В Душанбе прошли первые обсуждения проблемы национального секуляризма и религиозного фактора в условиях светского государства. Вопрос лишь в том, где заканчиваются границы светских отношений в условиях, когда большая часть общества в Таджикистане считает себя мусульманами?

Спустя 20 лет после официального признания Таджикистана в качестве светского государства, вопрос роли и места религии в обществе остается открытым. Идеологи правительства Таджикистана уверены, что Ислам должен быть отделен от радикализма, хотя признаются, что методы применения этой идеи порой приносят противоположные результаты.

На первом заседании Общественного совета Таджикистана, возглавляемого президентом Эмомали Рахмоном, в членство которого входят 86 политических и общественных организаций страны, участники решили, в первую очередь определиться с термином "национальный секуляризм".

Камар Нурулхаков, зампредседателя организация "Ал-Ханафия" уверен, что исламизация современного общества в Таджикистане в реальности "арабизирует" население страны. Эта категория людей, в результате, попирает национальные ценности: "Именно национальный модуль и секуляризм государства позволят отделить Ислам от радикализма и терроризма", уверен он.

В то время, как последователи радикального Ислама не признают существование нации, на заседании общественно-политических объединений под названием "Национальный секулярзим и религиозный фактов в условиях светского государства, состоявшийся в Душанбе 27 августа при поддержке ОБСЕ, прозвучала мысль о том, что Таджикистан должен выработать собственную модель сохранения светского государства.

Саидмурод Фаттохзода, помощник президента Таджикистана по социальному развитию заявил, что Общественный совет и эксперты должны выработать отдельную программу укрепления светских норм государства: "Глава государства всегда подчеркивает что религия должна стать важным средством укрепления единства и сплоченности, способствовать развитию общества, а не средством вражды и разделения людей. В современном таджикском обществе появились признаки радикального ислама. Радикализм становится на пути демократического развития общества. Таджикистан имеет собственные примеры взаимоотношений государства и общества. Примером тому является свободная деятельность ПИВТ, которая не имеет аналогов в регионе Центральной Азии". Эксперты уверены, что радикализация общества ставит под угрозу стабильность Таджикистана и национальную государственность страны.

Муродали Давлатов, директор Центра изучения Ислама уверен, что события, происходящие в Сирии, Ливии, Ираке и Афганистане, называемые "джихадом" или "борьбой за Ислам", были организованы зарубежными странами. Эта тенденция, по его словам, угрожает национальной государственности этих и других стран мира: "Порой путают термины секуляризм и атеизм. Но суть этих событий не в атеизме и не в секуляризме, а в безразличности к религии и атеизму и в препятствовании политизации этих двух тенденций. В концепцию национального секуляризма вложен смысл таких понятий, как нация, национальная интерпретация атеизма и национальное значение религии. Я это понимаю именно так", сказал он.

Однако ряд экспертов в корне не согласны с терминологией "светскость и национальный секуляризм". Саймуддин Дустов, глава аналитического центра "Индем" считает этот термин выдуманным и не существующим в мировой практике. "У Мухиддина Кабири на этот счет своя трактовка, у Эшона Нуриддинджона – своя, у Муродулло Давлатова – своя. Эти споры напоминают известную юмореску, когда псевдоученый пытался скрестить арбуз и надувной шарик, чтобы арбуз стал легким на вес. В действительности, эти споры не имеют ничего общего с наукой и направлены против национальных интересов", сказал Дустов.

Эксперты считают, что в Таджикистане процесс исламизации общества усилился в период с 2000 по 2008 годы, а во главе этих тенденций стояли влиятельные в обществе религиозные деятели. Тогда правительство решило обуздать ситуацию и объявило в Таджикистане 2009 год "Годом Великого Имама", подчеркнув, что таджики являются последователями Ханафизма, самого многочисленного течения суннитского Ислама. Однако, взятая на вооружение государственными СМИ и правоохранительными органами кампания против, мул, занимающихся, по их мнению, неблагородными деяниями, разоблачения религиозных деятелей, предлагающих секс под ширмой нетрадиционного лечения, вызвало критику в отношении политики властей. Критики уверены, что подобное однобокое отношение к религии и религиозным деятелям может в будущем сыграть злую шутку.

Фарход Милод

27.08.2014

Источник: Радио Озоди