Переговоры на уровне глав правительств стран ШОС в Ташкенте неожиданно получили для Афганистана внутриполитическое измерение. Поводом стала почти неформатная встреча между премьер-министрами России и Афганистана Дмитрием Медведевым и Абдуллой Абдуллой.

Последний, как известно, по-прежнему находится в статусе официального конкурента действующего президента Исламской Республики Ашрафа Гани на выборах главы государства, которые, как кажется, рискуют затянуться из-за проблем с подсчетом голосов. С учетом продолжающегося соперничества двух афганских политиков, к их действиям – как внутри, так и за пределами Афганистана – привлечено особое внимание. Исключением не стало и это мероприятие в рамках ШОС, которое предваряет грядущий саммит лидеров стран-участниц организации. Однако повод дал сам афганский премьер.

Переговоры в Ташкенте не могли обойти стороной афганскую тематику. На переговорах с доктором Абдуллой Медведев заявил, что Афганистан представляет ключевое значение для безопасности в регионе. «У нас есть хорошая возможность на площадке встречи глав правительств ШОС пообщаться, поговорить о том, как развиваются события в вашей стране, – сказал российский премьер афганскому коллеге. – Мы, конечно, очень внимательно наблюдаем». Глава российского правительства обратил особое внимание на то, что Афганистан является традиционным и важным партнером для России. Доктор Абдулла, в свою очередь, проинформировал Медведева о событиях в Афганистане. «Я очень рад этой встрече, я благодарю вас за эту возможность встретиться, за уделенное время, – сказал он. – Хотел бы выразить также благодарность за поддержку, которую вы оказываете мирному процессу, а также за укрепление связей между нашими странами».

Афганский премьер признал, что при объявлении результатов выборов в его стране может возникнуть заминка, однако, по его словам, итоги голосования никак не повлияют на «связи дружбы и сотрудничества» между Россией и Афганистаном. Заявление выглядело обнадеживающе, особенно на фоне необъявленного, но очевидного дипломатического кризиса, в последние годы отчетливо наметившегося между Москвой и официальным Кабулом. Из президентского дворца давно не было слышно ремарок о «связях дружбы и сотрудничества» в адрес Кремля. Уполномоченных представителей афганского правительства не было фактически ни на одной из последних межафганских встреч в российской столице. Годовщину установления дипломатических отношений между странами в России афганская политическая элита праздновала с непримиримой вооруженной оппозицией, но без ставленников Гани.

На этом фоне контакты доктора Абдуллы с Медведевым выглядели выбивающимися из общей тенденции. Так, афганский премьер и его российский визави отказались от услуг переводчика. «Английский знаете все? Надо кому переводить-то, нет?» – обратился Медведев к членам российской делегации перед тем, как перейти с доктором Абдуллой на английский. Эпизод дал повод политическим кругам в Кабуле говорить о том, что конкурент Гани попытался обсудить с Медведевым свою повестку. Такие подозрения усиливаются фактом, что содержательная часть беседы глав двух правительств по-прежнему остается неизвестной. В экспертной среде появилась гипотеза, что премьер-министр Афганистана пытался понравиться российскому коллеге. Однако версия не выдерживает критики с учетом того, что и Абдулла, и Медведев знают друг друга достаточно давно, и подобные переговоры им вести не впервой.

Если всерьез допустить, что доктор Абдулла намеревался этой встречей заработать себе «очки» в Афганистане, то сложно говорить, во что именно он мог бы конвертировать эти переговоры. Польза от контактов с Россией выглядит неочевидно. Однако не может не возникнуть ощущения, что глава афганского правительства пытается наметить самостоятельную внешнеполитическую линию. Тем более, что после возвращения доктора Абдуллы в Кабул одним из первых его офис посетил экс-президент Афганистана Хамид Карзай, который имеет весьма теплые отношения с российской стороной. А Карзай, как известно, крайне редко посещает резиденции других политиков без особых на то причин.

04.11.2019

Источник: «Афганистан.Ру»