Весьма авторитетный эксперт по России, директор института Кеннана Мэтью Рожански поделился мыслями о том, как урегулировать украинский кризис. И если читать его советы без предубеждения и постоянно помнить, что статью написал американец, который вовсе не обязан отстаивать российские интересы, то можно без труда разглядеть в них здравое зерно.

В США еще остались серьезные аналитики-кремлеведы, которые, правда, сильны в теории, а не на практике. Чтобы действительно стать незаменимым экспертом, нужны контакты не только в научных кругах, хотя само по себе это и неплохо, но и во властных структурах. А такие контакты появляются только у дипломатов, долгое время работающих в стране пребывания или в различных советах по взаимодействию в разных областях.

Прекрасный шанс войти в топ экспертов был у посла Майкла Макфола, однако он предпочел неформальное общение с правозащитниками, а не с представителями власти, которым, судя по всему, не доверял или искренне считал врагами демократии. Разумеется, польза от таких связей весьма сомнительна и не в состоянии дать объективной картины процессов, происходящих в России.

Мэтью Рожански предлагает в общем и целом реалистичный способ урегулировать украинский кризис, хотя, по-моему, не до конца осознает, в чем именно прав. Но для начала — несколько тезисов эксперта, из которых мы можем понять, в чем заключается интерес американцев в прекращении боевых действий в Донбассе.

1. Поддержание стабильности и безопасности на европейском и евроатлантическом пространстве. Европейская безопасность — это очевидный и чрезвычайно важный аспект национальной безопасности США, поскольку в прошлом веке американцы дважды втягивались в кровавые конфликты мировых войн, начинавшихся в Европе.

2. Объем торговли США с европейскими странами больше, чем с любым другим регионом, а европейская экономика потеряет больше всех от экономического краха Украины и России, который может возникнуть в результате мирового финансового кризиса и военного конфликта на украинской земле.

3. США хотят сохранить суверенитет самой Украины. После распада Советского Союза Соединенные Штаты активно поддерживали украинский суверенитет и территориальную целостность, причем не только из-за последствий для европейской безопасности, но и в расчете на то, что сильная и стабильная Украина сможет стать стратегическим партнером США в регионе, имеющем колоссальное стратегическое значение и находящемся на пересечении путей из Центральной и Восточной Европы, из Средиземноморья и большого Ближнего Востока.

На мой взгляд, логики в этих аргументах немного — в мире есть и другие регионы со схожими кризисами. Например, подбрюшье США Латинская Америка или страны Юго-Восточной Азии. Однако для Вашингтона проблемы далекой Украины оказываются почему-то важнее. И все мы понимаем, почему именно. Но переубедить американцев не удастся, да такой задачи и не стоит. Просто принимаем как факт, что где-то далеко за Атлантическим океаном строятся определенные планы, направленные на осложнение нам жизни.

Однако есть в статье Мэтью Рожански и любопытные мысли, по которым можно достичь компромисса. Что очень важно в переговорном процессе.

По его мнению, сегодня наступил удачный момент для включения США в игру за Украину в качестве лидера в деле разрешения кризиса. Он предлагает своему правительству настоять на том, чтобы нормандский формат был расширен, причем, включить в него следует не только Соединенные Штаты, но и других членов ОБСЕ, пользующихся доверием как у Москвы, так и у Киева. Например, Финляндию, Австрию, Швейцарию, Белоруссию, Казахстан и так далее.

Если такая инициатива прозвучит, России не следует сопротивляться. Наоборот, поскольку в Белом доме вряд ли читают такого рода аналитические записки (именно поэтому авторитетный эксперт вынужден публиковать их в открытой печати), хорошо бы нам самим воспользоваться советами американца, перехватить инициативу и предложить Дональду Трампу, а также другим президентам стран — членов ОБСЕ поучаствовать в совместной работе в нормандском формате. Хуже не будет — за два года с момента подписания «Минска-2» дело не сдвинулось с мертвой точки, уже слышны разговоры о том, что договоренности зашли в тупик, так и не начав выполняться.

По логике директора Института Кеннана, именно Россию необходимо убедить выполнять Минские соглашения. Пусть так. Хотя логика этого важнейшего документа, на котором базируется украинское урегулирование, совершенно иная: это Киев, а вовсе не Москва должен вносить изменения в свою Конституцию и наделять Донбасс особым статусом. Каждый непредубежденный человек в состоянии прочитать Минские соглашения пункт за пунктом, чтобы в этом убедиться. Чем больше стран участвует в урегулировании, тем меньше сторонников украинской трактовки останется.

В январе кабинет министров Украины принял «План мероприятий по реализации основных принципов государственной внутренней политики по отдельным районам Донецкой и Луганской области» и даже зарегистрировал его в ООН. Этот план вице-спикер Верховной Рады Оксана Сыроид уже назвала «ножом в спину» украинскому народу и выполнением российского сценария интеграции в Украину ДНР / ЛНР.

Через некоторое время страны-участницы нового нормандского формата убедятся в полной импотенции Петра Порошенко как президента и недоговороспособности Украины как государства. Что мы уже наблюдали на примере Германии и Франции.

А самое главное, они убедятся, что Киев никогда не стремился к миру, что майданная власть — это сборище убежденных агрессоров, стремящихся уничтожить всех несогласных. Нам ведь от мирового сообщества нужно одно: чтобы оно знало правду.

Павел Шипилин

06.02.2017

Источник: svpressa.ru