СМИ Азербайджана со ссылкой на информацию силовых ведомств страны публикуют биографию Юниса Сафарова, обвиняемого в покушении на мэра Гянджи Эльмара Велиева. Мэр Гянджи и его телохранитель были расстреляны поздно вечером 3 июля у административного здания в Гяндже. Телохранитель погиб практически на месте. Эльмар Велиев выжил, сейчас он лечится в Израиле.

Покушавшемуся на жизнь мэра Гянджи Юнису Сафарову 35 лет. По профессии он юрист. Женат, двое детей Его родня из Гянджи, но вырос он в Москве, имеет российское гражданство. Информагентство APA сообщает, что еще будучи школьником Сафаров проявлял повышенный интерес к исламу. Особенно его интересовала модель шиитской теократии в Исламской республике Иран. О режиме аятолл Сафаров с увлечением рассказывал, когда недолго преподавал историю в школе и в университете, где до этого учился на юриста. Педагогическая карьера у Сафарова не задалась: за пропаганду религиозного экстремизма его уволили. Потом Сафаров восемь месяцев изучал шиитский ислам в Куме — религиозной столице Ирана, где расположены резиденции аятолл.

«В этот период он вместе с гражданином Азербайджана Расимом Асадовым выезжал в Сирию, где проходил боевую подготовку в составе вооруженных формирований», — цитирует сайт 1news. az текст совместного заявления Генпрокуратуры, Службы государственной безопасности и МВД Азербайджана.

«В 2017 году он вернулся в Азербайджан, в город Гянджа, и в июне того же года напал на сотрудника полиции, дежурившего в гянджинском филиале Kapital Bank, и, ударив его по голове тупым предметом, завладел пистолетом Макарова. После этого с целью убийства главы исполнительной власти Гянджи Эльмара Велиева он в январе 2018 года стал следить за Эльмаром Велиевым», — сообщает 1news. az.

Силовые структуры Азербайджана категорически опровергают версию, что покушение на Велиева было следствием личной неприязни неудавшегося убийцы к мэру Гянджи. Эту версию сразу после инцидента стали озвучивать в азербайджанском сегменте соцсетей. На этом настаивает и супруга арестованного Сафарова. Как сообщили источники в Азербайджане, Эльмар Велиев близок к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, человеку «нахичеванского клана», куда входят соратники Гейдара Алиева — третьего президента Азербайджана и отца нынешнего главы государства.

«У мэра Гянджи репутация коррупционера и самодура. Когда 3 июля стало известно, что в Велиева стреляли, многие горожане втайне аплодировали неизвестному «Робин Гуду», — отметил собеседник EADaily.

«Основной целью теракта Юниса Сафарова было создание в Азербайджане исламского государства, подчиняющегося законам шариата, а также хаоса. Для этого путем убийства нескольких известных государственных деятелей он хотел насильно захватить власть, создавая панику, ажиотаж, хаос», — говорится в совместном коммюнике силовых структур Азербайджана. Убийства государственных деятелей и насильственную смену власти в стране Сафаров осуществлял как активист запрещенного в Азербайджане шиитского движения «Мусульманское единство».

Накануне покушения на мэра Гянджи Сафаров составил обращение к азербайджанским шиитам, которое должно было распространиться по интернету, если бы Эльмар Велиев был убит. «Я убил человека, который лишил трех детей их отца — главу движения „Мусульманское единство“ Талеха Багирзаде» (шиитский теолог Талех Багирзаде отбывает 20-летний тюремный срок по делу о беспорядках в Гяндже и в бакинском пригороде Нардаран в 2015 году, с целью дестабилизации обстановки в стране. Эльмар Велиев на процессе против Багирзаде был ключевым свидетелем обвинения). Берите пример с этого поступка, убивайте врагов ислама!" - гласит текст призыва, составленного, по утверждению силовиков, лично Юнисом Сафаровым. 7 июля «Мусульманское единство» опровергло свою причастность к покушению на Эльмара Велиева и заявило, что Юнис Сафаров не имеет к организации никакого отношения.

Азербайджанские правоохранители сообщают: для убийств государственных деятелей и свержения в Азербайджане законной власти Юнис Сафаров планировал использовать свой боевой опыт, полученный в Сирии. Силовики Азербайджана, излагая сирийский эпизод в биографии Сафарова, не уточняют, на чьей стороне воевал в Сирии этот радикальный шиит. «Если он обучался в Иране, а воевал в рядах ИГИЛ (ДАИШ, Исламское государство», ИГ, запрещенная в России террористическая организация EADaily), то следует ожидать нападок радикальных группировок, утверждающих, что ИГИЛ и шииты — одно и то же. Но если выяснится, что Сафаров сражался в рядах «Хезболла» против ИГИЛ, то это будет первый прецедент, когда шиит из Азербайджана воевал в Сирии", — пишет об этой ситуации сайт «Ислам в Азербайджане».

Азербайджанский политолог Ариф Юнусов говорит, что в разработках азербайджанской госбезопасности шиитские радикалы нередко фигурируют как союзники джихадистов — ваххабитов, что с точки зрения исламских реалий не выдерживает никакой критики. «По версии силовиков Азербайджана, этот шиит-радикал успел повоевать в Сирии в составе ИГИЛ, то есть вдобавок стал еще и суннитом-радикалом. Я сразу вспомнил еще одно совместное заявление силовых структур Азербайджана по событиям в Нардаране, когда они жителей этого поселка назвали ваххабитами, даже не подумав, что в Нардаране — все сплошь шииты и враги ваххабитов», — пишет Юнусов в Facebook.

По информации Арифа Юнусова, в СМИ страны вбрасывается информация, что за покушением на Эльмара Велиева могли стоять спецслужбы Армении. Согласно этим вбросам, говорит эксперт, мать Юниса Сафарова — живущая в Москве армянка, выполняющая в России задания армянской разведки. В действительности же мать шиитского радикала этническая азербайджанка. Лейла Сафарова до недавнего времени работала библиотекарем в московской школе № 157 имени Керима Керимова. В этой школе есть азербайджанская образовательная компонента, там учится много азербайджанцев. В московской школе имени Керимова учились Юнис Сафаров и его сестра.

По поводу покушения на жизнь мэра Гянджи со специальным заявлением выступила администрация президента Азербайджана. В документе отмечается, что во  время проведения мероприятий по  устранению последствий аварии на  Мингячевирской ТЭС в Гяндже было совершено нападение на мэра города и его телохранителя. Некоторые оппозиционные круги посредством новостных сайтов и  социальных сетей попытались использовать аварию на  ТЭС в  Мингячевире и  вооруженное нападение на  должностное лицо в  Гяндже в  личных целях. Президент Азербайджана Ильхам Алиев был немедленно проинформирован о  случившемся, им были даны соответствующие поручения, а  человек, совершивший преступление, был привлечен к  ответственности. «Все это указывает на  то, азербайджанское правительство способно в  любой ситуации, в  том числе чрезвычайной, обеспечить безопасность и  нормальный ритм жизни населения. Вся работа, проделанная во  время указанных ситуаций, дает основание с  уверенностью говорить об  этом», — говорится в заявлении администрации президента Азербайджана.

Северо-Кавказская редакция EADaily

08.07.2018

Источник: eadaily.com