Китай назначают главным ответственным за пандемию COVID-19. Директор отдела ресурсов иностранного содействия Госдепартамента США Джеймс Ричардсон на регулярном брифинге заявил, что задачей КНР является оказание помощи другим странам в борьбе с распространением нового коронавируса.

«Я бы просто сказал, что на Коммунистической партии Китая лежит особая ответственность за оказание миру содействия, не связанного условиями и ограничениями, что она должна взять ответственность за имевшее место, как все понимают, сокрытие информации о случившемся в Ухане, – сказал американский дипломат. – Думаю, все страны мира должны иметь возможность получать высококачественную транспарентную помощь от любого донора, и мы бы призывали всех доноров, особенно Китай, который, как мы считаем, несет в данном деле особую ответственность, к предоставлению такого содействия». Ричардсон добавил: «Мы не можем обременять имеющие финансовые трудности страны, сталкивающиеся с нынешней пандемией в дополнение к экономическим сложностям. Нам не следует просить их влезать в еще один долг, чтобы их население было здоровым».

Отчасти подобные настроения проклюнулись и в афганском общественном мнении. Простые жители Афганистана возлагают ответственность за разгоревшуюся вспышку болезни именно на китайцев, которых до настоящего времени население республики оценивало нейтрально или умеренно-положительно. Причем недовольство вызывает не столько культурная инаковость Пекина, сколько его широкое присутствие в различных точках региона, что делает беззащитным перед китайскими болезнями местные народы.

Афганистан имеет важное значение для КНР. Исламская Республика включена в проект большого коридора Китай-Пакистан-Афганистан. Транзитная линия задумывалась китайским руководством еще семь лет назад, однако сама инициатива начала реализовываться только в 2015 году. Этот маршрут представляет для Китая экономическое, а также политическое значение: таким образом КНР «завоевывала» юго-западное направление, что предоставляло дополнительные возможности. Выгоду получали и афганцы: проекты КНР идут рука об руку с развитием местной инфраструктуры. В последнее время Китай был вынужден переналаживать связи со многими государствами региона с целью переформатирования торговых отношений после кризиса в отношениях с США. Китайское руководство стало не только более активным, но и более гибким в своих контактах с различными политическими силами в Афганистане. В том числе китайцы проявили готовность вести диалог и с движением «Талибан», делегаты которого не раз посещали Пекин во время пауз с американскими переговорщиками.

Несмотря на регулярные призывы международного сообщества укреплять региональные связи на фоне распространения коронавируса нового типа, ситуация, скорее всего, нанесет удар по отношениям между соседями. Это представляет риск в том числе для американской мирной инициативы. Если представить, что в Афганистане вдруг возобновились бы боевые действия в то время, когда значительное число американских военных уже покинуло страну, региональные державы могли бы стать единственной гарантией сохранения мира и безопасности в Исламской Республике. Именно поэтому в начале марта официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь призвал не создавать «вакуума безопасности» в Афганистане в условиях оптимизации иностранного присутствия: Пекин не может не волновать такой сценарий. Вопрос заключается лишь в том, восстановят ли региональные игроки взаимное доверие после того, как опасность нового вируса исчезнет.

29.03.2020

Источник: http://afghanistan.ru