Вовлеченность молодежи Согдийской области в радикальные организации и движения, участие почти 20 юношей селения Чоркишлок Исфары в войне в Сирии сделали этот регион известным.

Пресс-служба прокуратуры Согдийской области заявляет, что с конца сентября по сей день в регионе задержано почти 50 жителей северного региона за принадлежность к террористическим партиям и организациям, а также за стремление участвовать в войне в Сирии.

Суд Худжанда недавно приговорил к длительным срокам, от 9 до 19 лет заключения,11 членов такой группы во главе с ее лидером Мансуром Бобоеровым – жителем Саразм Панджакентского района. Судья суда города Худжанд Шухрат Ахроров говорит, что члены этой группы намеревались отправиться на войну в Сирию. Но, по утверждению суда, перед тем, как отправиться в Сирию, члены группы намеревались осуществить ряд вооруженных нападений на родине.

"Мансур Бобоеров на суде заявил, что они планировали нападение на тюрьму Панджакент, чтобы освободить по их словам, невинных заключенных. Сначала они хотели напасть на войсковую часть в Панджакенте, чтобы завладеть оружием. Затем, чтобы отрезать путь правительственным войскам из центра, они должны были взорвать перевал Анзоб".

УВД Согдийской области еще в июле нынешнего года объявило, что 87 жителей региона объявлены в розыск по обвинению в причастностик экстремистским организациям Исламское движение Узбекистана (ИДУ), Ансорулло, Джундулло и других. По словам начальника УВД Согда Шарифа Назарова, по их сведениям в настоящее время 24 согдийские женщины вместе с 34 детьми находятся вместе со своими мужьями в террористических лагерях за рубежом ".

По наблюдениям, вовлечение согдийской молодежи в радикальные движения началось 15 лет назад. В конце 21 века возросло число последователей запрещенной партии "Хизб-ут - тахрир" в Худжанде и его окрестностях, позже ИДУ, и теперь - в организацию "Ансорулло". Но почему именно молодежь северных регионов РТ больше всего вовлекается в подобные движения?

По мнению эксперта в области региональной безопасности Неъматулло Мирсаида, причина в религиозном мировоззрении жителей. "В Согдийской области развивается исламская демократия. Поэтому здесь присутствуют дискуссии и споры, есть возможность доступа к различным течениям попадания молодежипод их влияние".

Расположение Согдийсокй области в перенаселенной Ферганской долине в соседстве с Узбекистаном и Кыргызстаном, массовая безработица и повальная трудовая миграция местного населения, по его мнению, создают благоприятные условия для вовлечения неимущих слоев в новые религиозные течения.

Адвокат Файзинисо Вохидова отмечает, что Согд оказался под заметным  влиянием тайных религиозных школ Намангана и Андиджана еще с конца 80-х годов прошлого столетия. "Наши люди ездили в Наманган и Андиджан обучаться религии. Нынешнее поколение, конечно, знает, что их родители обучались в тех регионах религиозному праву, но сегодня они завлекают нашу молодежь, пользуясь их неграмотностью в террористические движения".

По словам Вохидовой, идеи Хизб-ут-тахрир распространились в Согде в начале 21 века из Узбекистана, прежде всего среди узбекскоязычных жителей Согдийской области.

Кроме того, некоторые лидеры ИДУ, в том числе и Расул Охунов долгое время жил и пропагандировал свои идеи в Согде. Он вместе с двумя напарниками, которых называют главными подозреваемыми в убийстве местного баптиста в 2006 году, были убиты в Оше, Кыргызстане в ходе совместной операции узбекских и кыргызских силовиков. Преследования, аресты и убийства десятков активистов Хизб-ут-тахрир и ИДУ ограничили их деятельность в Таджикистане и и теперь они собираются в России.

Прокурор Согдийской области Шариф Курбонзода отмечает появление на сцене в Таджикистане за последние годы таких организаций как "Джундулло" и "Ансорулло", которых называют ветвями того самого ИДУ. По его словам, лидеры ИДУ из-за рубежа дали команду свои сторонникам вести деятельность в Таджикистане под другим названием.

С точки зрения местных обозревателей, безработица и отсутствие правильных исламских пониманий являются главными причинами вовлечения молодежи в экстремистские течения.

31.12.2014

Источник: rus.ozodi.org