В Киргизии постепенно нарастает террористическая угроза. Такие данные содержатся в рейтинге "Глобальный индекс терроризма-2016", опубликованном Институтом экономики и мира. По свежим данным, республика поднялась с 86-го на 84-е место, приблизившись к странам, наиболее пострадавшим от терактов.

В рейтинге страна пока находится в группе с наименьшим уровнем влияния терроризма, однако в самой Киргизии тема поднимается регулярно. Недавние события в Санкт-Петербурге, где за подготовку к терактам задержали семь граждан Киргизии и Узбекистана, вновь привлекли внимание к теме.

В Бишкеке на состоявшейся недавно конференции "Новые форматы противодействия религиозному экстремизму" специалисты обсудили ситуацию в стране. По словам экспертов, типичный портрет завербованного экстремистами гражданина Киргизии таков: малообеспеченный молодой человек или девушка 22–25 лет, живущие либо в южной части страны, либо в окружающем столицу Киргизии – Бишкек поясе новостроек. Там компактно проживают недавно переселившиеся жители регионов.

Также в группу риска входят представители криминалитета. По данным, часть местных криминальных лидеров за последние годы стала заметно религиознее. Как отметил директор Научно-исследовательского института исламоведения Маметбек Мырзабаев, тюрьмы и колонии в Киргизии проблемы не решают, скорее наоборот – эти учреждения "являются идеальным условием для распространения экстремистских идеологий среди спецконтингента".

Любопытно, что за последние 10 лет доля женщин, участвующих в совершении экстремистских преступлений, заметно выросла – с 1,1 до 23%. Частично "феминизация" экстремизма в Киргизии происходит за счет родственниц мужчин, участвующих в экстремистских движениях. Еще одна причина – радикализация женщин-одиночек, чьи мужья погибли или на длительное время уехали на заработки в Россию.

По словам президента Центра перспективных исследований Сергея Масаулова, киргизцы чаще совершают действия экстремистской направленности в странах СНГ, нежели на своей территории. Более того, и подготовку к ним они проводят за пределами страны. Завербованные киргизцы отправляются в зоны боевых действий в такие страны, как Сирия, Ирак, Афганистан и др.

Значительную роль в создании благоприятной почвы сыграли не только экономические, но и идеологические аспекты. После распада СССР руководство республики не смогло выстроить последовательную работу – концепции сменяли друг друга, порой противореча одна другой. Падение уровня образования и культуры, возникновение идеологического вакуума привело к закономерному результату – по данным МВД, с 1991 года число мечетей в Киргизии выросло в 70 раз – с 39 до 2743. Сейчас их в стране больше, чем школ. При этом мечети порой строились и строятся на деньги спонсоров из-за рубежа – в качестве финансовых источников выступают выходцы из Катара, Саудовской Аравии и т.п.

Казалось бы, на ситуацию в религиозной сфере должно влиять Духовное управление мусульман Киргизии (ДУМК). Но и здесь проблемы – эффективность структуры снижена из-за внутренних противоречий и подмоченной репутации – борьбы за власть и скандалов, связанных с распределением средств, поступающих от организации хаджа.

В последние годы ситуация обострилась – взрыв смертника у посольства Китая, убийство милиционеров – терррористические акты пока не часты, но что любопытно, случаются в столице республики. За последние годы местные силовики во взаимодействии с коллегами из других стран, включая Россию, ощутимо усилили работу по предотвращению терактов. Однако, по мнению экспертов, экономически слабая Киргизия пока не в состоянии самостоятельно решить эту проблему.

24.11.2016

Источник: Независимая газета