Опасная религиозно-политическая ситуация, сложившаяся в Кыргызстане, особенно в южных регионах, определяется целым рядом внутренних конфликтогенных факторов, среди которых эксперты чаще всего выделяют политические, социально-экономические, миграционные, этнические и собственно конфессиональные. Слаборазвитая и малонаселенная Киргизия, ресурсы которой весьма ограничены, а угроза со стороны исламских экстремистов нарастает буквально с каждым днем.

"Сейчас мы имеем дело с новым феноменом - мобильными интернациональными группировками, которые готовы проникать в любое государство для "раскачивания лодки". Конфликт в Сирии показал интересную тенденцию: "Хизб ут-Тахрир" может идти на сближение с "джихадистскими" формированиями, с которыми они ранее дискутировали. Значит, существующие в Кыргызстане ячейки "Хизб ут-Тахрира" и "джихадистские" группы имеют реальный шанс на сближение", - говорит директор аналитического центра "Религия, право и политика" Кадыр Маликов, который уже несколько лет выступает с предостережениями о радикализации ислама в Кыргызстане.

Едва ли не главной проблемой является не столько кризис и экономический спад, сколько угроза мусульманского фундаментализма в его крайней, наиболее экстремистской воинственной форме. Повсюду вслед за напористыми исламскими радикально-настроенными пропагандистами и боевиками идет вербовка людей, и соответственно торговля ими, а также продажа оружия и наркотиков. Но что будет дальше? Как быть простым кыргызстанцам? Они с опасением взирают на грозящую им опасность от исламских радикалов, активизирующихся на их земле.

Опасная религиозно-политическая ситуация, сложившаяся в Кыргызстане, детерминируется, как уже отмечалось, целым рядом внутренних конфликтогенных факторов. Ни для кого не секрет, что система управления Кыргызстана носит отчетливо выраженный клановый характер, повсюду фиксируется безработица, бедность значительной части населения и ощутимый разрыв в уровне жизни между различными социальными группами. К укреплению базы радикального исламизма ведет и спадающая демография, сопровождающаяся массовой стихийной миграцией из горных и предгорных районов в равнинные, из сельской местности в города и пригороды, а оттуда в другие государства: Россию, Турцию и др.

По статистике 1580 кыргызстанцев незаконно выехали за рубеж для получения религиозного образования, из них, около 216 прошли обучение и 137 получают образование в религиозных центрах Пакистана, 433 обучаются в КСА, 287 в Египте, 4 в Кувейте, а остальные выехали в Сирию обучаться "ремеслу" террора. Итог – появление значительного слоя маргинальной молодежи, наиболее подверженной влиянию идеологов радикального ислама. Параллельно в республике идет сокращение образования и развития науки на русском языке. Эта политика, где более открытая, а где стыдливо завуалированная, в общем и целом ведет к увеличению массовой эмиграции не титульного населения и соответственно к ослаблению системы администрации, менеджмента во всех сферах хозяйства и культуры.

Люди издавна искали смысл своей жизни, пытались найти свой путь к Богу и это вполне естественно. В священной книге мусульман Коране, также как и в Библии, отсутствуют призывы к религиозной нетерпимости или насилию по отношению к представителям других конфессий, религиозных течений и даже атеистам. Признается, что Бог един и человек имеет право сам выбрать себе веру, главное – следовать заповедям Всевышнего и вести праведный образ жизни.

Однако религиозный экстремизм опасен для существования Кыргызстана как государства. Это уже давно вопрос национальной безопасности. И шутить с этим нельзя. Слишком опасные это игры.

Валерия Голованова

02.01.2015

Источник: ЦентрАзия

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1420177020