США теперь согласовывают свои переговорные решения по урегулированию афганского конфликта в первую очередь с Китаем. Такими выводами с порталом «Афганистан.ру» поделился источник в Кабуле, который указал на порядок и тайминг последних дипломатических контактов между участниками переговоров в Катаре и китайской дипломатией. В экспертной среде считают: Пекин стирает свои «красные линии» в отношении Афганистана, однако все еще осторожно относится к полномасштабной вовлеченности в разрешение кризиса.

Пекин как главное место встреч

Источник «Афганистан.Ру» указал на то, что сразу после последнего раунда межафганских переговоров в Катаре спецпредставитель США по Афганистану Залмай Халилзад отправился в Пекин, хотя традиционно после таких встреч он посещал Кабул. «На этот раз – вопреки ожиданиям – он поехал сразу в КНР: там проходили встречи по афганскому вопросу с участием России, США, Китая и Пакистана, – указал собеседник. – Что важнее, Халилзад встречался с руководством Китая по афганскому вопросу. По некоторым данным, он общался с первым заместителем главы МИД КНР, а после этого он поехал в Вашингтон. Анализируя его поведение, можно сказать, что он даст талибам некие предварительные договоренности. И именно их он поехал согласовать в Китай». Источник напоминает, что параллельно с Халилзадом Китай посетил экс-президент Афганистана Хамид Карзай.

Китай является частью четырехсторонней координационной группы, в которой задействованы Россия, Пакистан и США. На встрече в Пекине 10-11 июля участники группы призвали «начать межафганские переговоры с участием «Талибана», афганского правительства и других афганцев». При этом Россия, США, КНР и Пакистан подтвердили: переговоры о мире должны вестись и направляться самими жителями республики, а также привести к появлению рамочного соглашения в максимально сжатые сроки. «Эти рамки должны гарантировать упорядоченный и ответственный транзит в сфере безопасности и детализировать будущую инклюзивную политическую договоренность, приемлемую для всех афганцев», – говорится в тексте заявления. Группа высказалась за то, чтобы все участники конфликта сделали определенные шаги в целях снижения уровня насилия, которое бы позволило обеспечить устойчивый режим прекращения огня.

Военное усиление под эгидой КНР

В конце июля, как ожидается, пройдут вторые по счету таджикско-китайские антитеррористические учения. Местом маневров станет Ишкашимский район Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, которая граничит с Афганистаном. По информации пресс-службы минобороны центрально-азиатской страны, в учениях будут задействованы «батальон солдат и офицеров мобильных войск Министерства обороны Таджикистана и одна рота Народно-освободительной армии Китая». В приграничной зоне армии двух стран будут отрабатывать совместные действия в случае появления угрозы проникновения боевиков-террористов из соседнего Афганистана через таджикскую территорию в Китай. Маневры пройдут с использованием авиации, бронетехники и артиллерии. КНР примет в них участие с собственной техникой.

Ранее были сообщения, что Китай планирует вложиться в строительство военной базы в одной из северных провинций Афганистана – Бадахшане. По этим данным, КНР брала на себя материальные и технические обязательства. До настоящего времени подобный процесс милитаризации объяснялся желанием предотвратить возможные удары со стороны террористов-уйгуров, а также обезопасить инфраструктуру своего проекта «Один пояс – один путь». Именно в рамках «Одного пояса – одного пути» КНР начала отчетливо делать ставку на военную составляющую, хотя публично в Поднебесной всегда говорили только о логистической и инфраструктурной компонентах. Когда появились первые проекты прокладки дорог и транспортных коридоров, стало понятно, что они имеют в том числе военный характер, говорят наблюдатели. Однако, по их мнению, у китайской милитаризации в регионе есть свои пределы.

Вернут ли талибов к власти

Серьезной иллюстрацией к переменам в китайской стратегии по Афганистану стал визит делегации талибов в Пекин, прошедший не так давно. Делегаты от движения мятежников встречались в том числе с представителями китайского дипломатического ведомства. Что касается простых афганцев, то Китай для них — это новая страна, которую они не рассматривают в качестве экспансиониста, заявил в разговоре  директор Центра изучения современного Афганистан (ЦИСА) Омар Нессар. «Может быть, другие страны и испытывают какие-то негативные чувства к Китаю – считают его политику непрогнозируемой, но афганцы мыслят по-другому, – отмечает эксперт. – Они считают, что КНР – не та страна, которая всерьез планирует использовать Афганистан в своих геополитических целях. Иными словами, афганцы к Китаю относятся очень положительно».

Аналитик параллельно обращает внимание на то, что в последнее время в афганской политической элите появились тревожные ожидания по поводу возможных итогов последних переговоров США и талибов. «В некоторых кругах говорят, что США разрабатывают план по возвращению к власти талибов, хотя эта версия выглядит нелогично, – убежден Нессар. – Это выглядело бы как поражение США. Но в Кабуле даже самые авторитетные эксперты и политики начинают говорить об этом. Последние заявления США служат дополнительным поводом тревожиться. В американской дипмиссии в Афганистане выразили скепсис по поводу возможности проведения выборов в Афганистане. А это автоматически означает формирование временного правительства. Может быть, это является одним из пунктов соглашения с талибами. Талибы с нынешним правительством не хотят вести переговоров, а кто-то другой может прийти только в результате некого консенсуса по созданию временного правительства».

Замена Соединенным Штатам

В экспертной среде констатируют намерение руководства КНР отбросить все свои предыдущие подходы к афганскому кризису. «То, что Китай так же, как и другие соседи Афганистана, обеспокоен обеспечением безопасности в этой стране, становится очевидно из того, что Пекин отбросил некоторые старые «красные линии» в отношении этой страны, – заявил эксперт Международного дискуссионного клубa «Валдай» Ричард Вайц, который возглавляет Центр военно-политического анализа в Hudson Institute. – В последние месяцы китайские дипломаты все активнее пытались содействовать примирению между афганским правительством и талибами, а также между Афганистаном и Пакистаном. Китай также более открыто оказывает помощь в области безопасности правительству в Кабуле. Но Пекину еще предстоит стиснуть зубы и сделать решительный шаг в направлении к афганскому миру, несмотря на критически важные проблемы».

Впрочем, аналитик сомневается в том, что Китай сможет заменить многостороннюю западную помощь Афганистану. «Пока что китайские политики ограничиваются скромными ставками в Афганистане и полагают, что опасность существенного повышения приоритетов в этой стране превышает все возможные выгоды. Даже в ситуации вокруг своего самого важного регионального партнера, Пакистана, Китай оказывает только минимальную помощь в области экономики и безопасности. Китайцы все еще с подозрением относятся к политике США в Афганистане и проявляют осторожность по отношению к маневрам Запада, направленным на то, чтобы втянуть КНР в то поле битвы, от которого США, похоже, сами отказываются». Тем не менее, говорит эксперт, США могут получить выгоду, если независимые китайские «вложения» в афганский мирный процесс – при соблюдении определенных оговорок и принципов – будут использованы.

Игорь Субботин

19.07.2019

Источник: afghanistan.ru