Не перестают удивлять нас чиновники разных мастей. Удивлять неприятно, своей некомпетентностью. Недавно вице-премьер по силовому блоку огорошил: оказывается, в силовых ведомствах знают о том, что в Сирии воюют наши граждане. "Мы владеем информацией о наших гражданах в Сирии. У нас есть информация по Сирии: сколько наших граждан находится там, сколько погибло. Спецслужбы ведут работу в этом направлении" - сказал журналистам вице-премьер-министр по обороне, безопасности и вопросам границ Кыргызстана Абдырахман Маматалиев.

После того, как чуть ли не все СМИ об этом протрубили. Но оказывается, силовики знают, сколько наших граждан в Сирии и сколько их погибло. Возникает вопрос: а почему они не знают, кто у нас в стране этих людей вербует и отправляет на фронт. А между тем, о них тоже уже не первый год все говорят: это "таблиговцы" и др. религиозно-экстремистские организации. И об этом иногда говорят даже люди из ГКНБ. Некто Рахат Сулайманов заявил, что из Оша в Сирию отправились 50 человек. Завербовали их в мечетях представители "Хизб ут-Тахрира". А потом многие из них возвращаются назад уже подготовленными боевиками. Такую группу из четырех человек, которую недавно накрыли силовики.

Но беда в том, что это капля в море. А в это же время под носом у ГКНБ по городам, кишлакам и поселкам ездят пропагандисты. Правда, они себя относят к другой организации - "Таблиги джамаат". Причем те же самые спецслужбы не могут не знать о том, что имамы многих мечетей проходили учебу за рубежом в учебных центрах и прочих заведениях с сомнительной репутацией. Вот отсюда и пошла волна религиозного радикализма, и не надо удивляться тому, что наши ребята сейчас в Сирии воюют непонятно за чьи интересы.

Арабы и турки не просто так вкладывают деньги в строительство мечетей в нашей стране. Они этим расширяют свое влияние, и сегодня оно настолько сильно, что борьба с религиозным экстремизмом фактически не ведется, а есть только профанация. Потому что сильно сопротивление уже не только самих "таблиговцев" и "тахрировцев", но и самого руководства ДУМ Кыргызстана. Это было видно уже на парламентских слушаниях, когда сам глава духовного управления заявил, что "Таблиги джамаат" - это не экстремисты, и не будь их, то мы бы имели у себя другие более радикальные организации. А мы их и так имеем в достаточном количестве и их представители как раз маскируются под "таблиговцев". Ведь не зря же в США, России и во всех соседних странах "Таблиги джамаат" признана экстремистской организацией.

Помнится, временное правительство на волне "демократизации" отпустило всех участников ноокатских событий по амнистии. А тогда в деле фигурировали представители "Хизб ут-Тахрира", которые закидали камнями здание администрации и применили насилие в отношении представителей власти.

Но раз власть была объявлена тоталитарной, значит, насилие против нее можно и простить. А кто даст гарантию, что завтра те же "тахрировцы" и "таблиговцы" не применят насилие в отношении нынешней (вроде бы) демократической власти? Никто не даст. Прежде чем выпускать кого-то по амнистии или под подписку о невыезде, надо немного мозгами пораскинуть.

Вот недавно в Оше суд отпустил под подписку о невыезде члена террористической группировки, которая, по данным следствия, планировала теракты на территории Кыргызстана. В отношении подозреваемого возбуждено уголовное дело по двум статьям: "Наемничество" и "Публичный призыв к насильственному изменению конституционного строя". Скажите мне, в какой еще стране могут отпустить на свободу человека, подозреваемого в таких тяжких преступлениях? И после этого мы можем еще чему-то удивляться. Безнаказанность порождает беспредел. И это всех касается.

В том числе и тех, кто наживается на вере и тем самым играет на руку экстремистам, которые, впрочем, занимаются тем же самым, но более тонко и скрыто. А у нас официальное духовенство открыто наживается на продаже путевок в хадж – что ни год, то скандал, присваивает деньги, выделенные на строительство мечетей, в результате чего страдает качество (вспомним случай, когда более 50-ти человек пострадали из-за обрушения мечети в селе Кумуш-Азиз).

Вся беда в том, что в стране нет политики в сфере религии. Вроде бы отделили религию от государства, и пустили все на самотек – живите, как хотите. К чему это привело, видят все. Ситуацией воспользовались религиозные экстремисты, их влияние на умы молодежи привело к тому, что сегодня мы уже не знаем, что делать. Слишком запущена ситуация. Нужно от слов переходить к делу: разработать основы религиозной политики и претворять их в жизнь. А для чего у нас существуют прокуратура, органы госбезопасности. Они должны вспомнить о своих прямых обязанностях, а то, как говорил депутат Омурбек Абдырахманов, 80% протирают штаны и зарабатывают "крышеванием" бизнеса, а еще 20% "работают" с оппозицией.

Главная угроза безопасности нашего государства – религиозный экстремизм. Пора бы вспомнить об этом, пока государству не пришел конец, а вместо него не появился на карте халифат.

Тайырбек Дуйшекеев                                  

31.05.2014

Источник: ЦентрАзия

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1401543540

 

В Кыргызстане обеспокоены активизацией рекрутинга в Сирию

В течение последнего месяца в южном киргизском городе Ош сотрудниками Государственной службы национальной безопасности (ГКНБ) было задержано около десяти человек по подозрению в поездках в Сирию для осуществления джихада и в причастности к террористическим группировкам.

Согласно данным, распространенным ГКНБ, большинство задержанных подозреваются в участии в боевых действиях в рядах антиправительственных сил в Сирии, а после возвращения в Ош еще в призывах к своим соотечественникам к джихаду (здесь - вооруженной борьбе за веру).

Обеспокоенные такой тенденцией, киргизские чекисты выступили с инициативой внесения специальных поправок в Уголовный кодекс. Заметим, ранее уголовное наказание за участие в военных действиях за границей было ужесточено в нормативных актах соседнего Таджикистана.

Глава ГКНБ Кыргызстана Бусурманкул Табалдиев обратился к депутатам Жогорку Кенеша (парламента) с просьбой рассмотреть законопроект в ускоренном режиме. В конце мая этот законопроект обсудила за закрытыми дверями парламентская фракция "Ар-Намыс".

В обращении органов спецслужб к законодателям особо отмечено, что в последнее время наблюдается активность группировок, члены которых по возвращении из Сирии предпринимают действия по дестабилизации межрелигиозной, общественно-политической ситуации в стране, кроме того, они пытаются организовать диверсионно-террористические акции на территории Кыргызстана. Однако, какие конкретно изменения предлагает внести в действующее законодательство ГКНБ, в обращении, предоставленном прессе, не говорится.

Число кыргызстанцев, которые по разным причинам едут воевать в Сирию и другие арабские страны, постоянно растет. Согласно официальным данным, число таких "джихадистов" постепенно приближается к ста, а в последнее время среди них появились и девушки.

Буквально недавно сотрудники спецслужб вернули на родину двух молодых женщин - гражданок Кыргызстана, которые по данным ГКНБ, проходили в Сирии военную подготовку. Сообщается также о шести гражданах Киргизии, погибших на территории Сирии.

Асель 24 года, она мусульманка, читает пятикратный намаз. Шахинур всего 17 лет. По данным спецслужб, они обе прошли военную подготовку в Сирии. Асель говорит, что оказалась в Сирии после знакомства в Интернете с неизвестным молодым человеком.

- Он отправлял мне разные фотографии и видео из Сирии, в том числе про джихад. Рассказывал о том, какие лишения там терпят мусульмане. Увидев эти видеоматериалы, я не могла не поверить его словам. Сказала, что хочу все это увидеть своими глазами. Он помог с билетами. Так через Турцию оказалась в Сирии. К сожалению, я поздно поняла, что меня просто обманули и грубо использовали.
Пресс-секретарь ГКНБ Рахат Сулайманов рассказал об обстоятельствах возвращения девушек.

- Мы начали поиск девушек после того, как к нам обратились за помощью их родители. Благодаря содействию турецких коллег смогли вернуть девушек домой. Одна из них призналась, что находилась в сексуальном рабстве на территории Сирии. Другая девушка говорит, что работала там. Но кем она работала, предстоит выяснить следователям.

По словам Сулайманова, большинство рекрутов из Кыргызстана - это жители южных регионов. Только из шахтерского городка Кызыл-Кия уехало 44 человека, но часть из них уже вернулась обратно. Многие едут воевать ради идей джихада, но есть и такие, кто это делает в надежде заработать денег и улучшить свою жизнь

"Мы верующие, а не джихадисты"

По свидетельствованию некоторых жителей Оша, в эти дни местные власти под предлогом задержания членов разных террористических группировок усилили давление и на обычных верующих.

По словам одного из жителей Оша, который попросил "Фергану" не озвучивать его имя, в последнее время спецслужбы Кыргызстана дали устное поручение активистам махаллей (городских жилых кварталов) собирать сведения о том, кто из проживающих на их территории является приверженцем какой религии или религиозного течения, и где на их территории ведут то или иное религиозное обучение.

"В результате многие верующие парни были вынуждены сбрить бороды и даже изменить свои одежды. А женщины, которые получали религиозное образование на дому, были вынуждены временно приостановить свое обучение", – говорит наш собеседник.

Другой собеседник "Ферганы" рассказывает, что его старший брат попал в поле зрения сотрудников правоохранительных органов из-за своей бороды и из-за того, что регулярно читает намаз.

"Мой брат работает мастером по ремонту автомобилей. Недавно к нам домой пришли сотрудники органов внутренних дел в гражданской одежде, попросили брата выйти наружу, после чего задержали и увезли с собой. Уже в отделении, ничего не объяснив, начали избивать. Вначале потребовали деньги. А когда мой брат сказал им, что у него "сейчас нет денег", они забрали его сотовый телефон и документы, а самого отпустили. В его телефоне были записи религиозных проповедей и видео. Но они не считались у нас запрещенными. Спустя два-три дня моего брата забрали в Комитет национальной безопасности. Оказывается, милиционеры передали его документы спецслужбам. В тот день у нас дома провели обыск. В доме были исламские книги и диски с религиозными проповедями, которые продаются возле мечетей. Все это собрали в одну кучу и сняли на видео. После мы узнали, что они положили рядом с этими нашими книгами и дисками запрещенные в Кыргызстане религиозные книги и записи и показали все это в СМИ, очернив при этом моего брата. Таких книг и дисков в нашем доме не было. Сейчас мой брат находится в изоляторе временного содержания Комитета национальной безопасности", – говорит наш собеседник.
Третий собеседник "Ферганы" утверждает, что сотрудники спецслужб вымогают у ошских парней, чья принадлежность к террористическим и экстремистским организациям не была доказана, по 500 долларов США с каждого.

"Сотрудники спецслужб задерживают и проверяют верующих парней с бородой. И если доказывают, что он не принадлежит ни к какой запрещенной организации, и если на его телефоне нет религиозных записей, в общем говоря, если он чист, то спецслужбы отпускают его за 500 долларов. Они открыто заявляют задержанным парням: "Мы потратились на твое задержание, теперь должны восполнить утраченное, заплати нам 500 долларов, после можешь уходить отсюда", – рассказывает наш собеседник.

Государственная безопасность – главный вопрос

Подобные проверки верующих сотрудниками спецслужб усилились после того, как 3 февраля этого года президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев высказался на заседании Совета обороны о религиозной обстановке в стране.

"У кыргызов есть хорошая пословица: "Чала молдо дин бузат" ("Из-за некоторых псевдомулл искажается религия"). Некоторые так называемые мусульмане смешивают арабскую и иные культуры, и пытаются насадить несвойственную Кыргызстану культуру через традиции, обычаи, одежду, манеру поведения. Все чаще на улицах городов и сел можно увидеть женщин, укутанных в хиджабы, паранджу, мужчин с бородами и в дамбалах", – посетовал Атамбаев.

Также президент подверг критике и деятельность Верховного управления мусульман Кыргызстана.

После выступления Алмазбека Атамбаева имамы, особенно во время пятничных молитв, начали вести среди верующих разъяснительную работу. По данным источников "Ферганы", сотрудники спецслужб начали проверять и самих имамов, а также брать с них расписки о том, что они будут вести проповедь исключительно по ханафитскому мазхабу (Ханафия - одна из четырех правовых школ в суннитском исламе. Основателем является Абу Ханифа).

"В нашей стране очень много международных организаций. Если они захотят нам помочь, мы не будем против. Однако мы не позволим им, чтобы они распространяли здесь свою политику и религию, противоречащую ханафитскому мазхабу. Нас поддерживают и президент, и ученые. Некоторые верующие получают знание в Саудовской Аравии, Пакистане, Турции или Египте – несмотря на это, они должны вести свою религиозную деятельность исключительно по ханафитскому мазхабу", – говорит муфтий Максат хаджи Токтомушев.

По мнению киргизских наблюдателей, государству необходимо серьезно отнестись к проблемам, существующим в религиозной сфере, в противном случае это может стать угрозой государственной безопасности.

27 мая 2014 года в Алма-Ате был вынесен судебный приговор "сирийскому" джихадисту из Казахстана илю Абдулину. Подробнее о видении данной проблемы со стороны Казахстана - в статье Азиза Азмаметова, жена "сирийского" боевика из Казахстана: Это не джихад, а беспредел! (газета "Время")

Социальные проблемы – локомотив джихадистских движений?

Почему же жители стран Центральной Азии все чаще едут на джихад в Сирию. В том числе, жители Ферганской долины, в которой пересекаются границы сразу трех центральноазиатских стран - Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Только ли из-за своей традиционной религиозности?

В настоящее время кыргызский город Кызылкия превратился практически в транзитный центр для граждан Узбекистана и Таджикистана, уставших от давления на верующих в своих странах и отправляющихся "на джихад", который ведут антиправительственные силы в Сирии.

По мнению некоторых наблюдателей, молодежь, проживающая в таких южных городах Кыргызстана, как Ош, Джалалабад и Баткен, отправляется в Сирию из-за материальной нужды, накопившихся социальных проблем и несправедливости, царящей в государстве.

Эксперт по вопросам безопасности Артур Медетбеков считает, что реальное число уехавших в Сирию людей в два-три раза выше официальных данных. Он критикует действия властей, отмечая, что для того, чтобы пресечь рекрутирование киргизских граждан, практически ничего не делается.

"Властные структуры во главе с президентом обязаны выработать четкие механизмы в этом направлении. Не нужно отписываться различными указаниями на бумаге, необходимо выделять спецсредства на эту борьбу. Важно разработать и внедрять в жизнь специальную программу, направленную против чуждой идеологии. У нас на практике все сопровождается пустой болтовней, ни одного конкретного дела. Мы же видим, что усилия спецслужб в борьбе с экстремистскими, террористическими организациями сегодня просто недостаточны".

До сих пор остается неизвестным то, кто и как агитирует этих ребят отправляться на "джихад". Вместе с тем, из-за отсутствия визового режима между Кыргызстаном и Турцией властям не удается даже приблизительно определить число верующих, отправляющихся в Сирию.

В настоящее время в СИЗО ГКНБ находятся 25 киргизских граждан, вернувшихся из Сирии и подозреваемых в попытке совершения терактов на территории Кыргызстана. По словам экспертов, если киргизские власти не предпримут конкретного противодействия опасному явлению, в будущем Кыргызстан может столкнуться с серьезными проблемами в вопросах национальной безопасности.

А пока в аэропорту Оша усилен контроль над пассажирами, летающими по маршруту Ош – Стамбул – Ош. Особенно тщательно проверяются рейсы, прибывшие из Стамбула. Ведь какого опыта и в каких странах набрались некоторые "туристы", неизвестно.

Шохрух Саипов

31.05.2014

Источник: Фергана