После 16-дневных продолжительных переговоров между американской делегацией и движением «Талибан» определены черновые рамки мирного соглашения.

Обе стороны выразили удовлетворение достигнутыми предварительными результатами. Очередной раунд переговоров американской делегации с талибами был сосредоточен на четырех ключевых вопросах: гарантии разрыва связей «Талибана» с другими террористическими организациями; график выхода американских сил из Афганистана; начало прямых переговоров талибов с правительством Афганистана и повсеместное прекращение огня в стране.

По окончании последнего раунда переговоров спецпредставитель США по миру в Афганистане Залмай Халилзад объявил, что после достижения окончательной договоренности по вопросам борьбы с терроризмом и выхода иностранных войск из Афганистана талибы и действующее правительство Афганистана, вероятно, начнут переговоры друг с другом о мире и прекращении огня.

Черновая договоренность между американской делегацией и «Талибаном» состоит из двух частей: первая часть затрагивает стратегические цели Вашингтона в отношении Афганистана, во второй части содержатся вопросы, имеющие отношение непосредственно к афганцам.

Условия США

Слепым пятном повестки дня длительных переговоров в Дохе остается вопрос о графике выхода американских сил из Афганистана. США стремятся к постепенному и растянутому по времени выводу своих войск из Афганистана. Однако делегация талибов настаивает на полном выводе иностранных военных в кратчайшие сроки. В настоящее время для Вашингтона вопрос о выводе войск тесно связан с предстоящими выборами президента. Возможно, что американцы выведут свои войска из Афганистана до проведения президентских выборов в США в 2020 году. Однако вероятность того, что они закроют военные базы в Баграме, Кандагаре, Гельманде, Герате и на севере Афганистана и сведут к нулю присутствие своих военных в Афганистане, невелика. Некоторые аналитики полагают, что американцы ведут разведывательную игру, направленную на втягивание талибов в политический процесс, и по достижении этой цели снова вернутся к постепенному наращиванию своего присутствия в Афганистане, поскольку не существует ясного механизма, который мог бы предотвратить возвращение американских сил в Афганистан.

В своей тактической игре США называют прекращение сотрудничества и контактов талибов с  «Исламским государством», «Аль-Каидой» и другими региональными террористическими организациями в качестве предварительного условия для выхода своих сил из Афганистана. Между тем, ни талибы, ни какое-либо другое военно-политическое движение не в состоянии гарантировать прекращение деятельности экстремистских и террористических группировок в Афганистане, поскольку в этой стране уже сформирована платформа для ведения террористической деятельности, рассчитанной на долгие годы.

В то время, когда США и НАТО со своими 150 тысячами военных не смогли поставить заслон для деятельности талибов и других вооруженных террористов в Афганистане и обеспечить безопасность страны, вполне естественно предположить, что никакая другая сила не будет в состоянии «гарантировать» безопасность и стабильность Афганистана. При этом стоит напомнить, что «Талибан» является лишь одной из многочисленных группировок, которые в настоящее время воюют против иностранных сил и правительства Афганистана, и после заключения мирного соглашения между США и «Талибаном» велика вероятность активизации деятельности остальных вооруженных групп в Афганистане. В этом случае США смогут еще раз вернуться в Афганистан под предлогом нарушения условий мирного соглашения.

Проблема Афганистана

Во второй части мирных переговоров речь шла о начале прямых переговоров между «Талибаном» и правительством Афганистана и всеобщем прекращении огня. Вашингтон настаивает на том, что решение о форме политической системы, разделе власти, изменении Конституции и присоединении «Талибана» к политическому процессу должно быть принято самими афганцами. До сих пор талибы не воспринимали правительство Афганистана в качестве договороспособной силы и отказывались вступать в переговоры с Кабулом. Со своей стороны, Кабул также не считает мирное соглашение США с «Талибаном» полезным для страны. Правительство национального единства уже три месяца всеми силами стремится помешать американо-талибской сделке. При этом недостаток сведений о повестке дня переговоров ставит Кабул в ситуацию информационного вакуума.

Правительство национального единства усилило давление на базы и позиции талибов и запустило усиленную пропагандистскую кампанию в СМИ, направленную против «Талибана». На ключевые посты в органах безопасности назначены лица, настроенные против талибов и намеренные продолжать войну с «Талибаном». Со своих постов были смещены начальник генерального штаба армии, командующий воздушными силами, заместитель министра обороны, несколько заместителей министра внутренних дел и члены Совета национальной безопасности, а их места заняли «бескомпромиссные» командиры.

Вторая часть переговоров, то есть достижение соглашения между «Талибаном» и правительством, обещает быть непростой. Правительство, несмотря на то, что оно лишено возможности устанавливать правила игры, по-прежнему имеет в своем распоряжении достаточные возможности для маневра. Кабул располагает множеством рычагов для давления на Вашингтон.

Между тем, перед самим Кабулом также стоит много нерешенных проблем. Кабульские власти по рукам и ногам связаны политической разобщенностью и распрями. У каждой из действующих в стране политических сил имеется собственная, отличная от других программа и повестка дня. Подавляющее большинство неправительственных политических движений недовольны действиями и поведением руководителей Правительства национального единства. Ради смещения этих лиц они готовы к любым сделкам с талибами.

Поэтому в настоящее время усилия президента направлены на то, чтобы до начала прямых переговоров с «Талибаном» сформировать делегацию переговорщиков, которые будут представлять собой единую команду. Состав этой команды, который был предложен президентом, не получил одобрения у политических движений страны. Эти движения хотели бы, чтобы команда переговорщиков была более инклюзивной и менее правительственной. Однако президент стремится удержать в своих руках управление этой командой. Вероятно, окончательный состав делегации мирных переговорщиков будет утвержден до проведения традиционной Лойя Джирги, назначенной на 29 апреля 2019 года.

В настоящее время в центре внимания Кабула остается проведение президентских выборов по графику Избиркома, и до достижения мирного соглашения между «Талибаном» и правительством Афганистана, вероятно, предстоит еще долгий путь

Анита Ахмади

16.03.2019

Источник: afghanistan.ru