На протяжении последних нескольких месяцев в рубрике «Антитеррор» мы неоднократно обращаемся к теме тревожных тенденций развития ситуации в соседнем Казахстане. И это вполне естественно, ибо он - наш ближайший сосед, а происходящее в «соседнем доме», конечно, не может не волновать его окружение, в первую очередь, с точки зрения обеспечения интересов собственной безопасности, спокойствия и благополучия.

Массовые волнения на западе Казахстана, в результате которых в республике опять пролилась кровь, вызвали жаркие споры в экспертном сообществе. Одни эксперты считают, что к ним приложила руку оппозиция из-за рубежа. Другие уверены, что власть сама спровоцировала жесткое развитие затянувшегося конфликта. Обзор наиболее интересных, с нашей точки зрения, и разновекторных мнений предлагается вниманию читателей.

Директор международных проектов российского Института национальной стратегии Юрий Солозобов считает, что волнения спровоцированы извне радикальными оппонентами президента Н.Назарбаева. Тот факт, что это произошло в день празднования 20-летия независимости Казахстана, весьма показателен. Цель этой очевидной провокации – если не дестабилизировать ситуацию в стране в целом, то хотя бы подвергнуть сомнению стабильность Казахстана.

Под радикальными оппонентами Н.Назарбаева эксперт подразумевает его бывшего зятя, экс-главу Комитета национальной безопасности Рахата Алиева и крупного олигарха Мухтара Аблязова. Оба они в свое время вступили в конфликт с президентом, вынуждены были покинуть Казахстан, и находятся сейчас в Лондоне. Возможно, к ним примкнули некоторые другие казахстанские оппозиционеры и бизнесмены, имеющие проблемы с законом и властями страны. По мнению Солозобова, «сейчас происходит опасная смычка финансовых «воротил», находящихся на Западе, таких как Аблязов, и привыкших действовать жесткими и террористическими методами спецслужб, таких как Рахат Алиев. Все их действия сводятся к устрашению для дестабилизации внутренней ситуации с последующим изменением государственного строя и своего триумфального возвращения в Казахстан».

Наряду с этим эксперт не исключает и того, что ситуацию могут расшатывать куда более серьезные внешние «игроки», чем беглые деятели из Казахстана. Опыт Ливии показал, что разработан новый сценарий дестабилизации стран, богатых углеводородами. Атака идет на припортовые, прибрежные нефтеносные провинции. Их выгодно отделить от далекого центра, объявить некими микросепаратистскими государствами. Такой вариант реализовался в Ливии и получил название «Бенгази». По его словам, аналогичный сценарий обсуждается и в отношении Казахстана – отделить нефтеносный Западный Казахстан и установить там марионеточный режим. Идея создания некоего «Тенгиз-шевронистана» по названию крупнейшего месторождения бродила на Западе давно, чуть ли не со дня обретения Казахстаном независимости. К тому же определенным силам на Западе совершенно не нравятся действия Н.Назарбаева, направленные на интеграцию, – это и Таможенный союз, и будущий Евразийский. А нефтяники Жанаозена оказались лишь разменной монетой у противников властей Казахстана.

Вашеизложенная точка зрения во многом пересекается с мнением эксперта Фонда стратегической культуры Леонида Савина, который указывает на не случайность того, что первая попытка серьезной дестабилизации Казахстана предпринята именно в нефтедобывающем районе. Так, одним из инициаторов выступления рабочих нефтяных промыслов весной этого года была юрист местного профсоюза нефтяников Наталья Соколова, которая ранее работала переводчиком в гуманитарной миссии армии и флота США, а также сотрудничала по различным вопросам с агентством госдепартамента США USAID. Журналистское расследование, проводившееся в отношении Соколовой, показало, что она готовила на предприятии ряд акций, одной из которых было нереальное обещание увеличения зарплат рабочим в три раза. После того, как в августе 2011 года ее осудили на шесть лет, за нее немедленно заступилась «глобальная демократия» в лице посла США в ОБСЕ Иэна Келли. Поэтому роль Н.Соколовой в этом деле приобретает вполне определенную окраску.

В свою очередь, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов считает, что основная информационная волна дезинформации в отношении событий в республике пошла из Москвы, где длительное время скрывается от казахстанского правосудия лидер «Социалистического сопротивления Казахстана» Айнур Курманов. Последний через ряд сайтов постоянно вбрасывал нагнетающие ситуацию слухи, а их цитировали ведущие российские СМИ. «Возникает вопрос - если такая деятельность по подрыву стабильности стратегического союзника России идет из Москвы и поддерживается российскими СМИ, не санкционирована ли она руководством России? - вопрошает эксперт. - К примеру, пользуясь проблемами правящего режима Казахстана, скупить по минимальной цене наиболее ценные активы (к примеру, практически уже освоенный Кашаган) или принудить Казахстан к существенным политическим уступкам? Элита России уже показала в Южной Осетии, что их карманные интересы дороже всего, в том числе и многолетнего союзника».

По мнению ведущего эксперта по проблемам центральноазиатского региона, доктора исторических наук Александра Князева, в последних событиях присутствует все же несколько факторов. С одной стороны, все это забастовочное движение изначально - стремление некоторых представителей местной бизнес-элиты и связанных с ними криминальных кругов отделить жанаозеньские предприятия от «Казмунайгаза» и самим контролировать доходы. Забастовочное движение с самого начала подпитывалось, инспирировалось этими кругами, опираясь и на действительные социально-экономические проблемы, которые, мягко говоря, не очень эффективно решались местными властями. В области живет очень высокий процент оралманов - казахов, приехавших из-за пределов РК, это люди с другим менталитетом, плохо адаптирующиеся в Казахстане, по сути - маргиналы, которых легко мобилизовать на деструктивные действия. То есть, все вышесказанное - это элементарный эгоизм местных кланов, попытка перераспределить в свою пользу финансовые потоки от добычи нефти в регионе.

Но с самого начала это движение эксплуатировалось и со стороны беглого М.Аблязова. Например, так называющих «бастующих нефтяников» обслуживали подконтрольные Аблязову СМИ, поддерживали эту тему постоянно - газеты «Свобода слова», «Республика», телеканал «К+». Сейчас заметна активность некоего «Социалистического движения Казахстана», они уже начали призывать к срыву выборов в национальный парламент - Мажилис, которые назначены на 15 января 2012 года, это очень важно, поскольку показывает, что сегодняшние события - только часть сценария.

Директор казахстанской Группы оценки рисков Досым Сатпаев, категорически опровергает версии о том, что за последними событиями в Казахстане стоят интересы чуть ли не третьих стран. Как полагает эксперт, конечно, есть точки зрения, что уголек в этот социальный огонь активно подбрасывали некоторые бывшие представители казахстанской элиты, которые сейчас именуют себя оппозиционерами и скрываются за пределами Казахстана. Но здесь тоже не все просто. Да, некоторые оппозиционные СМИ, которые финансируются и поддерживаются некоторыми казахскими оппозиционерами за границей, активно освещали эту тему. И в какой-то степени даже провоцировали. Но на самом деле именно внутри Казахстана были заложены мины замедленного действия в связи с ростом социальной агрессии и протестных настроений.

В частности, западные районы республики, где сконцентрированы нефтегазовые месторождения, пополняют существенную часть казахстанского бюджета. При этом, несмотря на то, что это богатейший регион страны, доноры госбюджета, уровень жизни местного населения не очень высок. Кроме того, работники нефтегазовых компаний считают, что уровень получаемой зарплаты не соответствует ни условиям их труда, ни тем заработным платам, которые получают приглашенные иностранные специалисты. Все это привело к тому, что значительная часть местных жителей полагает, что идет неравномерное распределение доходов.

В течение этого года на западе Казахстана, в том числе в Жанаозене, проходили забастовки с требованием решить эти проблемы. Но местные власти и дочерние нефтегазовые компании, которые входят в национальную компанию «Казмунайгаз», не пошли на уступки. Часть забастовщиков были уволены, а на другую часть оказано давление. Некоторые лидеры забастовочного движения были арестованы. В результате там созрела благоприятная социальная база, как для народных выступлений, так и для деятельности различного рода экстремистских структур. Ведь озлобленная часть населения легко становится добычей в руках радикальных сил, которые вполне могут воспользоваться ситуацией. А в западных районах кроме забастовок уже были совершены террористические акты.

Д.Сатпаев указывает, что казахстанские власти не смогли выработать эффективных механизмов нейтрализации подобного рода социальных конфликтов. За 20 лет в Казахстане не создано ни одной авторитетной политической силы, которая могла бы выступить в качестве посредника. Даже пропрезидентская партия «Нур Отан», которая хвалится на каждом углу, что ее поддерживают чуть ли не 800 тысяч членов и что она является настолько авторитетной и массовой, что действительно может отображать мнение население страны, оказалась политической пустышкой. По сути, ни одна официально действующая в Казахстане политическая сила так и не смогла взять на себя посреднические функции, нейтрализовать проявившиеся проблемы. Это результат той политики, проводившейся в республике в течение многих лет, – ослабление всех существующих политических игроков, которые на практике оказались неспособными оказать поддержку власти в урегулировании таких социальных конфликтов.

Властям сейчас приходится применять только силовые методы, которые, как показывает практика, могут загнать болезнь вглубь. Но при этом даже руководство страны не может гарантировать того, что ни перед Новым годом, ни в преддверии парламентских выборов, которые должны пройти 15 января, здесь опять не произойдут какие-то массовые преступления. Никто в Казахстане: ни власть, ни оппозиция, ни силовые службы, ни даже аналитические организации – не владеет информацией по поводу того, какой процент населения заражен протестными настроениями, и какой процент из этой части протестного населения готов выходить на площади.

Беспорядки в Мангистауской области, приведшие к гибели 15 человек и многочисленным раненым, что это – спонтанное выступление уставших добиваться справедливости людей, а потому бросившихся в День независимости крушить все, что попадалось на пути, или запланированная акция – будет разбираться следствие. Пока же налицо следующее: стабильная республика, оказалась перед угрозой, носившей симптоматику цветной революции или элементов «арабской» весны. Для активизации населения использовались социальные сети, а спецслужбы выявили связи, ведущие за рубеж. Требования нефтяников социального характера трансформировались в политические, вплоть до отставки президента. Погромы начала внезапно появившаяся со стороны «инициативная группа». А западные институты потребовали объективного расследования на предмет не погромов, но превышения правоохранительными структурами полномочий. Нельзя исключать и того, что акция финансировалась из-за рубежа: семь месяцев непрерывного протеста требуют не только фанатичного «самопожертвования» – это из опыта постсоветских стран. Возникает вопрос: кого не устраивает стабильность в Казахстане, персона Нурсултана Назарбаева, выстраивающего ровные отношения во всех геополитических направлениях?

Олег Столповский

23/12/2011

Источник: газета «Новости Узбекистана»