В Херсонской области на Украине создан «исламистский кластер». Об этом на пресс-конференции в Москве заявил член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько. «Там стали появляться надписи на арабском языке на стенах: «Здесь будет Халифат».

«Местные жители жалуются правоохранительным органам, что неизвестные вооруженные люди в камуфляже часто без опознавательных знаков устраивают тренировки и стрельбища недалеко от населенных пунктов. Пули уже долетают до хозяйственных построек. Осуществляется криминальная деятельность, например, грабежи, насилие над женщинами», — сказал Безпалько.

При этом, по его словам, украинские националисты открыто высказывают симпатии джихадистам.

Крымско-татарские батальоны, которые открыто действуют на Херсонщине — это лишь верхушка айсберга, — поясняет Богдан Безпалько «Свободной прессе». — Теперь они притягивают к себе исламистов самого разного толка.

Конечно, задача этих боевиков — раскачивание ситуации в Крыму. Но пока они больше «геройствуют» в Херсонской области в районе своих баз.

«СП»: — Что из всего этого может выйти в дальнейшем, может ли Украина получить реальный анклав «Исламского государства» на своей территории?

— Начнем с того, что на Украине не запрещена деятельность исламистской организации Хизб ут-Тахрир. Во время украинского периода в истории Крыма многие сторонники этой организации открыто предлагали кардинально решить «русский вопрос» на полуострове. Были обнаружены схроны с оружием, принадлежащим радикальным татарским исламистам. Сейчас тысячи этих «активистов» выехали из Крыма на Украину. По некоторым оценкам, число их достигает 10 тысяч. И большая часть из них концентрируется на приграничных с Крымом территориях. Эти люди — большая находка для всех сил в мире, которые ищут возможности непрямой конфронтации с Россией. Те же США могут сказать, что они просто поддерживают «пострадавших» крымских татар, ни в коем случае не конфликтуя с Россией. Но в реальности их поддержка будет приводить всё к новым взрывам линий электропередач, нападениям на автобусы и грузовые машины, следующие в Крым и так далее.

«СП»: — Коренное население Херсонщины уже не раз выступало против размещения в области исламских батальонов. Может ли вылиться их недовольство в вооружённые стычки с исламистами? И усилится ли то, что называют центробежными процессами на Украине?

— Пока местное население выступает в качестве жертвы. Сейчас на Юго-Востоке и, в частности, в Херсонской области огромное число безнаказанных преступлений. Помимо исламистов там бесчинствуют рейдеры, захватывающие урожаи, землю и предприятия.

Люди там по инерции продолжают надеяться на помощь государства. Что именно оно наведёт порядок. Брать в руки оружие они не будут до самого последнего момента. Если предположить, что исламисты начнут совершать все те преступления, которые мы видим в Сирии, тогда — да, люди вынуждены будут защищаться. Пока же они просто, что называется, выражают недовольство на кухне.

«СП»: — Весной 2014 года крымчане не стали дожидаться, пока к ним приедут нацистские боевики и сами стали организовывались отряды самообороны. Почему в Херсонской области не происходит подобного?

— Во-первых, крымчане все годы после распада СССР считали, что они лишь по недоразумению оказались украинскими гражданами. Крым стремился в Россию и кризис 2014 года был воспринят ими как некий рубеж, после которого уже нельзя было молчать и бездействовать дальше. Херсонская область была включена в состав Украины значительно раньше, поэтому число пророссийски настроенных людей, которые ждут помощи не из Киева, а из Москвы, там меньше.

Кроме того, крымчане понимали, что победа Майдана будет означать, что на них всё сильнее начнут натравливать крымских татар. Проблема самозахватов земли на полуострове стояла крайне остро все годы «незалежности», и крымчане понимали, что в бандеровской Украине они окажутся в ещё более ущемлённом положении, чем прежде. В Херсоне ничего подобного не было. Но теперь, по всей видимости, многие крымские проблемы «переберутся» сюда. Поэтому я не исключаю, что и в этой области действительно дело дойдёт до вооружённых конфликтов.

— Сторонники исламистских радикальных группировок давно замечены не только на Херсонщине, но и на юге ДНР, в районе села Широкина, — говорит политолог, представитель ДНР в Ростовской области Эдуард Попов. — Мои знакомые из числа ополченцев сообщали о том, что на позициях ВСУ можно было увидеть флаги с надписями на русском языке «Здесь будет ИГИЛ».

Меня это не удивляет — связь между украинскими нацистами и исламистами давняя. Украинские радикалы не только воевали в Чечне против российской армии, но и пытались в Крыму натравить татарскую часть населения на русскую.

Что касается Херсонской области, то, насколько мне известно, пророссийские настроения там по-прежнему сильны.

«СП»: — Усиление исламистского фактора на Херсонщине может привести к тому, что недовольство Киевом приведёт там к массовым протестам и усилению центробежных тенденций?

— Настроения и так очень «антикиевские». Другое дело, что киевский режим научился быстро и жёстко подавлять любое недовольство своих граждан. Особенно, когда речь идёт о жителях Юго-Востока. Как показывают примеры народных выступлений в оккупированной ВСУ части Донбасса, даже выступления в защиту самых обычных человеческих прав подавляются крайне жестоко. Пока у Киева остаются деньги платить своим силовикам, жителям Юго-Востока без внешней поддержки отстаивать свои права практически невозможно.

Алексей Верхоянцев

31.10.2016

Источник: svpressa.ru