Вопросы религиозного экстремизма и межнациональной нетерпимости в Центральной Азии сегодня стоят особо остро. Эксперты предрекают: в преддверии и парламентских, и президентских выборов в Кыргызстане политики в погоне за голосами будут использовать эти факторы.

В Бишкеке прошел международный симпозиум на тему: "Экстремизм и такфиризм как угроза современному обществу: причины и пути решения". Теологи отметили, что угроза терроризма обороты не сбавит, и ситуация со временем только усугубится. "Идеология экстремизма культивируется за счет низкого уровня образования, отрицания культуры, истории, традиций, обычаев, а также политизации религиозного вопроса. В мире растут межрелигиозные и межконфессиональные конфликты. От ударов экстремизма и терроризма страдают как богатые, так и бедные страны. Те, кто совершает это, всего лишь прикрываются исламом, хотя их цели не имеют ничего общего с религией", - считает председатель Комитета по делам религий Казахстана Галым Шойкин.

Реальность такова, что под флагами террористических организаций, того же ИГИЛ, объединяются группы людей из самых разных стран. Не только мусульманских, но уже и европейских, где подавляющее большинство населения не исповедует ислам. Идеологам терроризма за сравнительно короткий срок удалось внести раскол как между традиционными конфессиями, так и внутри них.

"Нужны меры как внутри государства, так и между ними. Противостояние угрозам требует международной кооперации. Однако пока говорить о кооперации и совместных усилиях рано, поскольку между государствами идет противостояние. Необходимо повышать религиозную грамотность", - предложил Галым Шойкин.

С ним согласен муфтий России Равиль Гайнутдин. Он призывает защищаться от террористов не оружием, а знаниями. "Идеология тотального отрицания и нигилизма, навязываемая мусульманам сегодня, кардинально противоречит законам ислама. Она несет угрозу всем мусульманам и человечеству в целом. Общественный консенсус и диалог должны поставить заслон этим угрозам", - сказал он.

Светское vs религиозное

Теолог Кадыр Маликов отмечает, что Кыргызстан, так же как и весь исламский мир, столкнулся с силами, которые угрожают всем мусульманам, а события, происходящие в ряде арабских стран под прикрытием религии, направлены на дискредитацию верующих. "Есть третьи силы, которые хотят реализовать свои интересы с помощью террористических организаций и религии. Но даже само слово "ислам" переводится как "мир". Есть и те, кто противопоставляет светское религиозному", - добавил Кадыр Маликов.

Он привел в пример недавний инцидент в Кара-Суу, когда учительница не пустила на занятия девочку в хиджабе.

"По шариату хиджаб предназначен для девушек, достигших половой зрелости, совершеннолетия. Ни школа, ни государство не должны обязывать надеть или снять его. Запрет на ношение хиджаба ведет к радикализации общества. Неизвестно, куда пойдет эта девочка и какие знания получит", - считает эксперт.

Кадыр Маликов согласен с тем, что Кыргызстан - светское государство, но в то же время рекомендует не запрещать тем, кто исповедует ислам, соблюдать его каноны. Поскольку те, кого сейчас изгоняют из светских учебных заведений за ношение платков или других атрибутов мусульманской одежды, априори становятся нужной жертвой для радикалов.

Из любви к искусству

Однако сами жители юга, которых обвиняют в чрезмерной религиозности, с утверждениями экспертов не согласны. По их мнению, аналитики сильно преувеличивают влияние религии в этой части Ферганской долины. На юге КР не отрицают, что верующих много, но это не означает, что все они оголтелые фанатики.

"Есть вероятность, что вновь пытаются разжечь межнациональный конфликт, но не религиозный. Объективных предпосылок нет, но любая провокация, призыв некоторых "народных" лидеров к оружию может вспыхнуть искрой. В предстоящей предвыборной кампании все, подчеркиваю, все партии будут использовать "патриотический" фактор, все будут говорить о любви к родине, ее защите от внутренних и внешних врагов. Это будет главный козырь в агитационной кампании. На этом фоне не исключено, что кто-то зайдет в патриотическом пылу за черту недозволенности, что может привести, как минимум, к локальным погромам и насилию по отношению к представителям национальных меньшинств. Игра на национальном самосознании, ура-паториотизме - слишком простое и дешевое оружие для достижения определенных целей", - говорит журналист Эгамберды Кабулов.

В его словах есть своя логика. Политорганизации уже начали, правда, пока еще в мягкой форме, предвыборную кампанию. Одна из них даже провозгласила своей идеологией "гражданский национализм". "Что это такое, никто толком ответить не может. В том числе и сами партийцы. Они лишь заученно твердят: мол, не стоит воспринимать слово "национализм" негативно, это всего лишь любовь к родине и своему народу. Но ведь общеизвестно - ничего хорошего под националистическими лозунгами и знаменами в мировой истории не произошло. Нет гарантии, что не найдутся те, кто любовь к родине понимает более радикально. Есть еще один фактор, который позволяет говорить о возможности разжигания конфликтов, но уже при помощи извне. Сейчас НПО, финансируемые Западом, слишком активно стали обучать журналистов на всевозможных семинарах по "освещению межнациональных конфликтов". То же самое было и перед июньской трагедией 2010 года", - напоминает Эгамберды Кабулов.

Он считает, что такие конфликты, особенно замешенные на межнациональной почве, нужны как один из инструментов дестабилизации обстановки в стране. "Но их минус в том, что ими, когда они разрастутся, тяжело управлять и гасить, когда цель уже достигнута и необходимо новой власти наводить порядок. Тогда и нужна пропагандистская машина для смягчения ситуации, снижения напряжения. Не секрет, что Запад не устраивает пророссийская политика нынешних властей, конкретно - вступление страны в ЕАЭС. Новый парламент, где будут заседать нынешние оппозиционеры с прозападными взглядами, мог бы повернуть вспять интеграционные процессы или хотя бы не дать им развиваться. Учитывая то, что пропагандистская машина нынешних властей и не скрипит, и не едет, можно организовать небольшой конфликт, обвинить власти в бездействии, запустив свою хорошо смазанную технику масс-медиа, и решить задачу прихода к власти послушных людей. А там недалеко до проведения референдума, ограничения власти президента с передачей его полномочий премьеру, а учитывая, что правительства меняются в среднем раз в полтора года, то и чехарда со сменой лидера государства станет перманентным явлением", - предположил Эгамберды Кабулов.

Он также усмотрел определенные силы, которые заинтересованы в установлении протектората в государстве. Ведь руководить извне "железной рукой" легче там, где бесконечные правительственные кризисы, а власть сменяется раз в пятилетку.

Ветряные мельницы

Предотвращать межнациональные и межрелигиозные противостояния – прямая обязанность спецслужб. Однако чем заняты чекисты – известно. Правозащитники и адвокаты на юге бьют тревогу по поводу необоснованных арестов верующих. По их словам, достаточно иметь в доме хоть одну книжицу или брошюру на арабском языке, уже можно угодить за решетку. Правозащитники сообщили, что на днях на шесть лет осужден житель Кара-Суу - за хранение так называемой запрещенной литературы. Заключение выносили сотрудники Госкомиссии по делам религий. Но имеют ли они соответствующий уровень компетенции, чтобы давать оценку труду, написанному арабской вязью? Правозащитники утверждают, что нет.

В "Бир дуйно" отмечают, что в КР нет ни одной организации, имеющей лицензию на религиоведческую экспертизу, а ГКНБ борется с мифическими угрозами. По их словам, экспертные оценки дают преподаватели иностранного языка, не имея теологического образования. На основании их заключений люди попадают на нары.

На дефицит экспертов должного уровня жалуется и глава Госкомиссии по делам религий Орозбек Молдалиев. По его словам, даже имеющиеся в штате ведомства специалисты очень загружены. И зачастую спецслужбам приходится за экспертизой обращаться к …частникам.

Еще в декабре 2014 года по итогам аттестации священнослужителей Орозбек Молдалиев говорил, что у большинства имамов нет даже среднего специального религиозного образования.

По его словам, многие показали низкий уровень знаний. "Как выяснилось, высшего светского образования у многих нет и религиозного высшего нет. Ни у одного имама нет высшего религиозного образования. И среднего специального, оказывается, у многих нет. У имамов есть справки, что они где-то сертификаты получили, какие-то курсы заканчивали", - пояснил Орозбек Молдалиев.

Чиновник посетовал, что некоторые имамы даже пятничный намаз не могут на должном уровне провести. "Даже среди тех, кто оканчивал медресе, такие факты наблюдаются. Рассказывали, что один имам заканчивал обучение в Бухаре еще в советское время и с тех пор не пополнял свои знания, не повышал уровень", - добавил чиновник.

За ценой не постоят

Аналитические выкладки экспертов не внушают оптимизма. Получается, что в Кыргызстане низкий уровень образования, отсутствие идеологии изначально благоприятствуют появлению нечистоплотных политиков, готовых ради теплого кресла пожертвовать безопасностью страны и разыграть межэтническую или межрелигиозную карту, прикрываясь любовью к отчизне или глубокой набожностью. На чувствах верующих играют как отдельные депутаты, так и члены кабмина. Власть имущие всячески пытаются угодить адептам религиозных конфессий. Всегда находятся деньги и участки на строительство мечетей и медресе. Школу или детский сад построить не торопятся. Ведь ученики и дети - не электорат и на выборах голосовать за политика не пойдут. А вот прихожане - совсем другое дело.

Дарья ПОДОЛЬСКАЯ, Махинур НИЯЗОВА

21.04.2015

Источник: ИА "24.kg

Кыргызстан: Исламские детсады множатся на фоне роста спроса на религиозное образование

По мере роста числа соблюдающих мусульман в Кыргызстане становятся все более популярными исламские детские сады. Светская часть общества со все большей неприязнью относится к растущей в стране религиозности, включая появление религиозных дошкольных учреждений .

Феруза отворила двери двухэтажного дома без каких-либо табличек и надписей в пригороде Бишкека и, стараясь производить как можно меньше шума, провела для представителя EurasiaNet.org экскурсию по этому зданию, которое в интернет-форумах хвалят как "исламский детский сад".

"Директор и замдиректора сейчас совершают намаз, – прошептала Феруза, работающая воспитательницей. – Здесь молятся все мусульмане старше трех лет".

Данный работающий без лицензии детский сад под названием "Бутуз" является одним из учреждений дошкольного образования, старающихся компенсировать дефицит государственных детсадов в Кыргызстане, при этом также удовлетворяя растущий спрос на религиозное образование. По информации с одного бишкекского онлайн-форума, в городе как минимум пять таких садов, находящихся на полуподпольном положении. Чиновники из Министерства образования не смогли ответить на вопросы по поводу этих учреждений и их количества, но отметили, что их работа нарушает светские государственные стандарты образования Кыргызстана.

Во время тихого часа в один из недавних будних дней малышей мужского и женского пола отвели спать в раздельные помещения. Воспитательница, на вид сама почти ребенок, тем временем готовила свекольный суп.

"Дети учат арабский, кыргызский, русский и английский. Даже русские родители записывают своих детей в наш сад, – отметила Феруза, которой сейчас 21 год. Волосы ее были прикрыты исламским платком, и она отказалась назвать свою фамилию. – Они [русские дети] не молятся, но родителям нравится, что здесь порядок. Нет телевизора. Нет танцев".

В Кыргызстане, где по закону граждане от 7 до 17 лет имеют право на получение бесплатного образования, ощущается острая нехватка детсадов. На данный момент в республике функционируют около 700 садов, четверть которых являются частными. Чтобы создать условия для прохождения всеми детьми страны дошкольного обучения, правительству нужно будет открыть еще как минимум 1,5 тыс детских садов, сообщили в парламенте 8 апреля чиновники Министерства образования. На том же заседании депутаты приняли закон, предоставляющий частным садам определенные налоговые льготы, чтобы подстегнуть рост данного сектора. Сады, обращающиеся за лицензией на осуществление деятельности, теперь больше не должны будут получать разрешительные свидетельства, касающиеся соблюдения санитарных и противопожарных норм.

Но в стране, где часто считается, что светские и религиозные нормы противоречат друг другу, а также учитывая появление подготовленных ИГИЛ видеозаписей, на которых якобы показано, как дети из Центральной Азии получают образование и проходят подготовку в лагерях террористов в Сирии, власти относятся к учреждениям вроде сада "Бутуз" более чем прохладно.

"Такие детсады не были и не могли быть зарегистрированы. В наших списках их нет, – сказала EurasiaNet.org Айгуль Камалова, специалист по дошкольному образованию в Министерстве образования. – Каждый частный сад должен представить план с подробной информацией касательно устава и целей данного учреждения. Учреждения, где дети читают Коран, не отвечает стандартам министерства".

Она добавила, что министерство пользуется "всеми каналами связи" с целью убедить родителей отдавать детей исключительно в лицензированные сады. Ежемесячная плата в саду "Бутуз" составляет $100, что немного меньше, чем в обычных частных учреждениях.

По словам одного мужчины, трое детей которого ходят в "Бутуз", Кыргызстану нужно больше подобных детсадов. "Директора говорят нам, что им звонят власти [с угрозами закрыть сад], но когда власти сами посмотрят на сад, они понимают, что это хорошее место", – отметил этот человек, назвавшийся Канатом и сообщивший, что считает себя представителем среднего класса. – Воспитатели здесь относятся к детям с любовью и лаской, но могут быть и строгими, если нужно. Мы знаем, что еда здесь хорошая и халяльная. Изучая хадисы, наши дети становятся более послушными и менее избалованными.

Феруза, воспитательница из "Бутуза", отказалась подтвердить или опровергнуть информацию о давлении со стороны властей, но с трудом согласилась открыть двери сада незнакомому человеку.

Наличие напряженности между исламом и государством в Кыргызстане – не новость. В 2011 году разразился скандал по поводу открытия молельной комнаты в парламенте. Представители гражданского общества заявили, что наличие этой комнаты является нарушением светской конституции страны. А в апреле этого года президент Алмазбек Атамбаев подвергся критике за инициирование постройки мечети в честь жертв произошедшего пять лет назад восстания, в результате которого он и его соратники пришли к власти.

Также разгорелись споры относительно незаконной парковки машин растущим числом людей, собирающихся на пятничный намаз в главной мечети Бишкека. По словам жителей района, законы, судя по всему, к верующим не относятся.

Один бишкекский студент по имени Адыл считает, что угроза со стороны исламских радикалов часто преувеличивается, но признает что то, насколько быстро и глубоко люди уходят в религию, пугает светски настроенных граждан.

"У меня был друг, работавший в одном сотовом операторе. Он буквально вмиг стал очень религиозным. Бросил работу, т.к. сотовая компания ввела систему кредитования, которая, по его словам, нарушает законы шариата, – сказал Адыл. – Теперь он водится только … с серьезными мусульманами, и мы почти не разговариваем. Такое впечатление, что они пытаются компенсировать все те годы, когда у нас не было ислама".

Крис Риклтон является независимым журналистом, специализирующимся на освещении центральноазиатских событий.

Крис Риклтон

21.04.2015

Источник: russian.eurasianet.org