На днях в Казахстане к 20 годам колонии строгого режима приговорили одного из предполагаемых создателей террористической организации «Солдаты Халифата», взявшего ответственность за взрывы в Атырау в 2011 году. Им оказался 26-летний житель Атырау Орынбасар Мунатов, передает казахское издание Tengrinews.

Атырауский областной суд признал исламиста виновным по девяти статьям УК, в том числе в создании и руководстве террористической организацией, подготовке и совершении терактов, финансирование террористической деятельности, изготовлении взрывчатых веществ и взрывных устройств. По информации казахских СМИ, Мунатова задержали 19 июня 2013 года на территории Пакистана. Начавшийся 4 октября судебный процесс проходил в закрытом режиме.

Группировка «Солдаты Халифата» взяла ответственность за взрывы в Атырау 31 октября 2011 года. Первый из них произошел в мусорном баке возле акимата (администрация области – РП), разрушений и пострадавших не последовало. Через час на пустыре в одном из микрорайонов города 24-летний мужчина произвел самоподрыв. В результате взрыва он погиб, а в жилом доме напротив частично выбило окна. Позже следствие установило, что террорист «должен был, изображая дворника, отнести взрывное устройство к зданию прокуратуры» Атырауской области, но подорвался по дороге.

9 ноября того же года Генеральная прокуратура Казахстана сообщила о поимке трех членов «Солдатов Халифата», признавшихся в подготовке терактов. Следствие установило, что организацию сформировали летом 2011 года «в целях развязывания джихада на территории Казахстана» граждане страны Ринат Хабидолла и Орынбасар Мунатов. В Атырау к ним примкнула террористическая группа, сформированная в 2009 году под воздействием джихадистских идей исламистского проповедника Саида Бурятского.

«Преступная группа начала реализовывать план по проведению акций устрашения в отношении сотрудников правоохранительных и государственных органов, для чего было решено организовать взрывы возле зданий акимата и прокуратуры Атырауской области», – сказано в сообщении прокуратуры.

По данным Генпрокуратуры Казахстана, осенью 2011 года организаторы «Солдатов Халифата» скрывались «в афганско-пакистанском пограничье» и участвовали «в боевых действиях на стороне международных террористов». По приказам Хабидоллы и Мунатова, атырауские члены группировки приобретали в аптеках и на рынках города необходимые компоненты для взрывных устройств. В начале ноября 2011 года Хабидолла распространил в интернете заявления с угрозами в адрес Казахстана и взял ответственность за теракты в Атырау.

Представитель генеральной прокуратуры Казахстана Нурдаулет Суиндиков в связи с взрывами в Атырау предупредил о «неправильном понимании молодыми людьми истинных канонов ислама», которое «приводит к таким плачевным последствиям». «Хотелось бы призвать наших граждан быть бдительными, не поддаваться панике и подобным провокациям, в том числе оберегая от вовлечения в ряды радикальных структур своих родных и близких», – говорил представитель ведомства.

Спустя несколько недель после взрывов на сайте «Шумух аль-Ислам», крупнейшем джихадистском портале сторонников «Аль-Каиды» со всего света появилось интервью некоего Равиля Кусаинова, который назвал себя предводителем «Солдат Халифата». По его словам, в организацию входят террористы из Афганистана и Казахстана, которые борются за создание Исламского Халифата.

Беседовавший с Кусаиновым журналист заметил, что действия «Солдатов» в Атырау были скоропалительными, а выдвинутые исламистами требования просто не дошли до правительства Казахстана. «Это не поспешность, а оперативность», – отрезал террорист.

В августе 2013 года в Казахстане приговорили к тюремному сроку шестерых исламистов, планировавших покушения на руководителей страны и также намеревавшихся создать халифат. По данным следствия, в 2012 году возле одной из мечетей Астаны лидеры группы открыли ларек с турецким фастфудом для пропаганды джихада и вербовки потенциальных террористов.

Директор Информационно-аналитического Центра по изучению постсоветского пространства МГУ Алексей Власов в разговоре с «Русской планетой» отметил, что «Солдаты Халифата» – типичный пример «сетевой террористической международной организации», которая коренным образом отличается от аналогичных структур девяностых годов.

«В том же центральноазиатском регионе, например, ИДУ (Исламское движение Узбекистана, основанная в 1996 году террористическая исламистская организация, которую возглавлял Тахир Юлдаш – РП.) имела сеть ячеек и ярко выраженных лидеров, которые были хорошо известны и в Центральной Азии, и за ее пределами. ИДУ обладала внятной программой, идеологией и отработанными механизмами действия», – объясняет эксперт.

Новые же террористические сетевые структуры «полностью обезличены». По мнению аналитика, нельзя утверждать точно, являлся ли приговоренный к 20 годам лишения свободы Мунатов ключевой фигурой в «Солдатах»; его задержание в Пакистане лишний раз свидетельствует о «сетевом характере» группировки. «Члены подобной организации могут быть задержаны на территории любого государства, вовлеченного в дугу центральноазиатской напряженности, которая охватывает не только постсоветскую Центральную Азию, но и Пакистан, Афганистан и даже Индию», – полагает он.

Террористические организации вроде «Солдат Халифата» малоизвестны и, скорее всего, «создаются под конкретный проект», считает собеседник «Русской планеты». Смысл деятельности «Солдат» состоял в том, «чтобы создать зону напряженности на территории Казахстана, осуществляя террористические акты, направленные против органов власти, на фоне предстоящего вывода войск коалиции из Афганистана».

«Сетевая угроза оказывается во многом более действенной и более опасной, нежели тактика прямого действия, которую использовало в свое время ИДУ», – предупреждает Власов.

С ним не согласен представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов, относящийся к деятельности «Солдатов Халифата» скептично и считающих их известность результатом успешного пиара. «Тут произошел случай как с «Аль-Каидой», когда имеется какой-то определенный бренд. Имя у «Солдатов Халифата» появилось только после того, как они вышли в мировую прессу. Хотя, по сути дела, это три парня по 25 лет», – рассуждает эксперт.

20/11/2013

Источник: rusplt.ru