Американские эксперты согласны со своими коллегами из России в том, что за терактами в Волгограде, унесшими жизни более 30 человек, стоят боевики, связанные с джихадистским подпольем Северного Кавказа. В США эти теракты связывают с Олимпийскими играми в Сочи, которые должны открыться через пять недель.

Как сообщает «Голос Америки», конгрессмен-республиканец из Нью-Йорка Майкл Гримм выразил обеспокоенность безопасностью американских спортсменов, направляющихся на Олимпиаду. «Мы не можем закрывать глаза на эти угрозы, как это произошло с полученными нами предупреждениями об угрозе нашим дипломатам в Бенгази или с предупреждениями со стороны России о братьях Царнаевых, совершивших теракт во время Бостонского марафона, – сказал он. – Каждый раз, когда мы игнорируем подобные угрозы, мы не только ставим в опасность жизни невинных американцев, но и представляемся слабыми и уязвимыми в глазах наших врагов».

Один из ведущих американских специалистов по кавказскому региону и в области борьбы с терроризмом, эксперт вашингтонского Центра стратегических и международных исследований и член консультативного совета мозгового центра Geostrategic Forеcasting Corporation Гордон Хан ни минуты не сомневается в том, что теракты в Волгограде организованы членами джихадистской группировки «Имарат Кавказ» – признанной Госдепом США террористической организации, стремящейся к созданию на Северном Кавказе и за его пределами единого Исламского государства, основанного на законах шариата. По мнению американского эксперта, это или отдельные теракты, организованные одной волгоградской «ячейкой» «Имарат-Кавказ», или часть более широкой кампании ее лидера Доку Умарова, которая будет продолжаться вплоть до Олимпийских игр в Сочи.

Глава Чечни Рамзан Кадыров 18 декабря заявил, что глава боевиков Доку Умаров «давно мертв». «Мы просто ищем труп Умарова, – сказал Кадыров журналистам в Москве. – От Умарова никакой опасности для чеченского народа и республики нет. Я вам официально заявляю».

Большинство экспертов все же считают, что Умаров скорее жив, чем мертв. В июле 2013 года Доку Умаров отменил мораторий на теракты против мирных жителей внутри России и призвал всеми силами помешать проведению «сатанинских Олимпийских игр».

Однако профессор международных отношений Нью-Йоркского университета и эксперт по службам безопасности России Марк Галеотти (на фото) считает, что сделанное Умаровым было не более, чем призывом к единомышленникам, за которым нет каких-либо конкретных планов и тем более возможностей их исполнения.

Профессор Галеотти называет выбор террористами Волгограда «оппортунистским». «Может быть, у кого-то из них были связи в Волгограде или родственники, или просто возможность добраться до этого города, – сказал он. – Я думаю, что этот выбор был сделан ситуативно, на основании конкретных возможностей террористической ячейки, которая совершила теракты».

«Наверняка в Волгограде работала террористическая «ячейка», – соглашается Гордон Хан. – Если я не ошибаюсь, там с 2012 года уже были неудачные попытки терактов, после чего была проведена серия арестов».

Еще одна причина – усиленные меры безопасности в Москве и в Сочи, что делает осуществление терактов там крайне сложным. «К тому же Волгоград – это региональный центр, – отмечает профессор Галеотти. – Это «русский» город, что немаловажно, потому что нескончаемая череда терактов на самом Северном Кавказе практически уже не привлекает интереса СМИ за пределами региона».

По мнению Галеотти, террористам, чтобы привлечь внимание СМИ, «приходится» действовать за пределами Северного Кавказа. Он, в частности, считает, что мишенью террористов могут стать Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь и, возможно, Астрахань.

«Хотя, – оговаривается эксперт, – все это лишь предположения. На мой взгляд, речь не идет о каком-то стратегическом плане. Террористы используют любые открывающиеся перед ними возможности... Я не думаю, что кто-то где-то сидит и решает, что в конце декабря мы ударим по Волгограду, а в середине января по Ростову-на-Дону».

По мнению экспертов, террористы стремятся дестабилизировать ситуацию в России и продемонстрировать несостоятельность правящей власти. Однако они считают, что теракты в Волгограде будут иметь «ограниченный эффект».

«Олимпийские игры не будут отменены ни при каких обстоятельствах – если, конечно, не произойдет какого-нибудь действительно катастрофического события – «грязная бомба» в Кремле или убийство президента Путина или премьер-министра Медведева, – говорит профессор Хан. – Но такое крайне маловероятно. Они будут проводить Игры, даже если теракты в России будут продолжаться».

Профессор Галеотти считает, что «конечная цель террористов – заставить правительство изменить ту или иную свою политику» и с этой точки зрения их успех в России представляется эксперту «маловероятным».

«Два теракта подряд – это необычно, но не беспрецедентно, – продолжает он. – Откровенно говоря, я думаю, что в России пришли к выводу, что лучшая защита против терроризма – это стойкость перед его лицом. Россияне, как и жители других стран, относятся к терроризму, как к одному из рисков жизни в современном мире. Несомненно, правительство должно будет принять какие-то меры, произвести аресты, продемонстрировать, что они что-то делают – но в целом, я не жду каких-либо существенных изменений».

Галеотти удивлен отсутствием официальной реакции на два теракта в Волгограде со стороны президента Владимира Путина. «Значительная часть легитимности российского лидера обусловлена его предполагаемой способностью поддерживать порядок в стране, – отметил эксперт. – Если он начнет терять эту легитимность, то ему, возможно, придется прибегнуть к каким-либо драматическим мерам на Северном Кавказе. С другой стороны, во всем происходящем сейчас есть аспект некоего ритуала. Все игроки разыгрывают заранее известные партии, включая ЛДПР с ее призывами возобновить в России применение смертной казни. Пока российские власти ведут себя исходя из того, что речь идет о вопросе правопорядка, с которым справятся соответствующие службы, а не о политическом кризисе».

По мнению Галеотти, серьезные последствия может вызвать новая волна кровавых терактов в регионе, в результате которой иностранцы всерьез задумаются о безопасности сочинской Олимпиады и американский Госдепартамент выпустит предупреждение о нежелательности поездок в Россию. Однако эксперт на данный момент считает такое развитие событий маловероятным.

«Это главная новость сегодня и завтра, но через неделю страсти поулягутся, а через месяц – если, конечно, не произойдет новых терактов – это будет полузабытая история, – предполагает профессор Галеотти. – Таким образом, если террористы хотят произвести эффект, им необходимо осуществить серию терактов. Я думаю, что это маловероятно».

Профессора Хана серьезно волнует то, что в руки террористов может попасть химическое оружие. «Известно, что несколько влиятельных кавказских эмиров воюют в Сирии на стороне повстанцев, – отметил он. – И они раньше воевали на стороне «Имарат Кавказ», один из них даже признал, что Умаров вначале их финансировал, когда они поехали в Сирию. А известный американский журналист Сеймур Херш писал, что химическое оружие уже есть у повстанцев».

Профессор Галеотти считает «крайне маловероятным» участие боевиков, отправившихся в Сирию, в операциях, направленных на срыв сочинской Олимпиады. «Существует опасность возвращения в Россию боевиков, воюющих сейчас в Сирии, – сказал он, – но только после того, как Сирия для них будет выиграна или потеряна. В настоящий момент внимание большинства джихадистских группировок сосредоточено на Сирии, потому что они видят там возможность победы. Когда ситуация в Сирии так или иначе разрешится, тогда воюющие там чеченцы и другие выходцы с Северного Кавказа начнут возвращаться в Россию, возможно вместе с другими джихадистами. Однако, я думаю, крайне маловероятно, что это может произойти до сочинской Олимпиады. Хотя, конечно, нельзя исключать, что один или два террориста не попытаются пробраться в Сочи. В целом, однако, внимание джихадистов сейчас сосредоточено на Сирии».

Галеотти полагает, что в России, в отличии от Ирака, Палестины или некоторых других стран, использование террористов-смертников одновременно и повышает «эффективность» терактов, и ограничивает их воздействие. Эксперт отмечает, что использование террористов-смертников, широко практикуемое приверженцами ваххабизма, чуждо традиционным формам ислама, исповедуемым на Северном Кавказе.

«Люди, готовые стать смертниками, представляют собой меньшинство даже среди радикальных исламистов, и их число ограничено, – сказал он. – К тому же, для их использования нужна определенная инфраструктура – то есть, люди, которые будут их вербовать, готовить, координировать. Такой инфраструктуры в России нет, потому что спецслужбы ее отслеживают и последовательно уничтожают».

Российские спецслужбы подозревают в организации теракта на железнодорожном вокзале в Волгограде уроженца Волжска республики Марий Эл Павла Печенкина. По мнению Галеотти, стремление ваххабитов привлечь в свои ряды этнических русских стало одним из симптомов распространения джихадистской идеологии за пределы Северного Кавказа. В частности, недавно в Москве были арестованы члены нелегальной группы «Хизб ут-Тахрир», ратующей за создание всемирного халифата. Правда, Галеотти призывает не преувеличивать масштабы этого явления.

Профессор Хан рассказал, что этнических русских начала вербовать еще в 2010 году в Дагестане группа «Риядус Салихийн», также связанная с Доку Умаровым. С тех пор теракты совершили Виталий Раздобудьбко и Мария Хорошева, взорвавшие себя 15 февраля 2011 года в дагестанском Губдене, «русский ваххабит» Виктор Двораковский, Алла Сапрыкина, которая убила дагестанского шейха Саида Афанди Ацаева (Черкесского) в 2012 году, и другие. Теперь неофиты совершают теракты в Волгограде: ранее сообщалось, что организатором теракта в этом городе в октябре 2013 года был москвич Дмитрий Соколов.

«Этническим русским легче избегать мер безопасности, они не являются людьми «кавказской внешности» и не вызывают подозрений, – отмечает Хан. – Еще одна причина, почему их вербуют, – из-за идеологии. Террористы могут сказать: «Смотрите, идеология салафизма привлекательна не только для традиционных этнических групп, которые практикуют ислам – она близка и другим группам». Они пытаются продемонстрировать, что это глобальное движение».

На глобальный аспект терактов в Волгограде указал в своем заявлении и МИД России, заявив, что «преступные вылазки в Волгограде, как и атаки террористов в США, Сирии, Ираке, Ливии, Афганистане, Нигерии и других странах, организованы по единому лекалу, у них одни и те же общие вдохновители».

«На фоне продолжающихся откровенно провокационных призывов, исходящих от таких главарей бандитского подполья, как Доку Умаров, сплачивать силы под флагом джихада, втягивать в террористическую войну все новых боевиков, становится все более очевидной пагубность позиции некоторых политиков и «политтехнологов», которые все еще пытаются делить террористов на «правильных» и «неправильных» в зависимости от решаемых геополитических задач», – добавили в понедельник на Смоленской площади.

По мнению Марка Галеотти, в заявлении российского МИД верно отмечена общность джихадисткой идеологии, присущая террористам, действующим в разных странах. «Однако, – добавляет он, – если в МИД думают, что все эти террористические группировки действуют под неким единым командованием, с этим я, конечно, не соглашусь. Между Северокавказским джамаатом и боевиками, воюющими в Сирии и в других странах, есть некоторые связи. Но я назвал бы это «джихадистским интернационалом», который объединяет единомышленников, действующих в одном направлении, но не обязательно в соответствии с неким единым планом»

Федор Коротков, Нью-Йорк

31/12/2013

Источник: NR2.ru: http://www.nr2.ru/inworld/478199.html