После подписания мирного соглашения с США движение «Талибан» предприняло новые атаки на позиции вооружённых сил (ВС) Афганистана. Официальный представитель группировки объявил об окончании периода «уменьшения насилия» и возобновлении военных действий против правительственных сил.

Талибы, в соответствии с катарской сделкой, не будут совершать нападений на иностранных военных, однако они не взяли на себя подобных обязательств в отношении сил безопасности Афганистана. После недельного периода «сокращения насилия», во время которого талибы воздерживались от широкомасштабных военных действий «Талибан» возобновил активные боевые операции, одновременно обвинив правительство Афганистана в подрыве мирного процесса.

Сами талибы отказались от любого перемирия с афганскими властями, несмотря на то что американская делегация настаивала на продлении периода сокращения насилия и включении в этот процесс ВС Афганистана. Используя клише об иностранной оккупации и религиозную риторику, талибы 18 лет воевали против иностранных сил и афганской армии. Чем же объясняется продолжение нападений на правительственные позиции и гражданское население Афганистана сегодня – после того, как была достигнута договоренность о выводе иностранных сил?

Одной из целей «Талибана» является вооружённая борьба против афганского правительства и свержение нынешних кабульских властей, которых талибы считают «марионетками» и «наёмниками». Боевики рассчитывают как минимум на полное устранение поддерживаемого США центрального правительства. К достижению этой цели их приближает политическая раздробленность Афганистана, отсутствие планов у бывших соперников и врагов «Талибана», а также политика президента Ашрафа Гани, которая не адекватна существующим вызовам.

Аналитики полагают, после подписания соглашения продолжение боевых действий со стороны талибов не имеет никаких исламских и религиозных обоснований и должно расцениваться как демонстрация силы. В доказательство этого приводится факт противостояния талибов исламскому правительству Бурхануддина Раббани.

Очевидно, что при помощи военного давления на ВС Афганистана боевики пытаются получить преимущество на внутриафганских переговорах. В качестве предварительного условия для их проведения они потребовали освободить из заключения 5 тыс. своих членов и исключить их имена из чёрного списка ООН. Кабул же настаивает на том, чтобы вопрос об освобождении заключённых и пересмотре чёрного списка был включён в повестку дня внутриафганского диалога. В обмен на освобождение заключённых Кабул требует, чтобы талибы выполнили свои обязательства в отношении всеобъемлющего и постоянного прекращения огня.

При всем мастерстве талибской команды переговорщиков сегодня ей приходится решать большую проблему. Отказ от столкновений с иностранными силами и продолжение нападений на афганскую армию ставят под вопрос законность ведения боевых действий.

В этой связи часть военного руководства «Талибана» с подозрением относится к мирному соглашению с США. В своих интервью она называет это соглашение сделкой между Пакистаном и США. Они также ставят под вопрос полномочия катарской делегации, считая их недостаточными для того, чтобы представлять интересы целой группировки. Даже участие в мирных переговорах муллы Абдул Гани Барадара, который является одной из ключевых фигур «Талибана», не смогло удовлетворить среднее звено боевых сил «Талибана». Мирное соглашение продемонстрировало глубину влияния Исламабада и США на руководство «Талибана», и это обстоятельство вызывает явное беспокойство в рядах талибов. Пока недовольство полевых командиров носит не массовый характер, но, вероятно, будет расти.

Оппозиция некоторых стран региона сделке Вашингтона с талибами может усилить данные разногласия и способствовать формированию отдельного «движения сопротивления» внутри «Талибана». Несмотря на то, что лидеры талибов пытаются не допустить раскол, их последние действия оставляют сомнения в легитимности ведения боевых действий с точки зрения принципов исламского права.

Вместе с тем есть мнение, что в случае, если США, игнорируя интересы сторон, задействованных в афганской проблеме, передадут талибам единоличное право управления Афганистаном, есть вероятность создания регионального «фронта сопротивления», который будет сформирован при поддержке Ирана, Индии и некоторых стран Центральной Азии. В 1990-х годах указанные страны уже выступали в качестве покровителей антиталибских сил, и возможно, что данный сценарий повторится – в иной форме. После сделки с США талибы, скорее всего, лишатся поддержки со стороны региональных государств, несмотря на то что за два последних года им удалось расширить свои связи и установить близкие отношения с Ираном, Пакистаном, Россией, Китаем, странами Персидского залива, Центральной Азии и даже некоторыми европейскими государствами.

08.03.2020

Источник: «Афганистан.Ру»