Затишье в постсоветской Центральной Азии, наблюдавшееся несколько лет, оказалось иллюзорным - с начала этой недели теракты буквально сотрясают Узбекистан. В результате погибли более 20 и ранены порядка 30 человек. Хроника событий, начавшихся в ночь с 28 на 29 марта и продолжившихся 30-го, позволяет судить о некоем сценарии, по которому действовали террористы, и который, как отмечают профессионалы, пока еще полностью не реализован. Поэтому есть вероятность новых взрывов.

Характер же случившегося свидетельствует, что за акциями скорее всего стоят представители бывшего Исламского движения Узбекистана (ИДУ), которое теперь переименовано в Исламскую партию Туркестана (ИПТ). В частности, это не исключают в Антитеррористическом центре (АТЦ) СНГ. Представитель этой спецструктуры напомнил "НВО", что пять лет назад, в феврале 1999 г., в Ташкенте была совершена серия терактов, в результате которых погибли 20 человек. Тогда в причастности к ним обвинили именно ИДУ. Эта организация входит в число других пятнадцати, признанных Россией, террористическими. Имеются сведения о связи ИДУ-ИПТ с международной террористической организацией "Аль-Каида". Целью ИДУ-ИПТ является создание на территории Центральной Азии так называемого исламского халифата, ядром которого должна стать Ферганская долина. Поэтому именно Узбекистан является стратегическим объектом деятельности международных террористов.

Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа, в эти дни совершающий турне по странам Центрально-Азиатского региона, заявил в Бишкеке, что случившееся говорит "о попытках дестабилизировать обстановку в регионе".

Ситуация в Узбекистане и в самом деле мгновенно отозвалась во всем регионе. В соседних республиках - Казахстане, Киргизии и Таджикистане - ряд силовых ведомств, и прежде всего пограничные войска, сразу же были переведены на усиленный режим несения службы. Особенно в Киргизии, в которой о боевиках ИДУ-ИПТ знают не понаслышке: в Бишкеке хорошо помнят события 1999 и 2000 гг., когда в горах на границе с Узбекистаном пришлось уничтожать крупные банды экстремистов, насчитывающие сотни человек, и освобождать захваченных ими заложников. Поэтому там на границу направлены дополнительные силы.

По версии генерального прокурора Узбекистана Рашида Кадырова, события развивались так. Сначала прогремел взрыв в одном из частных домов Ромитанского района Бухарской области. Это произошло 28 марта в 22.00. Из-под завалов извлекли 10 трупов. Почти одновременно в Ташкенте были совершены нападения на сотрудников милиции: несколько стражей порядка убиты, их оружие захвачено. А утром возле рынка "Чорсу" прогремело два взрыва. Действовали смертницы. В результате терактов погибли 9 человек (из них 6 милиционеров), а из 21 раненого 11 оказались сотрудниками милиции.

В стране были приняты беспрецедентные меры безопасности. Все въезды и выезды из Ташкента заблокированы. В городе закрылись рынки, школы. Прекращено движение автобусов и пригородных поездов. Усиленные наряды милиции и военнослужащих тщательно досматривали все хоть чуть подозрительные автомобили и прохожих.

Однако 30 марта теперь уже в Бостанлыкском районе Ташкентской области был совершен новый теракт - у поста ГАИ был подорван микроавтобус (трое милиционеров погибли, шестеро ранены). Причем произошло это в непосредственной близости от плотины Чарвакского водохранилища. Плотина является объектом стратегической важности: по оценкам некоторых специалистов, в случае ее разрушения затопленным может оказаться весь Ташкент. Во вторник силы правопорядка республики вели бой с несколькими забаррикадировавшимися в частном доме террористами. Позже МВД Узбекистана заявило, что 20 боевиков подорвали себя в этом доме. В то же время был взорван начиненный взрывчаткой автомобиль в окрестностях столичного жилого квартала Юнусабад вблизи узбекско-казахстанской границы.

Обвинение в терактах пало на международную мусульманскую террористическую организацию "Хизб-ут-Тахрир" (ее штаб-квартира находится в Иордании на нелегальном положении), которая, как полагают местные следователи, может быть связана с ваххабитами.

Политики и эксперты называют несколько причин, почему именно в это время случилась волна насилия в Узбекистане. Анализ их оценок позволяет сделать вывод, что теракты спровоцированы не только внутренним положением дел в республике, "режимом Ислама Каримова", который год от году "закручивает гайки" своего правления, но и общей активизацией террористических организаций по всему миру (достаточно вспомнить о терактах в Москве и Испании).

Сам Каримов заявил, что акции планировались заранее, очень тщательно, и за всем этим видна рука международного терроризма. В этом смысле местные власти в очередной раз пропагандируют уже известную версию о том, что исламисты, спланировавшие и осуществившие теракты, пытаются таким образом "наказать" Узбекистан за содействие США в войне в Афганистане. Поводом же мог стать недавний факт ранения в Пакистане тамошними спецслужбами лидера ИДУ-ИПТ Тахира Юлдашева.

В то же время большие жертвы среди сотрудников правоохранительных органов и нападения на них не могут не наталкивать на определенные размышления. Сотрудник АТЦ рассказал "НВО", что в период 2000-2002 гг. Службой национальной безопасности Узбекистана были выявлены около 600 членов ИДУ-ИПТ, находившихся в рядах международных террористических организаций на территории Таджикистана, Афганистана и Чечни. Местными спецслужбами были задержаны и привлечены к уголовной ответственности более 90 человек. Кроме того, начальник Центра общественных связей (ЦОС) ФСБ полковник Сергей Игнатченко заявил во вторник, что российские чекисты в 2002-2003 гг. оказали своим коллегам из Ташкента помощь в задержании ряда граждан Узбекистана, являвшихся членами международных террористических организаций. Так, на территории России были выявлены члены упомянутой выше организации "Хизб ут-Тахрир". Один из них - некий Холмирзаев, который проходил террористическую подготовку в одном из лагерей на территории Афганистана. Впоследствии боевика экстрадировали из России в Узбекистан.

Если все это так, то по группировке ИДУ-ИПТ в начале 2000-х действительно был нанесен мощный удар, после которого она на несколько лет "затихла". Однако последние события в Пакистане и Афганистане (напомним, тамошние спецслужбы при поддержке США провели ряд эффектных спецопераций против сторонников Усамы бен Ладена) побудили экстремистов к активным действиям.

Политический же аспект состоит в том, что, по оценкам ряда наблюдателей, Каримов, с одной стороны, ведет борьбу с терроризмом внутри страны, а с другой - как бы взрыхляет для него почву, способствует пополнению рядов экстремистов. Например, запрет в республике на политическую оппозицию толкает недовольных в подполье и повышает вероятность того, что некоторые из них становятся приверженцами радикализма. Теракты с применением смертниц и самоуничтожением 20 боевиков в этом смысле говорят сами за себя. Конечно, их личности еще предстоит выяснить, но очень маловероятно, чтобы их "командировали" в Ташкент извне, ибо тамошние спецслужбы очень внимательно следят за каждым прибывающим иностранцем.

Но как бы там ни было, ясно, что события в Узбекистане куда опаснее, чем, скажем, теракты в Москве. Недовольство среди населения местными деспотическими режимами, нестабильная экономика Узбекистана и его стран-соседей могут способствовать тому, что при определенных обстоятельствах те же боевики ИДУ-ИПТ смогут добиться некоторых из своих ближайших целей, а затем прибегнуть и к насильственному изменению конституционного строя в той или иной стране. Во всяком случае новыми терактами они лишний раз подтвердили свою приверженность идее создания исламского халифата в Центральной Азии. А сторонников этой идеи, как считают эксперты, у них там сегодня немало.

Игорь Плугатарев

02/04/2004

Источник: НВО