Власти США могут пересмотреть свою стратегию по Афганистану, объявленную президентом Дональдом Трампом в 2017 году. Как сообщило на днях агентство Reuters, глава Белого дома чувствует разочарование из-за отсутствия прогресса в контексте афганского кризиса. Опрошенные порталом «Афганистан.Ру» эксперты не исключают, что американская администрация может пойти по пути оптимизации военного присутствия в Исламской Республике или рискнет привлечь другого международного игрока для того, чтобы разделить ответственность. В числе таких игроков называют в первую очередь Россию.

Вашингтонское разочарование

Трамп недоволен тем, что заявленные в его стратегии по Афганистану цели – склонить талибов к переговорам с официальным Кабулом – так и не были выполнены. Об этом чиновники американской администрации рассказали Reuters на условиях анонимности. По словам сразу нескольких должностных лиц, приказа о поиске новой стратегии пока не было, однако есть косвенные признаки: Белый дом просил подготовить обзор действующей стратегии. «Мы получили некоторые сигналы из Белого дома, что Трамп может запросить обзор стратегии по Афганистану, поэтому мы готовимся», – цитирует Reuters одного из своих высокопоставленных собеседников. В обзоре, как сообщается, будут рассмотрены все аспекты нынешней стратегии, включая результаты расширения американского присутствия в Афганистане, а также перспективы переговоров с талибами. Стоит ждать пунктов об отношениях США с Пакистаном.

Глава Центрального командования ВС США Джозеф Вотел попытался преподнести появившиеся в Reuters данные как обычный обзор, который готовится для того, чтобы проанализировать ошибки. «Я не представляю себе что-то, что могло бы провести к масштабному изменению во всеобщей стратегии, в рамках которой, я думаю, мы демонстрируем прогресс», – заявил военачальник, выступая на американской базе «МакДилл» 19 июля. Несмотря на то, что боевые действия в Афганистане продолжаются, их динамика показывает, что стратегия Трампа по Афганистану и Южной Азии работает, выразил уверенность Вотел. По его словам, есть положительные признаки на «пакистанском направлении», однако США, по его словам, хотели бы большего давления на боевиков, которые действуют в Афганистане. «Режим прекращения огня продемонстрировал возросшее стремление к миру», – отметил он.

Сокращение обязательств

«Отсутствие прогресса в Афганистане вполне понятно, – заявил порталу «Афганистан.Ру» заместитель директора и научный сотрудник программы «Россия и Евразия» Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Джеффри Манкофф. – Силы США были там с 2001-2002 годов, но большая часть страны до сих пор неуправляема и небезопасна. Я не уверен, как изменится стратегия. Большая часть дебатов об афганской политике, которую я слышал, фокусируется на численности войск – должны ли США возродить численность или, наоборот, уменьшить потери и установить график более или менее полного выхода. По крайней мере, в ходе предвыборной кампании Трамп, казалось, симпатизировал последнему подходу. Конечно, военные были категорически против. Были некоторые усилия по вовлечению талибов, которые сейчас определенно предпринимаются Россией, но мало что свидетельствует, что Талибан и афганское правительство где-то согласятся принять некий вид переговорного процесса».

Бывший заместитель госсекретаря США в 2009–2011 годах Филипп Кроули в разговоре связал последние сообщения с разговорами о возможном мирном процессе между талибами и Кабулом. «В СМИ появились данные о появлении интереса к мирным переговорам, – пояснил Кроули. – Это вполне уместно: для любого участника конфликта в Афганистане нет военного решения, однако сами стороны должны быть готовы к переговорам. Страны, которые прямо заинтересованы в будущем страны, – в частности, Индия, Пакистан, Иран, Россия, Китай и США, должны оказать давление на стороны, чтобы они сели за стол переговоров, а затем поддержать этот мирный процесс. В прошлом некоторые из них интересовались мирным решением, в то время как другие подрывали его. Гражданские войны в конечном итоге сгорают сами, но это может занять много времени. То, что пытаются сделать США и НАТО, — это усилить афганское правительство до такой степени, что оппозиционные группы признают невозможность достичь своих целей с помощью военных средств и поймут: они могут потерять больше, чем выиграть, продолжая борьбу».

России – приготовиться

В российской экспертной среде выдвигают предположение, что при возможной смене стратегии американский лидер попытается сократить ряд обязательств, делегировав их другому государству — России. «Думаю, Трамп будет очень внимательно относиться к расходованию финансовых средств, но при этом попробует найти некое государство, на которое можно было бы переложить часть этих расходов или ответственность, – предположил военный эксперт, замдиректора Института стран СНГ Владимир Евсеев. – Некоторые считают, что таким государством может стать Россия. За счет некого ограниченного сотрудничества с Россией США могут попробовать несколько скорректировать ситуацию, которая складывается, потому что самая большая проблема заключается в том, что со всеми государствами, которые имеют реальное влияние внутри Афганистана – Пакистан, Иран, Китай, РФ – у США напряженные отношения, а именно они могут как-то повлиять, чтобы изменить ситуацию».

Эксперт описал, как могло бы выглядеть привлечение России к разрешению афганского конфликта. «Например, одна из тем, которая могла бы быть потенциально рассмотрена, – это ремонт вертолетов, находящихся в большом количестве на территории кабульского аэропорта, – пояснил Владимир Евсеев –. Может быть, эта программа будет скорректирована. Во всяком случае я бы на это рассчитывал. Другой вопрос – насколько нам нужно брать на себя эту долю ответственности. Это обсуждаемо. Было предложение, чтобы Индия вошла в Афганистан. Индия воевать, естественно, не хочет. С Ираном такого взаимодействия быть не может. Китай – с ним были некие переговоры с участием «Талибана». Россия в принципе могла бы в этом ограниченно поучаствовать, здесь весь вопрос в том, насколько США готовы России это предложить.

Вероятно, в Вашингтоне готовы к такому сценарию. Несколько недель назад первый заместитель помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Элис Уэллс заявила, что США хотели бы видеть от РФ большей активности в Афганистане. «У России есть важные интересы и заботы в Афганистане, – заявила она на слушаниях в комитете по иностранным делам Палаты представителей, отвечая на вопрос конгрессвумен Энн Вагнер, касавшийся российской политики на афганском и центральноазиатском направлении. – У нее важная роль, которую она может сыграть в стабилизации ситуации в Афганистане. Мы бы хотели видеть, как Россия делает больше для того, чтобы обеспечить помощь афганскому правительству. Как на военном, так и на дипломатическом уровнях». По мнению Уэллс, в том случае, если бы российское руководство это сделало, то шансы усадить талибов за стол переговоров существенно бы возросли.

Стратегия инстинктов

Соединенные Штаты ведут военную кампанию в Афганистане с октября 2001 года. По оценкам американского оборонного ведомства, это обошлось американской казне более чем в $680 млрд. В ходе операций на территории республики погибли около 2,35 тыс. военнослужащих из США, свыше 20 тыс. получили ранения. Объявляя ровно год назад основные принципы своей стратегии по Афганистану и Южной Азии, Дональд Трамп отметил: «Мои инстинкты изначально подсказывали мне уйти из Афганистана, и я исторически люблю действовать согласно инстинктам. Однако всю жизнь мне говорили, что решения будут совсем иные, когда ты сядешь за стол в Овальном кабинете». Выработка новой политики, по признанию американского лидера, потребовала множества совещаний. «Поспешный вывод американских военных создаст вакуум, который террористы — включая террористические группировки «Исламское государство» и «Аль-Каида» - сразу заполнили бы», – заявил Трамп.

Основным столпом действующей стратегии Соединенных Штатов стало расширение численности американского контингента на территории Афганистана, а также интенсивная помощь военной техникой официальному Кабулу. Как официальные заявления афганских политиков, так и некоторые косвенные признаки указывали на готовность как Вашингтона, так и Кабула полностью заменить авиапарк афганских Вооруженных сил, состоящий из вертолетов российского и советского производства, американскими летательными аппаратами. Другим важным пунктом анонсированной Трампом стратегии стал акцент на прессинг Пакистана, который считается основным спонсором и укрывателем боевиком «Талибана». В связи с этим Трамп обратился к Индии – региональному сопернику Исламабада – увеличить свое участие в разрешении афганской проблемы. Впрочем, большого энтузиазма индийская сторона так и не показала.

Игорь Субботин

22.07.2018

Источник: «Афганистан.Ру»