Законность или торжество правосудия, пожалуй, самая главная ценность современного общества. Одно из главнейших условий экономического развития страны, социальной и политической стабильности. Всё очень просто: большинство выбирает власть, а эта власть принимает законы, которые одобряет большинство. Плохие ли законы в России? Это спорный вопрос.

Конечно же, стране, которая в нынешнем виде существует чуть больше 20 лет, еще есть к чему стремиться и постепенно совершенствовать свое законодательство. Но, если брать в целом, то российские законы вполне адекватны и соответствуют "духу времени". Вопрос только в другом – кто и как этими законами пользуется.

Преступления террористического характера представляют собой наибольшую степень общественной опасности из всех возможных. Учитывая попытки расширения экстремистской и террористической деятельности, власть пытается ювелирно обрезать нити, поддерживающие террор извне и разного рода пособниками, дабы слишком явно не нервировать "мировое сообщество". В большинстве регионов России это понимают. Успешные мероприятия по ликвидации террористических угроз в разное время прошли на территории Ростовской области, Краснодарского края, Астраханской области, Нижегородской области и других регионах. Активно силовики сегодня работают в Татарстане и Ставрополье. И зачастую участники бандподполья получают там по полной. Вспышки экстремизма там настолько коротки, что мы о них довольно быстро забываем. Если замечаем, конечно.

Но представители международных террористических организаций пытаются создать свои "ячейки" и в далеких от центра уголках России – на Севере и Дальнем Востоке. Экстремистские идеи проникают туда по разному: через этнические диаспоры, мигрантов из Центральной Азии, заключенных из числа экстремистов и тому подобное.

Так, в далеком 1993 году по каналам трудовой миграции во Владивосток переехал Гулямов Анваржан Мадаминович, 1967 г.р., уроженец Узбекистана. Еще перед своим отъездом, будучи на территории Ферганского ущелья, под руководством Абдували-кюри Мирзоева (одного из идеологов международной террористической организации "Исламская партия Узбекистана" в последующем переименованную в "Исламскую партию Туркестана", бесследно исчез 29 августа 1995 года), Гулямов был приобщен к "ваххабизму" и идеям создания всемирного "Халифата". Сохранив в себе веру в "светлое будущее", Гулямов прибыл на территорию Приморского края, где занялся обычным для азиатских мигрантов трудом – торговлей и строительными работами. Однако в агрессивной среде 90-х годов, где каждый крутился как мог, трудно было выживать на "чужой" территории, тем более в одиночку. В связи с этим, Гулямов развернул среди своих земляков активную религиозно-пропагандистскую деятельность, благодаря чему быстро приобрел широкую известность. 

Со временем, вполне неглупый малый установил контакты с неформальными лидером узбекской диаспоры Приморья – Нурматовым Халимжоном Арипжоновичем, 1957 г.р. и стал жить в "шоколаде". Фактически, он получил статус "духовного наставника" для всей узбекской диаспоры в городе. Организовав "черную кассу" (опять же, под религиозными лозунгами), Гулямов быстро получил возможность влиять на некоторые события в своей жизни и жизни диаспоры. Например, купил себе фальшивое удостоверение ветерана боевых действий в Афганистане и, на основании этого документа, получил во Владивостоке четырехкомнатную квартиру. Построил частный дом, в котором организовал так называемое "мусульманское общежитие". Правда в этом "общежитии" собирался либо обычный сброд, среди которого Гулямов читал свои проповеди, либо новоприбывшие нелегальные мигранты и начинающие террористы, которым требовалась легализация на территории России.

В частности, зарабатывая в России (по узбекским меркам) "бешеные" деньги, Гулямов в 2005 году приехал в Узбекистан и просто купил там новые паспорта, оформленные на несуществующие установочные данные, более, чем пятерым участникам "Ханабадского джамаата", после чего на своем автомобиле вывез их из Андижанской области Узбекистана. После прибытия во Владивосток, именно этими отбросами был сформирован "костяк" нового джамаата, который должен был стать основой будущего ваххабитского подполья Приморского края. Правда, в силу своего маргинального существования, кучка узбекских радикалов по факту никаким весомым авторитетом в городе не обладала.

Однако, найдя точки соприкосновения, в 2007 году Гулямов и Нурматов вовлекли в свой "джамаат" имама мечети Владивостока – Абдулхамитова Абдулвохида Абдулхамитовича, 1976 г.р. и, соответственно, его прихожан, среди которых было немало выходцев из Северного Кавказа, особенно – чеченцев и ингушей. Они вынуждены были приходить в эту мечеть в силу банального отсутствия других официальных мечетей в городе.

В результате объединения усилий, вербовочная работа в ряды ваххабитов началась с новой силой. Да и вообще, Гулямов старался не тратить времени зря и постоянно поддерживал контакты с забугорными радикалами – из Саудовской Аравии, Египта и других "развитых" и "благополучных" стран. При прямом посредничестве Гулямова, несколько членов его "джамаата" убыли в афгано-пакистанскую зону для участия в боевых действиях. Некоторые осели в Сирии и Египте и можно себе представить, чем они там занимались.

В свою очередь, под влиянием Абдулхамитова, сформировалась преступная группировка, в которую вошли Тимиев Мухарбек Ахмедович, 1981 г.р., Тимиев Микаил Ахмедович, 1985 г.р. и Дзейтов Тамерлан Мусаевич, 1985 г.р. – все уроженцы ЧИАССР. Абдулхамитов авторитетно заявлял молодежи, что убийство немусульман грехом не является, да и вообще – "Ребята, творите чё хотите". Результатом такой пропаганды явилось то, что молодые люди встали на преступный путь. Стали заниматься разбоями и нападать на иностранных граждан, с целью материального обогащения. Разбои совершались безбашенно и с кровопролитием. Так, бандитами был бессмысленно убит продавец магазина сотовых телефонов, а 6 марта 2009 года было совершено разбойное нападение на граждан КНР, в результате чего один был убит, еще трое получили ранения. Огнестрельное ранение даже умудрился получить один из налетчиков – Салманов Джаватхан, которому товарищеская пуля угодила в плечо.

Противоправная деятельность вновь созданной ОПГ стала оказывать влияние на всю чечено-ингушскую диаспору, проживающей во Владивостоке. Появилась напряженность в отношениях с силовиками и все прекрасно понимали, что это может вылиться в серьезные последствия.

В связи с обострением обстановки и нарушением правил "гостеприимства", руководством местных правоохранительных органов было решено провести ряд оперативно-розыскных и профилактических мер по нейтрализации угрозы религиозно-экстремистского сообщества. В результате чего, в период с 2008 по 2009 годы сотрудниками правоохранительных органов были задержаны 12 активных функционеров так называемого "Приморского джамаата", в том числе имам-провокатор Абдулхамитов. Задержание религиозного деятеля такого уровня, конечно же, взволновало мусульманскую общину города. Отдельные ее члены, даже пытались оказать давление на правоохранительные органы и органы местной власти. Однако, благодаря грамотным, четким и выверенным мерам, силовикам удалось всех убедить, что Абдулхамитов встал на преступный путь и провоцировал мусульман к совершению преступлений террористического характера.

Отдельные экстремисты пытались "соскочить" и отсидеться в других регионах или переместиться в зону боевых действий за рубежом. Одного из таких "хитрых" узбеков – Амирова Машрабжона Адхамовича, 1978 г.р. в 2008 году силовики задержали в Тюмени, куда он перебрался из Владивостока. Далее Амиров планировал на поезде "Тюмень-Баку" добраться до Азербайджана, а уже оттуда – в афгано-пакистанскую зону. Но, увы. Паспорт гражданина Киргизии оказался поддельным и Амирова привлекли к административной ответственности за незаконное нахождение на территории России. Этого оказалось достаточным, чтобы депортировать хитрожопого кретина обратно на родину – в Узбекистан, где за участие в террористической деятельности ему впаяли 12 лет.

Проводимые мероприятия, остались бы не замеченными, если только не засветились самые активные и отмороженные участники группы Гулямова-Нурматова-Абдулхамитова. Так, 14 марта 2009 года, для проведения следственных мероприятий, сотрудники полиции прибыли по адресу проживания трех уроженцев Северного Кавказа, о которых мы уже говорили выше. Вместо того, чтобы предстать перед законом, как этого и следовало ожидать, бандюки открыли огонь по правоохранителям. После блокирования адреса (дом № 99 по улице Красного Знамени), новоиспеченные боевики возомнили себя то ли неубиваемыми Чаками Норрисами, то ли "муджахедами", о которых столько "героических" лжестраниц исписали ваххабитские сайты, что отважились дать бой спецназу. В квартире попытались сделать что-то вроде баррикад, а в один момент и вовсе жахнули из гранатомета по соседнему дому.

Спецназ сильно не торопился. Методично и не спеша уничтожали беснующих собак. После того, как в квартиру забросили гранату со слезоточивым газом, недоумки ничего лучше не придумали, как выскочить на балкон, хапнуть свежачка. Там всех троих и порешил снайпер, потратив не больше трех патронов (казенная стоимость каждого – 2 рубля). А брутальный парень с пистолетом, для пущей достоверности, проконтролил дерзких очкошников (пистолетный патрон еще дешевле).

После тушения пожара, полицейские на месте преступления обнаружили и изъяли 9 мм ПМ, пистолет-пулемет “Борз”, использованный гранатомет и боеприпасы к огнестрельному оружию. В последующем, еще два участника банды будут задержаны (Эдуард Зассеты и Джаватхан Салманов).

Боестолкновение с боевиками, да еще и во Владивостоке, приковало внимание не только отечественных, но и зарубежных средств массовой информации. Было очевидно – произошло что-то из ряда вон выходящее. Событие получило широкий общественный резонанс и осуждение местными жителями деятельности радикалов на своей территории. Почувствовав неладное, Гулямов залег на дно.

Практически год Гулямов не высовывал своего носа и очень осторожничал в общении с малознакомыми людьми. Он чувствовал, что еще немного и опера возьмут его за тощую задницу. Вместе с тем, строительство объектов предстоящего саммита во Владивостоке, спровоцировало очередную волну трудовой миграции в город. Уже с 2010 года, Гулямов активизировался и снова стал подбирать себе новых членов "джамаата". Наиболее отличились ее земляки – Холиков, Дадабаев, Мамадалиев и Рахматулаев. Новоиспеченные адепты "кружка рукоблудия имени Гулямова", распределили обязанности между собой и, по факту, преступное сообщество снова стало функционировать. Например, Дадабаев, как один из самых молодых, занимался подбором кандидатов в диаспоре, осуществлял первичную идеологическую обработку, решал вопросы с документами и размещал новоиспеченных кадетов в "мусульманском общежитии".

Осознавая, что деятельность Гулямова несет в себе угрозу общественной и государственной безопасности, в тесном взаимодействии со спецслужбами Узбекистана и Казахстана, приморские силовики провели очередной комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на нейтрализацию остатков вредоносной группировки.

В 2011 году, за нарушение правил пребывания на территории Российской Федерации, а также Кодекса об административных правонарушениях РФ, были задержаны и выдворены в Узбекистан три человека из числа близких связей Гулямова. По полученным материалам из Службы Национальной безопасности Республики Узбекистан, был доказан факт незаконного оформления и использования Гулямовым удостоверения ветерана боевых действий в Афганистане, и получения на его основании денежных компенсаций, а также, соответственно, 4-комнатной квартиры. На основании собранной доказательной базы, органы прокуратуры инициировали решение об аннулировании права собственности, реализованное в судебном порядке. В доход государства было возвращено свыше 4,5 миллионов рублей. Сам Гулямов был осужден к 14 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении по ч. 1 ст. 159 УК РФ (позже срок снижен до 8 месяцев).

Более того, сотрудниками правоохранительных органов был установлен и задокументирован факт незаконного функционирования пристроек к жилому дому, принадлежащему Гулямову, которое представляло из себя экстремистскую "общагу". Были зафиксированы неоднократные нарушения проживающими там людьми режима пребывания иностранных граждан на территории России, правил пожарной безопасности и санитарных норм. На основании представленных материалов, администрация Владивостока инициировала снос самовольной постройки.

Самого Гулямова тоже задергали, только за нарушение подписки о невыезде. Ведь Гулямов подумал, что "кафирские" законы можно не соблюдать и в их исполнении нет никакой нужды. Он глубоко ошибся. Оставшись без ничего, Гулямов был вынужден снова мигрировать, только на этот раз обратно к себе домой.

Теперь о том, как судьба сложилась у остальных:

Нурматов Халимжон Арипжонович был выдворен за пределы Российской Федерации и выехал в Узбекистан, где его уже ждали. За совершение преступлений террористического и религиозно-экстремистского характера, Нурматов был приговорен к 7 годам и 6 месяцам лишения свободы.

Абдулхамитов А.А., приговорен к 8 годам лишения свободы.

Патидинов Хасанжон Жалолидинович, 1985 г.р., член "Ханабадского джамаата", приговорен к 7,5 годам лишения свободы.

Далиев Анваржон Якубович, 1968 г.р., один из лидеров "Ханабадского джамаата", приговорен к 16 годам лишения свободы.

Пирматов Абдыжапар Таджибаевич, 1968 г.р., член "Ханабадского джамаата", приговорен к 15 годам лишения свободы.

Зассеты Эдуард Майрамович, 1981 г.р., бывший сотрудник ОМОН УВД России по Приморскому краю, который снабжал уничтоженных боевиков оружием и боеприпасами, приговорен к 23 годам лишения свободы.

Салманов Джаватхан Магомедович, 1978 г.р., бывший военнослужащий, приговорен к 12 годам лишения свободы.

Врача, который незаконно оказал ему медицинскую помощь во время ранения – Евгений Белоусов (главный травматолог Тихоокеанского флота, на которого он вышел через своих знакомых в армии), был оштрафован судом на 50 тысяч рублей.

Осуждены на территории Узбекистана, бывшие члены "Приморского джамаата" (а по факту – члены МТО "ИПТ"):

- Халиков Эркин Турсинпулатович, 1974 г.р., приговорен к 19 годам л/с;

- Махкамов Фуркат Мухтарович, 1969 г.р., приговорен к 15 годам л/с;

- Абдуллаев Бобожон Журабоевич, 1974 г.р., приговорен к 12,5 годам л/с;

- Мансуров Озод Насирович, 1979 г.р., приговорен к 9 годам л/с;

- Дадабаев Азизилло Хамидиллоевич, 1984 г.р., приговорен к 8 годам л/с;

- Хоринов Нематжон Гофурович, 1977 г.р., приговорен к 7,5 годам л/с;

- Кучкаров Нодирбек Гуломович, 1978 г.р., приговорен к 7,5 годам л/с;

- Хайитов Озоджон Сулаймонович, 1981 г.р., приговорен к 7,5 годам л/с;

- Султонов Рауфжон Шарибжонович, 1976 г.р., приговорен к 7,5 годам л/с;

- Кадыров Алишер Шавкатович, 1975 г.р., приговорен к 7 годам л/с;

- Хасанов Одил Олимович, 1986 г.р., приговорен к 6 годам л/с;

- Мамажанов Алишер Абдурасулович, 1976 г.р., приговорен к 6 годам л/с;

- Муминов Сайидбек Исломалиевич, 1986 г.р., приговорен к 6 года л/с;

- Ахмедов Козимжон Камбарович, 1983 г.р., приговорен к 6 годам л/с;

и много-много других…

Всего силами правопорядка Приморского края была нейтрализована преступная деятельность более 30 человек, значительная часть которых была депортирована в Киргизию и Узбекистан, где они были в последующем приговорены к длительным срокам заключения. Экстремистская ячейка просто физически прекратила свое существование. Достигнутые результаты позволили укрепить правопорядок и авторитет правоохранительных органов в Приморском крае. А проведение саммита АТЭС-2012 прошло на самом высоком уровне и в полной безопасности.

Изложенная картинка наглядно демонстрирует нам, как важно, чтобы все элементы исполнительной и судебной власти работали в полном взаимопонимании, направляя все свои усилия на укрепление законности в нашей стране. И всё только для одного – на благо народа.

31/01/2014

Источник: KAVKAZPRESS