Исторически Ислам дал импульс к государственному строительству на основе религиозной основе, а не национальной. Это системы - халифата, эмирата, имамата. И на сегодняшние вопросы, путей развития, политические исламские движения от умеренных до радикальных стараются искать свой ответ с 70 -х годов. Неудавшийся эксперимент построения государственности на основе коммунизма, национализма, неолиберальных ценностей на мусульманском Востоке, открывает путь к поиску своего национального пути, эксперимента по строительству государства. Как например, опыт исламской революции ИРИ в 1978 г., демократические выборы в Турции в 2003 г., в Тунисе в 2012 г., когда к власти пришли умеренные мусульмане со своей программой и признающие национальное государство, светскость, демократию. И неудавшуюся попытку в Египте в 2011 г. И наконец появление ультра радикальных групп, в том числе ИГИЛ на фоне гражданской войны в Сирии и Ливии по сути уничтоживших эти национальные государства при помощи некоторых стран.

Прогнозы же о появлении умеренного исламского фактора на выборах в Кыргызстане как самостоятельной силы, а значит новых идей, не оправдались ввиду схожего интеллектуального кризиса внутри самой мусульманской общины, маргинализации. И если рассматривать теоретически то, умеренные мусульмане не готовы к политической и социальной ответственности, нет единства, нет интеллектуалов как класса, харизматичных лидеров. Нет видения пути развития в рамках национального государства. Традиционное же духовенство ограничивается рамками обрядов - намаза, хаджа и орозо. Чего не скажешь о радикальных течениях.

Запрещенная экстремисткая партия Хизб ут тахрир, имея хоть, какую-то идеологию, переживает внутренний интеллектуальный кризис и столкнулась с реальным конкурентом в лице ИГИЛ. И если Талибан, ИДУ, ИДВТ в своих конечных целях, привязаны к территориям Афганистана, Узбекистана, Синьцяна, то ИГИЛ не имеет ни национальной, ни региональной привязки к нации или территории. Однако Хизб ут Тахрир на территории ЦА возможно будет проигрывать террористической ИГИЛ по всем направлениям, а ее члены уходить в более радикальные такфиритские группы.Тем более все это происходит на фоне вопросов о запрете хиджаба, критики бороды, численности мечетей, давления, запрещения (пример единственного политического ислама в ЦА в лице ПИВТ в Таджикистане). Молодежь подталкивают идти в ИГИЛ.

Имея до десяти миллиардов долларов, финансовые ресурсы ИГИЛ постоянно восполняются разными путями, включая рэкет, контрабанда нефтепродуктами, рабство, оружие. Также постоянно пополняющиеся человеческие ресурсы путем вербовки новых рекрутов в ИГИЛ, амбиции в отношении ЦА, сильная мотивация, идеология, успешная тактика, методы в борьбе с регулярными армиями Ирака и Сирии, делают данную организацию самой успешной и одновременно опасной для стран ЦА.

Война с терроризмом может быть очень трудной, затяжной и тяжелой. Новые угрозы связаны с изменениями происходящих внутри самих радикальных движений, появление новых методов и апробирования опыта перенесенного с Сирии, Ливии и Ирака в страны ЦА. Большую роль в этом играет именно идейный фактор, прежде всего в призыве к справедливости, социальном равенстве, идейности. Одновременно стремлении деморализовать военных, использование современных средств пропаганды, вербовка молодежи в свои ряды, подкуп. Не секрет, что число поддерживающих ИГИЛ растет.

Высокий уровень недоверия к политикам, и олигархам, борющихся за власть, коррупция, слабость и нехватка компетентных кадров, разыгрывание региональной карты - есть внутренние угрозы для государства.

В случае, если политическая ситуация выйдет из под контроля, то необходимо идти на опережение и готовиться к худшему варианту событий. Эти угрозы, должны изменить укоренившийся взгляд на Ислам, который может выступить альтернативой идеологии терроризма. Но вопрос, насколько готово общество и сами мусульмане к дискуссии об умеренном политическом Исламе (без такфиризма и насилия)?

Также повышения роли, ответственности вооруженных сил страны, в первую очередь среди самих офицеров. Здесь важно не только материально-техническое укрепление армии, повышение зарплат, социальная поддержка, модернизация структуры, но и идейная и религиозная составляющая, которая мотивирует каждого солдата и офицера на защиту страны от фитны.

Примеры истории показывают, что только армия (пока не разложившаяся морально) в решающий момент, берет инициативу и препятствует полному распаду государства и хаоса. Но готова ли завтра армия в такой ситуации выступить гарантом безопасности всех граждан страны и государства?

Кадыр Маликов, Бишкек

03.09.2015

Источник: ЦентрАзия