девушек". Ура - патриоты призывали к тому, что Дагестан надо отделить от России бетонной стеной с колючей проволокой, а либералы - дать Дагестану "вольную" и отделить от России навсегда. И те, и другие сходились во мнении, что Дагестан - это регион, который лучше держать на цепи и вообще "хватит его кормить". А насколько рядовой россиянин понимает проблемы Дагестана? Почему эта республика вдруг стала для русских людей вражеской территорией? Об этом с "Завтра" беседовал дагестанский политолог Мухаммад  Авари.

"ЗАВТРА". В нынешней России, когда говорят о Кавказе, то обязательно добавляют глагол "кормить". В очередной раз муссируется пресловутый "кавказский вопрос", и в очередной раз в негативном свете. Говорят: кавказцы плохие, потому что они дикие, другие...Скажите, почему в российском общественном сознании возник "кавказский вопрос", который трактуется всегда в негативном свете?

Мухаммад АВАРИ. Между центральной Россией и Кавказом в очередной раз возник кризис доверия. Россия, как и в годы Кавказской войны, относится к горцам как к насильственно присоединяемому чужеродному элементу. Некоторые дагестанцы начали воспринимать Россию как хищническую империалистическую метрополию, и это отношение переносят на русских. Как дагестанец и гражданин России я призываю к тому, чтобы дагестанцы и русские были историческими союзниками. Русские - это народ, вызывающий уважение. Уклад, обычаи и нормы морали русских лет 100 - 150 назад ничем не отличались от уклада и обычаев моего родного народа, аварцев. У радикальных западников была цель либерализировать русский народ, оторвать его от родной почвы. Начав либерализацию нравов русских людей, западники запустили процесс морального разложения русского уклада. Либерализация государствообразующего народа, русских, повлекла за собой и другой процесс - ползучую дезинтеграцию народов России и ментальный распад нашей страны. Как только в российском общественном сознании верх взяли либералы, то кавказцы для русских стали "чурками" и "чучмеками".

"ЗАВТРА". А что способствовало появлению лозунга "Хватит кормить Кавказ!"

Мухаммад АВАРИ. Нужно определиться, кого именно "кормит" Россия. Кормит она не Кавказ, а наши элиты. С 1991 года у элит Дагестана есть только одна целенаправленная политика - курс на раздербанивание оставшихся от СССР экономических ресурсов. Рухнул Советский Союз - рухнуло все, а значит, открылся простор для передела. Магомедали Магомедов, правивший Дагестаном с 1994 по 2006 годы, меньше всего думал о том, что будет завтра. Он приумножал капиталы и влияние своего клана, расставлял где надо нужных людей и убирал тех, кто мешал. В заслугу ему ставят то, что в 90-х годах республика избежала крупных конфликтов и не оказалась втянута в чеченскую войну. Я склоняюсь к другому варианту: сохранить мир мы смогли только благодаря мудрости наших народов. Магомедали тут не при чем. Больные проблемы нашей республики при нем остались в неприкосновенности. Производства, колхозы, наука при Магомедали рухнули и остались лежать. Магомедали придерживался принципа: пусть ничего не происходит. Он давил любую независимую инициативу снизу: кумыкскую, аварскую, лакскую, даргинскую. Но на смену одному "задавленному" приходило несколько других. Все правильно: когда власть ничего не делает, начинает действовать народ, и его одной силой не остановишь.

Так называемый титульный народ России пребывает в состоянии белого геноцида. Вы русский, лучше меня знаете, о чем я говорю. На Кавказе нет такого пьянства, такого падения нравов, как в русских регионах России. Еще в 90-х годах среди русских назрело сопротивление, направленное против тех, кто осуществляет эту политику белого геноцида. Архитекторы этой политики, небожители российского Олимпа, этого испугались, и поэтому взялись за натравливание титульного народа на нетитульные. Лозунг "Хватит кормить Кавказ" родился не в обшарпанной хрущовке, а в лаборатории высокооплачиваемого политтехнолога.

Среднестатистический россиянин - это телезритель. По телевизору о Кавказе говорят только самое плохое. Пока жив шаблон, в стране все будет спокойно. Все, кто приезжает к нам, в Дагестан, первое время недоумевают: на Кавказ ли они приехали? Где это дремучее средневековье, дикие нравы, о которых им вещают телевидение и Интернет? Где эта дикая ненависть дагестанцев к русским, якобы присущая им со времен Кавказской войны? Русские гости Дагестана вместо ненависти к себе видят уважение кавказцев к русскому народу. Это уважение запечатлено в памятнике Русской учительнице, который стоит в лучшем парке Махачкалы.

"ЗАВТРА". А с чем связано утверждение, что кавказцы якобы "дикие"?

Мухаммад АВАРИ. Мы просто другие. То, что кавказцы другие - это естественно. Для нас русские тоже другие, и англичане для нас другие, и французы. Что касается дикости, то многие обычаи русских для тех же чеченцев - это безнравственность. Например, у русских молодежь вовсю гуляет под ручку друг с дружкой, целуется. А чеченец берет девушку за руку только когда делает ей предложение выйти замуж. Целовать невесту до свадьбы у чеченцев - это бесчестие. Свидания между женихом и невестой у вайнахов происходят только в присутствии родственников невесты. Кавказцы другие, потому что они пассионарные. Исторические условия и горный рельеф, где мало пригодной для жилья земли, приучили нас быть активными. Реформы Гайдара и Чубайса ввергли Кавказ в условия куда хуже средневековых, поэтому мы вынуждены жить на пределе. За счет того, что мы живем на пределе, мы составили конкуренцию некоторым представителям народа, который в России именуется титульной нацией.

Я уже говорил: любой русский, когда приезжает, к нам, первое время страдает от когнитивного диссонаснса, вызванного разрывом шаблона. К нам ездят не только русские, но и французы, американцы. Я знал одного такого француза. Человек давно интересуется Россией. Ему стало интересно, что это за Республика Дагестан такая? Прилетел в Москву, там взял билет до Махачкалы и рванул к нам. Здесь он никогда раньше не был, никого не знал. Улетая через месяц назад, он знал, что в Дагестане у него есть хорошие друзья, которые ждут его в гости.

Этот француз говорил мне: "Ребята, что за бардак у вас в стране происходит? Прекрасную республику по телевизору представляют исчадием ада. У нас во Франции есть свои "дагестанцы" - гасконцы, но нигде в французских СМИ вы не прочтете о гасконцах того, что пишут в российских СМИ о дагестанцах". И в самом деле так. Шотландцы и ирландцы - наши собратья в Британии - не пользуются особым респектом у этнических англичан. В этом виноваты и англичане, и некоторые шотландцы, и сама история Великобритании. Ни в каких британских СМИ вы не прочтете, что в Шотландии живут одни бандиты и дикари.

"ЗАВТРА". Простите, но типичное представление о Дагестане строится не на пустом основании. В Дагестане что ни день, то теракты, похищения людей, заказные убийства.

Мухаммад АВАРИ. А в Европе разве этого нет? В Испании есть область Страна Басков. Там тоже и стреляют, и берут заложников. Ни одна страна мира от такого не застрахована. Карта мира состоит, в основном, из полиэтнических государств. В каждом полиэтническом государстве обязательно найдется пассионарное нацменьшинство, которое будет чем - нибудь выделяться. В любой стране мира есть межнациональные проблемы и противоречия. Например, в чопорной Германии баварцы в последнее время требуют суверенитета и готовы сражаться за этот суверенитет. А курды в Турции, Иране, Сирии? Тамилы в Шри - Ланке?

У Льва Гумилева есть термин "пассионарий". Я делю пассионариев на четыре части. Первый - пассионарии, которые добились власти. Второй - пассионарии, которые хотят власти. Третий - серая масса народа, которая дает на-гора этих пассионариев, и которую пассионарии используют в своих целях. Четвертые - это единицы вроде художника Гогена, который плюнул на все и поехал на Таити рисовать туземок.

Нации Северного Кавказа в нынешней России - это нации - пассионарии. Внутри каждого кавказского народа я вижу все четыре типа пассионариев, о которых рассказал Вам. Наша нелегкая жизнь в нынешней России не успокаивает нашу пассионарность, а наоборот подогревает ее. Мы сами не в восторге от этого. Постоянно жить на пределе крайне трудно. Очень легко сорваться.

Нас выставляют в негативном свете из-за наших проблем. Но в этих проблемах виноваты не только мы.

"ЗАВТРА". Какие проблемы Вы бы отметили?

Мухаммад АВАРИ. Прежде всего, проблемы разделенных народов и межэтнических конфликтов, обострившиеся сразу же после распада СССР. Начну с наиболее близкого мне пункта - Дагестана. Наиболее крупные этносы Дагестана - это аварцы и лезгины. Лезгины - это самый крупный этнос на востоке Северного Кавказа и северо - востоке Южного Кавказа. По самым грубым подсчетам, всего в этих регионах проживает более 2 миллионов лезгин. Очень много лезгин проживает в Азербайджане. Но ушлые ребята из Баку с конца 40-х годов подводят всех "своих" нетюрков под секвестр. Например, всеми правдами и неправдами записывают их азербайджанцами. Точно никто не скажет, сколько среди нынешних азербайджанцев есть лезгин, аварцев, талышей. Но даже после бакинских приписок число азербайджанских лезгин внушительно - более 300 тысяч человек. По советским данным, в АзССР проживало 680 тысяч лезгин. Вопрос: куда Баку "подевал" остальных лезгин? Не на Луну же они улетели...

Есть мнение, что в Азербайджане на самом деле живет около полутора миллионов лезгин. Миллион 200 тысяч лезгин записаны как тюрки - азербайджанцы и им запрещено называть себя лезгинами. Дети этих лезгин уже не будут знать лезгинского языка. Мы видим этноцид лезгинского народа в якобы дружественной России стране. То же самое Баку делает с азербайджанскими аварцами. Баку забрал не только исконные дагестанские земли в Закатальской зоне, но и наших братьев. Он лишил лезгин и аварцев их национальной идентичности, превратил их в манкуртов, а тех, кто сопротивляется, подверг репрессиям.

Россия обязана обратить пристальное внимание на положение тех граждан Азербайджана, которые не являются этническими азербайджанцами. В независимом Азербайджане у них не так все хорошо, как представляет это Баку. Если бы там было все хорошо, не было бы трагедии лезгинских сел Храх - Уба и Урьян - Уба, переданных Россией Азербайджану по договору от 3 сентября 2010 года, заключенному в Баку между Дмитрием Медведевым и Ильхамом Алиевым.

Проблему наших братьев в Азербайджане можно разрешить двумя способами. Первый - народная дипломатия. Граждане Азербайджана и граждане России могли бы общими усилиями поднимать вопрос нетитульных народов Азербайджана и тем самым способствовать разрешению этой проблемы. Но, на мой взгляд, при нынешнем правящем в Баку режиме этого сделать невозможно.

Есть второй способ, но он крайне нежелателен. Если Азербайджан будет и дальше гнуть свою ассимиляционную линию, то это может привести к конфликту. Теперь информация к размышлению. В Дагестане сосредоточен 50 - тысячный контингент российских войск. Если этот контингент подтянут к российско - азербайджанской границе, то российские солдаты будут дагестанцам стрелять в спину или же поддерживать их? Российские либералы в Белом доме и на Старой площади - это лоббисты режима Ильхама Алиева. Где гарантия, что властные лоббисты Азербайджана не повернут миротворческую инициативу России в русло дестабилизации обстановки?

У аварцев много проблем и в Грузии. Кварельский и Лагадехский районы Грузии - это дагестанские, аварские земли. Для Тбилиси аварцы, как и любые негрузины, чуждый элемент. В периоды националистического угара Тбилиси пытался насильственно огрузинить аварцев. После ухода Саакашвили аварцы Грузии вздохнули с облегчением, но их существование все равно далеко от стабильности. Очень много проблем. В школах Кварельского района нет квалифицированных преподавателей аварского языка.

Нынешний Кавказ - это вообще один большой комплекс межэтнических трений. В Дагестане много трений между чеченцами - аккинцами и лакцами, между аварцами и кумыками, лезгинами и аварцами. Осетинско - ингушские проблемы, чеченско - ингушские, проблемы между Чечней и Дагестаном. Я родом из Цумадинского района Дагестана. Несколько наших сел теперь находятся в Чечне. Чем это не повод для трений?

Межэтнические трения рождаются, когда национальные элиты начинают передел экономических сфер. В Дагестане почвой для подобных конфликтов является земля. В январе 2013 года, когда президентом Дагестана назначили Рамазана Абдулатипова, кумыкские организации стали требовать передела земельной собственности на территории исторической Кумыкской равнины. Некоторые кумыки кричали, что за родную землю убьют и аварца, и лакца, и любого. Я на одном таком митинге сказал: "Проблема не в конкретном народе, а в предателях народа, которые пришли во власть. Проблемы аварцев и лезгин полностью схожи с кумыкскими. Предателям от народа нужно, чтобы народы не боролись вместе за лучшее будущее, а убивали друг друга".

"ЗАВТРА". А есть ли среди представителей элит Дагестана по - настоящему независимые национальные лидеры?

Мухаммад АВАРИ. В элитах таковых нет. Кто среди тех же лезгин независим? Мэр Дербента Имам Яралиев, что ли, который себя называет "отцом лезгин"? В 2010 году тогдашний президент Медведев подарил Ильхаму Алиеву исконные лезгинские земли - Яралиев молчал. В 2011 году Баку устроил депортацию коренных жителей этих земель - Яралиев опять молчал. В октябре 2012 года аул Храх - Уба покинул последний лезгин - Яралиев что - нибудь сделал? Более того, преступная передача лезгинских земель в 2010 году произошла с согласия лезгина Яралиева. Когда тогдашний президент Дагестана Муху Алиев отказался отдавать земли, Яралиев выразил свое недовольство. Подумайте: аварец Алиев защищал лезгинские земли, а лезгин Яралиев был этим недоволен. В мае 2013 года Яралиев, наплевав на протесты лезгин, подарил Азербайджану одну из дербентских улиц, назвав ее именем Гейдара Алиева. В июне того же года Яралиев приказал разогнать в Дербенте митинги протеста против улицы Гейдара Алиева. Яралиев - региональный князь Дагестана, а лезгин только по советскому паспорту.

"ЗАВТРА". Вы говорите, что кавказцы - это пассионарный народ. Любая пассионарность нуждается в выходе. Есть ли такой выход у дагестанской пассионарности?

Мухаммад АВАРИ. Есть. Я не зря в начале беседы заговорил об Александре Втором. Считаю, что он был самым мудрым правителем России. Он своих лютых врагов, сделал своими верными друзьями, доверил кавказцам свою жизнь. Младший сын имама Шамиля стал офицером личной охраны Александра. Самого мятежного имама царь не казнил, а окружил почетом и уважением.

Шамиль был взят в плен 25 августа 1859 года. 3 марта 1861 года, неполные два года спустя после этого, Александр отменил в России крепостное право. Многие ученые считают, что на это решение повлиял разговор царя с имамом, который состоялся вскоре событий в Гунибе. Имам тогда сказал царю: "Лучше быть повелителем свободных людей, чем императором рабов". Кавказ в лице Шамиля имел самое непосредственное отношение к важнейшему событию в истории России. Не присоедини Россия Кавказ, все было бы по-другому.

Какой из этого вывод? Россия в лице царя - реформатора оказала доверие бывшим врагам - кавказцам. Видя это доверие, чеченцы, дагестанцы, черкесы начали показывать свой героизм на службе царю. Еще один пример - события 1917 года в Петрограде. Когда с разбушевавшимися гарнизонами Петрограда уже никто не мог справиться, то генерал Лавр Корнилов пустил в ход "Дикую дивизию", и большевики заметались в ужасе. Потом Советы сделали по отношению к кавказцам хитрый ход конем: послали на Кавказ Сталина, Орджоникидзе и Кирова, и те внушили горцам, что советская власть несет народам Кавказа свободу, равноправие и социальную справедливость. Горцы поверили. Большевики и в самом деле не посягали на обычаи и религию горцев. Более того, во многих областях Кавказа первичные партячейки создавались в общинах мечетей. В мечетях вплоть до 30-х годов собирали закят на нужды советской власти и национально - освободительной борьбы угнетенных народов Востока. Ислам позиционировался как идеология национал - освободительной борьбы. В местных комитетах партии портреты Кази - Магомеда и Шамиля висели рядом с портретами Маркса и Ленина. Лидер большевистского движения Дагестана Махач Дахадаев был женат на внучке имама Шамиля. Кавказцы внесли свой вклад и в установлении в России Советской власти. В годы Великой Отечественной войны потомки Шамиля и Хаджи Мурада спасали мир от нацизма в рядах РККА. Каждый историк Великой Отечественной войны помнит кавалерийскую дивизию даргинца Кара Караева.

Кавказцы очень пассионарны. Именно потому, что они пассионарны, они не менее патриотичные граждане России, чем русские. Если кавказец ощущает Россию как Родину - Мать, то он с готовностью отдаст за нее жизнь. Но если он видит, что Родина - Мать превращается в мачеху, то он так же легко погибнет за дело краха этой "мачехи". Кавказец рассуждает: если Россия стала мачехой для него, то она враг и другим народам, которые ее населяют.

Чем шире искусственно созданная пропасть между Россией и Кавказом, тем больше тех кавказцев, которые разочаровываются в России. Один дагестанский молодой общественник, кумык по национальности, однажды заявил: "Русские! Если вам сейчас китайцы, американцы или Израиль ближе, чем Северный Кавказ, отпустите кавказцев на свободу, не держите нас. Мы себя, конечно, на первых порах порубим - порежем - постреляем, но рано или поздно помиримся и создадим свое мощное государство". К сожалению, его слова - это не порыв личных эмоций, а твердое намерение многих. Если все будет продолжаться так, как есть, то на месте Дагестана, Чечни, Ингушетии возникнут Северокавказские Эмираты. Стержнем нового государства станет ислам. Исламизация идет по Кавказу семимильными шагами. Она наблюдается и в русском обществе. 

Артур Приймак

22.04.2014

Источник: zavtra.ru